Содержание материала

В закрытых РУ с одной системой шин и комплектными камерами заводского изготовления применяется главным образом механическая блокировка непосредственного действия. Она имеет много разновидностей в зависимости от конструкции РУ, взаимного расположения оборудования, типа приводов и пр.
Опыт эксплуатации показывает, что при хорошо продуманной конструкции и тщательном ее выполнении эта блокировка действует хорошо.
Механическая замковая блокировка применяется в основном в РУ старого типа. Широкое распространение получили механические замки конструкции Гинодмана, изготовляемые Рижским ремонтно-механическим заводом Латвглавэнерго.
При устройстве этой блокировки установочные детали изготовляются на месте.


Рис. 5-45. Принципиальная схема замковой блокировки
Механическая замковая блокировка работает правильно, если два или три взаимно блокируемых привода запираются замками, имеющими один общий ключ 3 (рис. 5-45).

Благодаря особой конструкции замков 1, 2, 4 ключи из них могут быть вынуты только при запертом положении замка, когда запорный стержень стопорит блокируемый элемент. Поэтому операции с каждым из блокируемых приводов возможны только тогда, когда ключ вставлен в замок и последний находится в положении «открыто».
Другие приводы в это время оказываются запертыми. Вынуть ключ из замка на приводе выключателя можно только при отключенном выключателе.
Из замков на приводах разъединителей ключи вынимаются в двух крайних положениях, т. е. когда разъединитель включен или отключен. Конструктивно это осуществляется так, что во вращающей или изменяющей свое положение части привода (например, в ступице рукоятки) просверливается отверстие, в которое может входить запорный стержень замка.
Если это отверстие совпадает с осью запорного стержня, то ключ можно повернуть, тем самым передвинув запорный стержень и застопорив ступицу. Затем ключ может быть вынут из замка. Если же отверстие не совпадает с осью запорного стержня, то последний упрется в поверхность ступицы. Повернуть и вынуть ключ будет нельзя.
Наибольшее распространение (60%) получили механические блокировки, главным образом потому, что их выполнение не требует прокладки специального кабеля и контактных соединений.
Хотя блокировки в целом и зарекомендовали себя как надежное противоаварийное мероприятие, практика эксплуатации показала, что в их работе наблюдаются недостатки.
Блокировка не может предотвратить ошибочных операций с разъединителем, если есть возможность без снятия пломбы отодвинуть запирающий орган замка блокировки или же замок не препятствует включению или отключению разъединителей.
По существу, такая блокировка ошибочные операции не предупреждает, так как операции со всеми разъединителями могут производиться независимо от нее. Действительно, если без снятия пломбы отодвинуть запирающий орган замка блокировки, то можно беспрепятственно открывать сетчатые ограждения и производить операции с разъединителями.
Установка замков на некоторых приводах разъединителей выполняется так, что запорный стержень остается открытым, поэтому замок легко отпирается без ключа при нажатии на стержень пальцем или каким-либо предметом. В таких случаях конец стержня должен быть защищен от механических воздействий.
Анализ аварий, происшедших из-за неправильных операций с разъединителями, показал, что 60% из них произошло на присоединениях и в РУ, где блокировка отсутствует. 25% аварий произошло из-за самовольных деблокировок, т. е. в тех случаях, когда блокировка запрещала производство операций; 8% аварий произошло из-за неправильной установки замков.
Отсутствие аварий из-за ложной работы блокировочных устройств и правильная работа блокировок во всех случаях самовольных деблокировок указывают на достаточную надежность действия блокировочных устройств. В связи с этим в местных инструкциях по оперативным переключениям должны быть указания, запрещающие дежурному и ремонтному персоналу производить срыв пломб с блок-замков и деблокирование устройств без разрешения вышестоящего ответственного лица. Надежная работа блокировки — залог безопасности персонала.
При ремонтных работах необходимо: проверить исправность имеющихся блокировочных устройств, исключить возможность деблокировки замков без срыва пломб, устранить возможность отпирания замков без ключей, отрегулировать приводы так, чтобы не было произвольных смещений заблокированных деталей приводов (валов, рукояток и т. д.).
К пружинным приводам также могут устанавливаться блок- замки любой конструкции для запирания привода в отключенном состоянии выключателя с целью предотвращения ошибочных действий с разъединителями.
Для предотвращения ошибочного включения привода в случае воздействия на кнопку «Вкл» или дистанционно на электромагнит, чтобы заведенные пружины сработали вхолостую, не произведя включение выключателя, следует: для запирания привода блок-замком нажать на кнопку «Откл» до упора и отключить выключатель. При нажатии кнопки связанная с ней планка отодвигается и открывает отверстие для стержня блок-замка.
Через открывшееся отверстие стержень блок-замка может выдвинуться внутрь привода, где будет удерживать планку от возвращения ее в первоначальное положение.
Отодвинутая и запертая стержнем блок-замка планка удерживает вжатой кнопку «Откл», которая в свою очередь удерживает рычаг в положении отключения приводом выключателя.
При этом ударник расцепления постоянно будет находиться в нижнем положении и не допустит зацепления рычага с защелкой зацепа, необходимого для включения выключателя заведенными пружинами.

Механическая рычажная блокировка масляного выключателя показана на рис. 5-46. При включенном положении масляного выключателя рукоятка привода 2 типа ПРБА занимает верхнее положение и нажимает на ролик блокировки 5. При этом угловой рычаг 4 становится в вертикальное положение и, нажимая на упор 6, перемещает швеллер 3 вверх, устанавливая заслонку 7 против фиксаторов приводов разъединителей 1. В результате этого отключение разъединителя становится невозможным.

Рис. 5-46. Механическая рычажная блокировка

При отключенном положении масляного выключателя рукоятка привода 2 занимает нижнее положение; под действием собственного веса швеллер 3 и заслонка 7 перемещаются вниз. Фиксаторы привода освобождаются, тем самым появляется возможность операций с приводами разъединителей.
Рассматриваемая блокировка весьма проста по конструкции и надежна в работе. К сожалению, она применима только при отмеченном расположении приводов разъединителей 1 и масляного выключателя 2. Кроме того, на одном из приводов разъединителей фиксатор положения привода должен быть переставлен на другую сторону, с тем чтобы он находился против фиксатора соседнего привода разъединителя (рис. 5-46).

Для приводов выключателя и разъединителей, расположенных рядом, на одной высоте, механическая рычажная блокировка имеет коромысло, установленное за лицевым ограждением камеры. На одном конце коромысла закреплен толкач, проходящий через отверстие в ограждении камеры и упирающийся в рычаг управления привода ПРБА. На другом конце коромысла закреплена заслонка, входящая аналогичным образом между фиксаторами приводов разъединителей. Этот конец коромысла крепится к ограждению камеры с помощью пружины.
При включенном положении выключателя рукоятка его привода нажимает на толкач, коромысло поворачивается на своей оси, благодаря чему заслонка входит между фиксаторами приводов разъединителей, препятствуя операциям с этими приводами.
При отключенном положении масляного выключателя, под действием пружины заслонка передвигается и освобождает фиксаторы приводов. Коромысло и толкач приходят в начальное положение. Операции с разъединителями разрешены.
Отмеченная блокировка сложнее в изготовлении и требует тщательного наблюдения при эксплуатации.
Конструкции блокировочных устройств при наличии пружинных и грузовых приводов для масляных выключателей достаточно разнообразны и базируются на использовании фигурных муфт, устанавливаемых на валу привода. Заслонка между приводами разъединителей связывается с муфтой системой подвижных штоков с пружинами.