Содержание материала

На довременных крупных тепловых электростанциях блочные повысительные трансформаторы и трансформаторы собственного расхода в целях сокращения длины токопроводов устанавливаются, как правило, перед фронтом машинного отделения. Выдача мощности от генератора к трансформатору производится с помощью закрытых токопроводов. Связь повысительных трансформаторов с открытым распределительным устройством осуществляется гибкими проводами, подвешенными к трансформаторному порталу или стене главного корпуса и к соответствующему ячейковому порталу на ОРУ.
До недавнего времени фундаменты трансформаторов выполнялись в виде двух или трех монолитных бетонных лент таврового сечения, соединенных между собой бетонными стенками. Сверху на ленты укладывались рельсы, закрепляемое анкерными болтами, выпущенными из фундамента. Трансформатор устанавливался на рельсы, на собственных катках.
На современных электростанциях применяются конструкции фундаментов трансформаторов из сборных железобетонных элементов. На рис. 13-4,а показана балочная конструкция, устанавливаемая на грибовидные башмаки. Соединение балок с фундаментами осуществляется сваркой закладных деталей. Балки параллельных рядов соединяются между собой металлическими распорками. Грибовидные фундаменты устанавливаются на песчаное или бетонное основание.

Рис. 13-4. Фундаменты под трансформаторы.
а — балочный фундамент; б — фундамент из плит; в — фундамент из элементов каналов технического водоснабжения; 1—балкар 2 — грибовидный башмак; 3—бетонное основание; 4— маслосборная яма, заполненная щебнем; 5 — песчаная подушка; 6 — сборная плита; 7 —распорка; 8 — накладка; 9 — пути перекатки трансформаторов; 10 — элементы каналов; 11—верхняя железобетонная плита; 12 —фундамент маслоохладителя; 13 — разъединительная перегородка; 14 — засыпка песком; 15 — стык элементов; 16 — сбросной канал.
По другому принципу решен сборный железобетонный фундамент, изображенный на рис. 13-4,б. Фундамент трансформатора собирается из плоских плит. Нижний ряд плит, образующий сплошное основание фундамента, укладывается на песчаную подушку из крупнозернистого песка. Второй и третий ряды плит укладываются на цементном растворе. Плиты верхнего ряда отличаются от нижних плит наличием анкерных болтов и подкладок для крепления рельсов.
При установке трансформаторов перед фасадом машинного отделения, вблизи от водоводов циркуляционного водоснабжения, имеющих глубокое заложение, возникает необходимость заглубить и фундаменты трансформаторов. В этих случаях вместо плитных или грибовидных фундаментов ограниченной высоты применяют фундаменты трансформаторов, состоящие из высоких железобетонных стоек, защемленных в сборные фундаменты стаканного типа. Конструкция пролетного строения сохраняется по варианту с грибовидными башмаками. Рельсы крепятся к закладным деталям в балках с помощью электросварки.
В универсальном проекте тепловой электростанции разработан вариант фундаментов трансформаторов, собираемых из сборных железобетонных блоков каналов технического водоснабжения (рис. 13-4,б). Нижняя монолитная железобетонная плита фундамента укладывается на одной отметке с днищем сбросных каналов. На нижнюю плиту устанавливаются блоки каналов, петлевые стыки между блоками замоноличиваются и образовавшийся колодец засыпается песком. Поверх засыпки выполняется верхняя монолитная железобетонная плита, служащая основанием для рельсового пути.
Для обеспечения сохранности электрооборудование при авариях и пожарах под силовыми трансформаторами укладывают крупный чистой гравий или промытый гранитный щебень толщиной слоя не менее 25 см. Территория должна быть спланирована таким образом, чтобы отвод масла из-под гравия осуществлялся на безопасное в пожарном отношении расстояние в канализацию или в овраг. Чаще вместо слоя гравия, возвышающегося над поверхностью планировки, под трансформатором выполняется маслосборная яма глубиной 0,25 м, заполненная крупным гравием или гранитным щебнем.
