Содержание материала

Вводные устройства.

Осматривают и чистят внешнюю часть вводных устройств по графику, обычно без снятия напряжения. При осмотрах следует производить и мелкий ремонт шкафов и ящиков, например исправление их замков, петель, дверей, стенок, оснований, надписей и др. При этих работах следует применять ограждение, препятствующее случайному прикосновению к частям, находящимся под напряжением. По мере надобности подкрашивают внешнюю поверхность.

Чистку внутренней части устройства, включая и изоляторы, как правило, осуществляют со снятием напряжения. Эти работы разрешается проводить без снятия напряжения, чтобы ее отключать ответственных потребителей, если при этом применяются специальная изолирующая щетка и защитные средства, требуемые правилами безопасности. При осмотрах следует проверить номинальный ток плавких вставок предохранителя и соответствие их сечению кабелей или разрешенной мощности потребителя. Ремонт контактных соединений, замена изоляторов и предохранителей должны производиться со снятием напряжения по мере необходимости.

Нейтралеры.

Осмотр, чистка и проверка изоляции нейтралеров должны производиться по графику, одновременно с осмотром вводных устройств. Осмотреть ввод с установленным на нем нейтралером можно только после отключения рубильника вводного ящика и проверки отсутствия напряжения на нейтралере и наложения заземления или принятия других мер, предусмотренных правилами техники безопасности.
После отключения приступают к осмотру и ремонту нейтралера в следующем порядке:

  1. открывается передняя стенка нейтралера и проверяется плотность ее закрытия;
  2. проверяется исправное состояние кожуха нейтралера и болтов, крепящих съемную стенку;
  3. проверяется отсутствие внешних повреждений изоляции обмоток, ее цвет, сухость, механическая прочность, состояние контактных болтов и всех соединений;
  4. проверяется изоляция болтов, стягивающих сталь магнитопровода. Изоляция, не удовлетворяющая нормам (менее 100 МОм), восстанавливается. При отыскании места повреждения изоляции болтов особое внимание следует обратить на изолирующие шайбы под гайками стяжных болтов, где повреждение изоляции наиболее вероятно;
  5. сердечник и обмотки чистятся мягкой кистью или щеткой, кожух с внешней и внутренней стороны обтирается сухими тряпками;
  6. кожух очищается от ржавчины и покрывается асфальтовым лаком; ржавчину с внутренней стороны кожуха удаляют, обтирая поврежденные места тряпкой, смоченной в «сухом» трансформаторном масле. Механическая чистка ржавчины с внутренней поверхности кожуха, а также смачивание тряпки для обтирки бензином или керосином недопустимы;
  7. мегомметром на напряжение 1000 В измеряют сопротивления изоляции обмотки по отношению к корпусу нейтралера; при этом один из проводов, отходящих от мегомметра, присоединяется к любому зажиму, расположенному на зажимной доске нейтралера, а второй провод — к болту заземления на корпусе. Зажим нейтральной точки нейтралера не должен в это время соединяться с землей или с корпусом. Сопротивление изоляции нейтралера, имеющего температуру окружающего воздуха + 15° С, должно быть не менее 100 МОм.

После окончания осмотра и чистки нейтралера его передняя стенка закрывается и завинчивается. Результаты осмотров и испытаний с указанием дат заносятся в паспорт ввода. Если во время осмотра и чистки нейтралера будут обнаружены недостатки, которые не могут быть устранены на месте, или сопротивление изоляции обмоток будет ниже допустимых пределов, нейтралер должен быть заменен другим. Ремонт или сушка изоляции снятого нейтралера производится в мастерской.

Ремонт контакторных станций и автоматических воздушных выключателей.

К ремонту станции приступают после ее полного отключения и установки необходимых защитных заземлений и ограждений. Станцию очищают от пыли, грязи и старой смазки. Проверяется прочность крепления станции, отсутствие отклонения гасительных камер от вертикального положения, состояние заземления корпуса станции. Специальным набором ключей проверяется состояние всех контактов станции в ее первичной и вторичной цепях.
Подвижный и неподвижный контакты контактора
Рис. 5-44. Подвижный и неподвижный контакты контактора

При капитальном ремонте станции, кроме указанных, выполняются нижеперечисленные работы.

