Содержание материала

Одно из ведущих мест в мировой архитектуре принадлежит русскому зодчеству, история которого исчисляется тысячелетиями.
О древнейших деревянных постройках можно судить по летописям, миниатюрам, иконографии. Каменные храмы, строительство которых началось на Руси в X в. частично сохранились до наших дней и дают яркое представление о замечательных творениях русских зодчих.
Крупным памятником каменной архитектуры и Киевского государства была Десятинная церковь в Киеве, построенная в 996 г. Церковь представляла собой сооружение больших размеров с богатым наружным и внутренним декоративным оформлением.
В 1037 г. в Киеве строится величественный Софийский собор. Собор сложен из естественного камня на известковом растворе с примесью толченого кирпича. Многие благородные материалы были использованы зодчими и художниками для внутреннего убранства этого замечательного памятника архитектуры.
В XI и XII вв. в Киеве ведется большое строительство монастырей. К ним относятся: Михайловский Златоверхий (середина XI в); Киево-Печерский (1073—1078 гг.) с Успенским собором, разрушенным фашистами; Вы- дубицкий (1070 г.), Кирилловский (1140 г.).
В Чернигове строится Елецкий монастырь (XII в.) и Благовещенский шестистолпный собор (XII в.). В Овруче сооружается Васильевский храм (XII в.). Руины этого замечательного произведения были раскопаны Покрышкиным и с большой точностью восстановлены академиком А. В. Щусевым.
В Новгороде строится каменный Софийский собор (1045—1050 гг.).
Новгородская София хотя и имеет некоторые общие черты с Киевской, но в то же время отличается по своему художественному замыслу, поскольку она строже, проще и лаконичнее Киевской (рис. 3-7).
Значительных успехов достигло древнерусское зодчество в XII в. в пределах Владимиро- Суздальской земли. Здесь возводились здания стройных пропорций из белого тесаного камня. Фасады часто украшали богатыми рельефами, высеченными из того же белого камня.
В последующие два с половиной столетия развитие зодчества на территории Древней Руси было заторможено татарским нашествием.

Рис. 3-7. Собор Софии в Новгороде.

Возродилась архитектура лишь в XIV в. в Московском княжестве, ставшем впоследствии основой централизованного русского государства.
Рис. 3-8. Кремль. Интерьер Грановитой палаты.
В XV и XVI вв. русский город превращается в большую экономическую и политическую силу.
Особенное развитие русских городов началось при Иване III. При нем началась перестройка Кремля в Москве, строительство монастырей-крепостей на подступах к столице. Ивангородская крепость была построена из камня в течение 3 мес.; строятся коломенский, зарайский и тульский каменные кремли.
На территории московского Кремля сооружаются Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы и Грановитая палата.
Грановитая палата была построена русскими мастерами под руководством Бон Фрязина в 1491 г. Это было гражданское здание, предназначенное для приемов.
Фасад здания был отделан гранеными камнями, почему палата и получила название Грановитой.
Интерьер второго этажа Грановитой палаты вызывает чувство восхищения смелым конструктивным приемом даже при нашем современном уровне строительной техники; один центральный столб несет крестовые своды громадной по размеру палаты площадью 500 м2. Интерьер палаты украшен фресками, живописью, позолотой (рис. 3-8).
Реформы Петра I, направленные на преодоление отсталости в экономическом и культурном развитии, произвели большую ломку старых устоев быта и культуры. Началось строительство Петербурга, ставшего столицей России.
В начале XVIII в. в Россию по приглашению Петра I приезжают из-за границы иностранные архитекторы и одновременно за границу направляются русские архитекторы для совершенствования своих знаний.
Начиная с этого времени, в русской архитектуре применяется ордерная система, ставшая существенной частью объемно-пластических решений зданий. Одним из первых зданий в Петербурге была Петропавловская крепость с кафедральным собором. Затем строится здание 12 коллегий — ныне Ленинградский университет и корабельные верфи, перестроенные в последующем в здание Адмиралтейства (рис. 3-9).
Адмиралтейство со шпилем явилось центром, откуда расходятся три артерии города — Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.
На Васильевском острове были сооружены здание Кунсткамеры (музей и библиотека), дворец Меньшикова, здание Академии наук и др.


