Содержание материала

 Механизм привода УПГП, размещенный внутри корпуса, почти ничем не отличается от механизма привода УГП-51. Первое время после грузового привода УГП-51 завод выпускал приводы УПГП с двумя пружинами. Приводы выпускались в различных вариантах: со штурвалом (маховиком) диаметром 500 мм; со штурвалом диаметром 500 мм и сосредоточенным грузом; без штурвала с сосредоточенным грузом на поворотной траверсе.
Для увеличения работоспособности двухпружинного привода завод установил третью пружину.
При ремонте привода УПГП надлежит обращать внимание на то, чтобы крепление привода было прочным, исключающим смещение привода. Так как корпус привода имеет недостаточную жесткость, при его установке на неровную стену могут возникнуть перекосы корпуса.
Отрегулировать заводящую собачку упорным болтом в ее головке следует так, чтобы она не задевала за рычаг вала до момента его зацепления рабочей поверхностью собачки, а пружинный буфер, вступал в работу не раньше, чем удерживающая собачка захватит рычаг вала. При включенном положении между зубом заводящего рычага и штоком буфера должен быть зазор 0,5—1 мм.
Проверить состояние запорно-пускового механизма; зазор между зубом заводящего рычага и роликом в момент отклонения заводящего рычага влево до упора его в перегородку корпуса должен быть не менее 1,5—2 мм, расстояние от ударника включающего электромагнита до рычага запорно-пускового механизма должно быть не менее 6 мм.
Устранить задевание заводящего рычага за детали привода, вызванное излишним осевым зазором между заводящим рычагом и рычагом на валу привода. Регулировка зазора производится установкой шайб различной толщины. Зазор не должен превышать 0,5 мм.

Рис. 5-33. Привод ПП-61
Проверить регулировку отключающего механизма. Зазор между роликом стойки и планкой серповидного рычага в момент его наибольшего подъема должен быть равен 2—4 мм.
Проверить легкость хода и центрирование релейного валика. Зазор между рычагами релейного валика и ударниками отключающих элементов должен быть не менее 6 мм. На включающую способность приводов большое влияние оказывает буферная пружина сосредоточенного груза; рекомендуется, чтобы ее предварительное сжатие было в пределах 4—6 мм.
Дефекты приводов УПГП. Главные контакты выключателя замыкаются раньше вспомогательных контактов КСА в цепи отключения выключателя, что может привести к отказу в отключении выключателя при его включении на к. з.
При отключении привода и выключателя переключение КСА выполняется пружиной и системой рычагов, заедание которых приводит к отказу в переключении КСА.
Из-за механического АПВ конструкция узла ручного управления привода усложнена и работает недостаточно четко.
При ручном или дистанционном отключении выключателя при заведенных включающих пружинах может произойти ложное включение выключателя при первом легком сотрясении.
В конце 1961 г. завод изменил конструкцию узла ручного управления привода, разделив рычаги включения и отключения, установив их на отдельные неподвижные оси.
После регулировки отдельных узлов механизма и устранения дефектов следует проверить его действие в целом при ручном вращении редуктора рукояткой. Если взаимодействие всех деталей правильное, на электродвигатель подается напряжение и механизм проходит окончательную проверку.
Привод ПП-61 (рис. 5-33) является дальнейшим усовершенствованием привода УПГП. В основном механизм привода УПГП остался без изменения. Модернизация привода позволила расширить область применения его в схемах защит на
оперативном переменном токе. Ремонт и регулировка привода производится так же, как и привода УПГП.
Серьезным недостатком ручных приводов является зависимость успешного включения выключателей от физической силы оператора, его квалификации и правильности выполнения им операции включения. При включении на к. з. замедленное выполнение операции включения или остановки в конце включения могут привести к свариванию или значительному обгоранию контактов выключателя, повреждениям оборудования и несчастным случаям.
Пружинные приводы ППМ-10, УПГП и ПП-61 вследствие недостаточной энергии пружин не обеспечивают полной работоспособности выключателя ВМГ-133.
Противоаварийным циркуляром № Э-2/63, изданным МЭиЭП в 1963 г., определена коммутационная способность выключателя ВМГ-133 с различными типами приводов и при разных режимах работы.
В этом циркуляре говорится, что в процессе испытаний выключателей ВМГ-133 установлено следующее.