  1. Рабочие контакты контакторов должны быть без смазки, сухими. Если контакты потемнели или на их поверхности образовались капли меди, то их надо слегка зачистить бархатным напильником. Контакты с серебряными пластинами зачищают, если на их поверхности образовались капли серебра. При этом необходимо снимать только выступающие капли, не опиливая тела контакта.
  1. Для надежной работы контакторов рабочие контакты должны иметь нажатие на контактах: начальное 600—800 Н (60— 80 кгс), конечное 1,3—1,5 кН (130—150 кгс).

 Длина контактной пружины должна быть в свободном состоянии 55 мм, во встроенном 50 мм и в конечном 44 мм. Раствор А (рис. 5-44) составляет 13—15 мм, провал В равен 5— 6 мм (минимальное значение провала 2,5 мм).1
Если нажатие на контактах, размеры провала В и раствора А не соответствуют указанным данным, необходимо заменить контакты или пружины с соблюдением необходимых мер по технике безопасности, так как при замене пружин возможно ущемление пальцев работающего.

  1. Нажатие контактов проверяется при каждом текущем ремонте контакторной станции при помощи динамометра. Якорь магнитной системы закрепляется в разомкнутом состоянии. Намечается линия соприкосновения контактов, и по ней накладывается петля из ленты для динамометра. Другой конец петли надевается на крюк динамометра так, чтобы последним можно было оттянуть контакт.

Между подвижным контактом и упором прокладывается полоска тонкой бумаги. С помощью динамометра натягивают ленту до тех пор, пока контактный палец приподнимается и можно будет свободно вынуть бумагу. Показание динамометра в этот момент дает начальное нажатие контакта. При измерении нажатия линия натяжения динамометра должна быть перпендикулярна плоскости касания контактов.

  1. Конечное нажатие (во включенном положении контактора) проверяется только для новых контакторных станций. Измерения производят при включенном состоянии контактора. При этом ленту динамометра накладывают на подвижный контакт по линии соприкосновения контактов, и между контактами прокладывают полоску тонкой бумаги. Затем производят замер на динамометре тем же способом.
  2. При смене контактов проверяется их касание. Контакты как в момент начального соприкосновения, так и будучи включенными, должны касаться линейно по всей ширине, без просветов; не нужно добиваться соприкосновения контактов по плоскости.
  3. При осмотре камер дугогасительного устройства необходимо следить, чтобы отдельные пластины деионной решетки не касались друг друга и находились на своих местах. После установки камеры проверить отсутствие касания контактных пальцев о стенки камеры и о пластины деионной решетки. Для снятия камеры надо отпустить ее фасонные гайки и приподнять камеру на 15—20 мм, после чего вынуть камеру вперед. При установке камеры необходимо следить, чтобы она была хорошо укреплена и стояла на своем месте, для чего фасонные гайки должны быть завинчены до отказа.

При установке и снятии деионной камеры необходимо соблюдать соответствующие правила техники безопасности, так как масса камеры достигает 14 кт.

  1. В процессе работы рабочие поверхности контактов необходимо содержать чистыми, без смазки. Втягивающая катушка должна быть плотно укреплена. Необходимо следить, чтобы якорь при работе контактора не терся о втягивающую катушку.
  2. При повреждении и последующей замене короткозамкнутого витка должны быть соблюдены прежние конструктивные данные. При работе виток может нагреваться до 200° С.

Таблица 5-19
Основные неисправности контакторов и способы их устранения


Примечание. Проверку верхнего зазора между плоскостями электромагнита производят с помощью папиросной бумаги толщиной 0,05 мм, подкладывая ее под часть соприкосновения якоря и сердечника. Если гудение не прекращается, то имеются зазоры. В тех случаях, когда обе части сердечника соприкасаются менее чем 60—75% своей площади, а и других местах имеется зазор, то сердечник нуждается в подгонке.
Шабровка сердечника производится вдоль слоя железа и требует от работающего высокой квалификации. При подгонке необходимо избегать залипания якоря.