Рис. 3-9. Башня Адмиралтейства в Ленинграде.
На архитектуру середины XVIII в. большое влияние оказало появление русского абсолютизма. Сдержанная, обычно плоскостная обработка фасадов первой половины столетня сменилась пышным архитектурным декором из лепных рельефных украшений, свойственных русскому барокко и рококо. В эти годы создаются колоссальные дворцовые ансамбли и храмы: Екатерининский дворец в Пушкино длиной свыше 300 м с анфиладой огромных и пышных залов (большой зал имел площадь 1 000 м2); в Киеве строится Андреевская церковь, в которой отражены элементы украинского барокко; в Петербурге строится Смольный монастырь, четырёхстопный собор которого имеет высоту 75 м, и Зимний дворец. Дворец вмещал 1 000 помещений с громадными анфиладно расположенными залами (рис. 3-10).
Со второй половины XVIII в. барокко и рококо постепенно вытесняются русским классицизмом, характеризовавшимся геометрической четкостью плановых решений, более строгой трактовкой ордеров, сдержанностью в применении декоративных элементов и деталей.
Выдающимися зодчими и основоположниками русского классицизма Баженовым, Казаковым, Старовым, Стасовым, Захаровым, Воронихиным были созданы в Петербурге, Москве и других городах России крупные общественные здания и целые ансамбли, а также многочисленные жилые дома — особняки, являющиеся высокохудожественными произведениями архитектуры.
Общий кризис крепостнического уклада в связи с развитием капитализма в России и усиление реакции привели к упадку русской архитектуры во второй половине XIX в. Резкое увеличение населения городов вызвало хаотическую застройку, что отрицательно отразилось на градостроительстве.
Наиболее талантливые мастера архитектуры искали новые пути, используя наследие Ренессанса и отечественной архитектуры. Среди этих мастеров в Петербурге и Москве были: академики архитектуры И. А. Фомин, В. А. Щуко, А. В. Щусев, И. В. Жолтовский, А. И. Таманян, творчество которых достигло особого расцвета после Великой Октябрьской социалистической революции.
Так, например, академик А. В. Щусев является автором замечательного произведения архитектуры — мавзолея В. И. Ленина (рис. 3-11).
Развитие советской архитектуры связано с индустриализацией страны, развернувшейся в годы первых пятилеток. В эти годы сооружаются тысячи крупнейших предприятий, такие как Днепровская гидроэлектростанция, Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты, Харьковский, Волгоградский и Челябинский тракторные заводы, Ростовский завод сельскохозяйственных машин и др. За эти годы было построено около 100 новых городов (Комсомольск на Амуре, Магнитогорск, Новокузнецк, Хибиногорск, Новое Запорожье и др.).
Новые города строятся по единому генеральному плану, основанному на рациональной планировке и благоустройстве кварталов, улиц, площадей. В городах предусматриваются парки, скверы, сады, отдельные участки территории отводятся под детские учреждения. Для обслуживания трудящихся создаются культурно-бытовые, общественные, просветительные и другие здания и учреждения.

Рис. 3-11. Мавзолей В. И. Ленина.

Рис. 3-10. Зимний дворец в Ленинграде.
Наряду со строительством новых городов и поселков проводится широкая программа по реконструкции старых городов, направленная на устранение скученности и антисанитарии, производится перестройка старых домов в соответствии с изменившимися условиями жизни трудящихся.
Качественно иное направление получила в годы советской власти и промышленная архитектура.
При проектировании промышленных предприятий наряду с рациональной организацией производства большое внимание уделяется созданию максимальных удобств и наилучших санитарно-гигиенических условий для трудящихся.
Отличительной особенностью советской архитектуры явилось массовое строительство новых типов общественных зданий: дворцов культуры, дворцов пионеров, домов отдыха и санаториев. Широкий размах приобрело строительство школ, детских учреждений, больниц и других типов массовых общественных сооружений.
Наряду со зданиями массового строительства в предвоенные и первые послевоенные годы сооружается и ряд уникальных объектов: метрополитен, высотные здания и др. Одним из замечательных произведений советской архитектуры довоенного периода является здание Совета Министров СССР в г. Москве, отличающееся величественностью и вместе с тем простотой архитектурных средств и форм (рис. 3-12).

Рис. 3-12. Дом Совета Министров СССР.

Рис. 3-13. Здание Госпрома в Харькове.
Значительное развитие получила архитектура братских республик, отличающаяся самобытностью и многообразием национальных форм и единством социалистического содержания.
Одним из направлений архитектурного творчества в начале 30-х гг. был конструктивизм. Этому направлению в советской архитектуре было свойственно стремление к функционализму и рациональности композиционных и компоновочных решений, к внедрению в строительство новых прогрессивных материалов и конструкций и индустриальных методов ведения работ (рис. 3-13). Наряду с этими прогрессивными сторонами конструктивизма серьезное осуждение общественности вызывало отрицание конструктивистами архитектуры как искусства, нарочитое подчеркивание индустриальности сооружений.
В противоположность конструктивистам многие архитекторы в предвоенные и первые послевоенные годы -перегружали фасады многих зданий, особенно общественных, ненужными декоративным элементами. Одностороннее понимание архитектуры только как искусства приводило к пренебрежению вопросами унификации, стандартизации и индустриализации строительных конструкций. Отдельным жилым и общественным зданиям придавалась сложная форма, неоправданно широко применялись башни, чрезмерно большие карнизы и другие элементы, механически перенесенные из архитектуры прошлого и искажающие значение функциональных процессов, протекающих в здании.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О ликвидации излишеств в проектировании и строительстве» (1955 г.) отрицательные явления в архитектурной теории и практике были подвергнуты серьезной критике и были намечены пути для подлинно реалистического решения вопросов архитектуры с учетом функциональных, технических, экономических и художественных требований.
В результате произведенной перестройки проектного дела были созданы типы экономичных и удобных зданий общественного назначения, жилых домов, а также унифицированные секции универсальных одноэтажных и многоэтажных промышленных зданий.
Архитектурный облик современных зданий отличается легкостью форм, обилием света, широким использованием цвета, стекла, алюминия, пластмасс, фактуры бетона (рис. 3-14).


Рис. 3-14. Кремлевский Дворец Съездов.
В основу подавляющего большинства произведений современной отечественной архитектуры положены принципы социалистического реализма, предусматривающие правдивость идейно-художественного и конструктивно-технического решения каждого объекта, наличие идейного замысла, отвечающего потребностям социалистического общества и одновременно функционально-техническим и экономическим требованиям, предъявляемым к данному объекту. Весьма важными вопросами являются также правильный выбор средств архитектурной выразительности, соблюдение масштабности здания или сооружения, гармонически соответствующей масштабу человека, правильный учет конкретного окружения проектируемого объекта (природного ландшафта, архитектуры и масштабности окружающих зданий), а также существующих народных традиций.