  1. Выключатели ВМГ-133, выпускавшиеся заводами «Электроаппарат» и «Уралэлектротяжмаш», имеют различное выполнение пальцев розеточного контакта. Выключатели завода «Уралэлектротяжмаш», имеющие боковые фаски в верхней части пальцев, обеспечивают надежную работу при токах, примерно на 3 кА больших, чем выключатели без фасок на пальцах розеточного контакта.
  2. Медные (не облицованные металлокерамикой) контакты выключателей ВМГ-133 имеют недостаточную дугостойкость, вследствие чего при токах свыше 15 кА чрезмерно обгорают контакты.
  3. Ручные приводы типа ПРБА не обеспечивают необходимой скорости включения независимо от данных оператора, поэтому не обеспечивается надежное включение выключателя на ток свыше 5 кА при наличии выдержки времени защиты и на ток свыше 10 кА при отсутствии выдержки времени защиты.
  4. Пружинные приводы ППМ-10 и УПГП имеют недостаточную энергию пружин и не обеспечивают использования полной работоспособности выключателя ВМГ-133. Приводы ПП-61 и ППМ-10У, имеющие улучшенную кинематику, дают лучшие результаты.

На основании результатов испытаний установлены пределы работоспособности по отключаемому току (в килоамперах) выключателей ВМГ-133 на 600 и 1000 А с различными приводами, которые приведены в табл. 5-8.

Таблица 5-8
Пределы работоспособности выключателей ВМГ-133, кА

Примечания: 1 Контактные ламели — по чертежу завода «Уралэлектротяжмаш»; 2 С усовершенствованной кинематикой; 3 С тремя пружинами при предельном предварительном натяге их. Контакты: М — медные, МК — с металлокерамикой.

С целью повышения устойчивости контактов и улучшения работоспособности выключателей ВМГ-133, находящихся в эксплуатации, необходимо сделать фаски на пальцах розеточных контактов, В соответствии с циркуляром Союзглавэнерго № Э-2/61 от 9 марта 1961 г., проверить и отрегулировать размеры щелей дугогасящих камер; сделать открытый вырез в бакелитовых распорных цилиндрах и облицевать контакты выключателей металлокерамикой. Чертежи и способы проведения этих мероприятий даны в этом циркуляре.
Из табл. 5-8 следует, что при наличии релейной защиты без выдержки времени выключатель ВМГ-133 может отключать большие токи, чем при наличии защиты с выдержкой времени. Обращает на себя внимание резкое снижение отключающей способности выключателя ВМГ-133 при наличии ручного привода типа ПРБА.
Выдержка времени максимальной токовой защиты распределительных линий 6—10 кВ находится в пределах 0,7—1,5 с и не может быть снижена. В связи с этим имеется предложение вводить в схему указанной защиты ускорение ее действия на момент включения выключателя.

Принципиальная схема такого устройства показана на рис. 5-34, а. Максимальная токовая защита, выполненная на реле РТВ, дополняется токовым реле мгновенного действия типа РТМ, включаемого во вторичные обмотки трансформаторов тока. В нормальном режиме, т. е. при включенном положении ВМГ-133 схема ускорения (реле РТМ) шунтируется контактами концевого выключателя К типа ВК-411, который установлен на приводе ПРБА и сблокирован с рычагом управления привода (рис. 5-34, б).
При отключении ВМГ-133 контакты выключателя ВК-411 размыкаются и схема ускорения защиты вводится в работу, так как реле РТМ при этом дешунтируется. При включении выключателя контакты ВК-411 остаются отключенными до полного включения рабочих контактов выключателя ВМГ-133. В результате в момент включения ВМГ-133 будет обеспечиваться защита линии с мгновенной выдержкой времени, за счет действия реле РТМ. 

Рис. 5-34. Схема ускорения действия релейной защиты

При отсутствии повреждения линии, по мере дальнейшего хода рычага управления привода ПРБА, схема ускорения выводится из работы за счет замыкания контактов ВК-411. Защита линии будет осуществляться реле РТВ, т. е. с выдержкой времени.
Отмеченное устройство является весьма эффективным средством полноценного использования отключающей способности выключателей ВМГ-133. Поскольку приводы типа ПРБА весьма распространены в городских сетях, есть разрешение использовать их при токах отключения до 20 кА, если выдержка времени защиты равна нулю. Следовательно, установка ускорения защиты (при необходимости) позволит эксплуатировать установленные приводы ПРБА без замены.
Ремонт привода типа ПП-67. Для проведения ревизии не требуется полной разборки привода. Достаточно снять траверсу, передние крышки, переднюю стенку, обеспечив доступ к узлам и деталям, расположенным внутри корпуса привода.