  1. Вспомогательные контакты мостикового типа выполнены с серебряными контактами, заменять их медными нельзя. Нажатие пружины на вспомогательные контакты в разомкнутом положении должно быть в пределах 1—2,5 Н (0,1—0,25 кгс), при включенном положении 1,3—2,5 Н (0,13—0,25 кгс).
  2. По данным завода, провал вспомогательных контактов (при новых контактах) должен быть 2,5 мм. По мере износа он уменьшается: когда он станет равным 1,2 мм, контакты следует заменить.

Для регулирования провала необходимо отвинтить гайки, крепящие шпильки неподвижных контактов к плите, и, установив шпильки в нужном положении, вновь завернуть гайки.

  1. Чтобы контакторные станции работали в условиях самовозврата, необходимо в контакторные станции, поставляемые с завода, вносить некоторые изменения и производить тщательную регулировку их работы.

Работа контакторных станций в режиме самовозврата достигается за счет шунтирования вспомогательных контактов резервного контактора, которые по заводской схеме включения в цепь включающей катушки рабочего контактора. Кроме того, надежный самовозврат контакторов достигается тщательной регулировкой провала вспомогательного контакта, установленного на валу основного контактора, и включением в цепь включающей катушки резервного контактора. При этом механическая блокировка контакторной станции не должна сниматься.
При регулировании самовозврата контакторной станции необходимо обращать внимание на возможность (при неудовлетворительной регулировке) беспрерывного переключения контакторов.
Основные неисправности контакторов и способы их устранения приведены в табл. 5-19.

Ремонт основных контактов и дугогасительных устройств автоматических воздушных выключателей типа АВ-10 и АВ-15 производится в том же порядке, как и контакторов. При этом следует учитывать степень нажатия контактов, Н (кге):
Выключатели АВ-10
Конечное нажатие главных контактов, не менее , . . 550 {55}
Начальное нажатие, не менее:
предварительных контактов 10  (1)
разрывных контактов 30  (3)
Выключатели АВ-15
Конечное нажатие главных контактов 1280—1680    (123—168)
Начальное нажатие, не менее:
предварительных контактов 20   (2)
разрывных контактов 50   (5)
В момент начала касания разрывных контактов раствор между подвижными и неподвижными предварительными контактами должен быть не менее 5 мм, а в момент начала касания предварительных контактов раствор между подвижными и неподвижными главными контактами — не менее 2,5 мм.
Раствор разрывных контактов в отключенном положении автомата должен быть не менее 60 мм.
Регулировку пружинного буфера, расположенного на левом подшипнике автомата, следует производить подкладкой шайб. Замена контактов у вспомогательных контактов производится при снятом узле вспомогательных контактов, с последующей установкой раствора замыкающих контактов 4,5—5 мм и провала размыкающих контактов 2—3 мм.
При включенном автомате раствор замыкающих вспомогательных контактов должен быть 4,5—5 мм, провал замыкающих вспомогательных контактов 2—3 мм. При установке узла контактов на автомат необходимо выдержать зазор между роликом коммутатора и крючком главного вала при отключенном автомате в пределах 0,5—1 мм.
Свободные вспомогательные контакты можно пересобирать на месте монтажа при наладке с размыкающих на замыкающие и наоборот, но при этом все замыкающие контакты должны быть расположены подряд за верхним замыкающим контактом, а за ними подряд — размыкающие контакты.

Таблица 5-20
Неисправности автоматов АВ-10 и АВ-15 к способы их устранения

Комбинация чередования размыкающих и замыкающих контактов не обеспечивает необходимых электрических зазоров.
Неисправности автоматов АВ-10 и АВ-15 и способы их устранения приведены в табл. 5-20.