Чистой ветошью, смоченной в керосине или бензине, протереть все подвижные части, проверить их целость и надежность закрепления. Если обнаружатся сильно изношенные детали и узлы, могущие повлиять на надежность работы привода, эти детали надо заменить. Особое внимание необходимо уделить узлам и деталям, несущим большую нагрузку: зубчатому рычагу (сидящему на валу) с защелкой, ролику 7, зубу 6, оси системы рычагов 3, 9 и др. (рис. 5-35).
Убедившись в исправности узлов и деталей привода, смазать подвижные узлы. Одновременно с ревизией привода необходимо осмотреть электродвигатель (подшипники, щетки, коллектор). При увлажнении необходимо просушить изоляцию.
Для проведения ремонта узлов и деталей привода необходимо, соблюдая меры предосторожности, разобрать привод. Разборка производится в следующем порядке: при незаведенных включенных пружинах и отключенном выключателе ослабить до минимума предварительный натяг пружин, расцепить силовой орган с траверсой (в точке соединения рычагов 3 и 9, рис. 5-35), отвернуть болт, крепящий траверсу с грузом к валу, и снять последнюю; снять крышки; отвернуть винты, крепящие переднюю стенку, и снять последнюю; разобщить вал с выключателем (при необходимости снятия вала); снять необходимые детали или любой из отключающих элементов защиты. Сборка производится в обратной последовательности.
В связи с тем, что момент на валу привода может колебаться в зависимости от тяговых усилий пружин, предварительный натяг их регулируется только при сочленении с выключателем. При минимальном предварительном натяге включающих пружин произвести операцию включения. Если привод не включил выключатель с посадкой на защелку, необходимо отключить выключатель и увеличить на 5—6 мм натяг пружины (болтом 10, рис. 5-35).
Повторяя операции включения и увеличения натяга включающих пружин, отрегулировать натяг так, чтобы привод при пятикратной проверке включал выключатель с посадкой на защелку.
Для обеспечения нормального включения (с посадкой на защелку привода) выключателя, коммутирующего максимальную (паспортную) мощность, предварительный натяг пружин привода необходимо увеличить на 35—39 мм при управлении выключателями ВМГ-133, ВМГ-10 и ВМП-10. При этом скорости в момент касания контактов должны быть у выключателей ВМГ-133 и ВМГ-10 не менее 1,7 м/с; у выключателей ВМП-10— не менее 1,9 м/с, а максимальная скорость не должна превышать 4,5 м/с.
После регулировки натяжения включающих пружин необходимо проверить взаимодействие наружных узлов привода, регулировка которых могла быть нарушена.

вид и размеры привода типа ПП-67

Рис. 5-35. Общий вид и размеры привода типа ПП-67: 1 — электродвигатель; 2 — рукоятка; 3 — рычат; 4 — редуктор; 5 — зубчатое колесо; 6 — зуб зацепа; 7 — ролик; 8 — упор; 9 — рычаг; 10 — болт регулировочный; 11 — вспомогательный контакт; 12 — включающие пружины; 13 — сборка клеммная; 14 — отражатель; 15 — планка; 16 — переключатель; 17 — корпус привода; 18 — вспомогательные контакты положения вала; 19 — заводная рукоятка

Проверка производится в следующем порядке. Заводной рукояткой 19 (рис. 5-35) произвести натяжение включающих пружин до запирания в конечном положении механизмом привода, т. е. подготовить привод к включению и проверить:
а)  расцепление зубчатого колеса (редуктора) с траверсой (силовым органом) привода. Для этого необходимо или вручную (с помощью рукоятки 2) или с помощью электродвигателя 1 (подключая его к сети периодически на небольшое время) вращать редуктор до тех пор, пока ролик 7 не соприкоснется с зубом 6 (при нажатии на ролик) и второй конец рычага, на котором укреплен ролик 7, не соприкоснется с упором 8. При дальнейшем вращении редуктора должно произойти расцепление ролика 7 с зубом 6; при этом расцепление должно произойти раньше, чем рычаг ступицы своим ограничительным упором упрется в среднюю полку привода. Зазор между плоскостью рычага и роликом удерживающего устройства должен быть 2—3 мм;
б)  правильность работы переключателя /6 на отключение. Продолжая вращение редуктора, убедиться, что планка, укрепленная на шестерне 5, воздействует на нижний рычаг переключателя 16, производя переключение его контактов;
в)  правильность работы переключателя 16 на включение. При помощи заводской рукоятки произвести полное (с посадкой на защелку) включение привода. При включении рычаг 3 должен воздействовать на верхний рычаг переключателя 16 и производить переключение.
Одновременно проверяется правильность сочленения привода с выключателем;
г)  сцепление зубчатого колеса (редуктора) с траверсой (силовым рычагом). Вращая дальше редуктор, убедиться, что происходит сцепление ролика 7 с зубом 6. Ролик должен упираться в зуб на радиусе его закругления. Зацепление регулируется отражателем 14.
После опробования работы привода необходимо проверить работу его в цикле «включение — отключение» при ручном управлении, потом подключить к источнику питания и проверить работу в цикле «включение — отключение» при дистанционном управлении.
Характерные неисправности и методы их исправления приведены в табл. 5-9.

Характерные неисправности привода ПП-67 и методы их устранения

Неисправность

Вероятная причина

Методы устранения

При включении привода происходит самопроизвольное отключение его

Не поднимается на необходимую высоту ударник расцепления
Заедает механизм
Поднята релейная полка

Отрегулировать подъем ударника планкой
Отрегулировать механизм
Устранить причину поднятия релейной полки