Яма с засыпкой должна выступать в плане за габариты трансформатора на 0,6—1,0 м. Организованный отвод масла из-под гравия, исключающий возможность его горения на поверхности! земли, осуществляется с помощью соответствующего уклона дна ямы в сторону канализационного приямка, соединенного маслопроводам с подземным резервуаром аварийного слива турбинного и трансформаторного масла. Для предотвращения растекания масла гравийная подсыпка ограничивается бортовыми ограждениями.
Для предотвращения распространения пожара крупные трансформаторы, расположенные на расстоянии менее 15 м друг от друга, разделяются огнестойкими перегородками, выполняемыми обычно из сборных железобетонных плит.
Трансформаторы, как правило, устанавливаются на расстоянии 10 м. и более от фасадной стены машинного отделения главного корпуса. При меньшем расстоянии от трансформатора до стены здания в соответствии с нормами противопожарного проектирования окопные проемы и вытяжные вентиляционные отверстия разрешается выполнять только выше уровня крышки трансформатора, а оконные переплеты выполняются глухими и заполняются армированным стеклом. Вдоль всех трансформаторов предусматривается проезд шириной не менее 3 м или пожарный подъезд к каждому; из них.
Охладители трансформаторного масла — вентилятора и масляные радиаторы —устанавливаются на бетонных фундаментах в гравийной яме на расстоянии 2,5—3 м от трансформаторов.
До недавнего времени монтаж и ремонт трансформаторов производились с помощью специальных устройств — трансформаторных башен, оборудованных лебедками грузоподъемностью 60—100 Т.
На современных электростанциях монтаж и ремонт трансформаторов, связанные с выемом тяжелого сердечника, производятся в большинстве случаев с помощью мостовых кранов в машинном отделении главного корпуса. Перемещение трансформаторов из машинного отделения к месту установки производится на собственных поворотных катках по путям перекатки.
Пути перекатки трансформаторов выполняются из железнодорожных рельсов Р-50, уложенных по железобетонным предварительно напряженным шпалам с шагом 0,5 м на балласте из щебня и песка. Вдоль путей выполняется трубчатый дренаж (рис. 13-5).
Продольные пути выполняются с нормальной шириной колеи — 1 524 мм и имеют отметку головки рельса, соответствующую уровню чистого пола машинного отделения главного корпуса. Поперечные пути в зависимости от веса, количества катков и габарита трансформатора могут иметь 2, 3 и даже 4 рельса при ширине колеи 1 524, 2 000 и 2 500 мм.
Для выполнения пересечения путей отметка головки рельса поперечного пути принимается на 40 мм выше продольного пути.
Перемещение трансформаторов по путям перекатки производится с помощью лебедок. Для строповки такелажных блоков по оси продольных и поперечных путей устанавливаются анкерные устройства. Изменение направления движения производится в местах пересечения рельсовых путей поворотом катков трансформатора на 90°.
Поворот катков производится после подъема трансформатора специальными домкратами, установленными на сборные железобетонные плиты, служащие основанием рельсовых путей в месте их пересечения.
Сборные железобетонные распределительны плиты укладываются под пути перекатки трансформаторов также в местах пересечения их с гидротехническими коммуникациями.
В последние годы промышленностью освоен выпуск мощных трансформаторов со съемным кожухом относительно небольшого веса. Ревизия таких трансформаторов осуществляется на месте их установки с применением сборно-разборного портала. Доставка трансформаторов к месту постоянной установки производится в этом случае на специальных транспортерах МПС по железнодорожному пути нормальной колеи.


Рис. 13-5. Рельсовые пути для перекатки трансформаторов на собственных катках.
а — схема путей; б— пересечение рельсовых путей; 1 — фундамент трансформатора; 2 — рельсовые пути продольные; 3 — то же пути перекатки поперечные; 4— рельсовое пересечение путей с колеями 1 524X1 524 мм; 5 — то же с колеями 1 524x2500 мм; 6 — совмещенные железобетонные шпалы; 7 — крепление рельс; 8 — путь на железнодорожную станцию; 9 — железобетонные подкладные плиты; 10 — шпалы; 11 — вставка на пересечении рельсов; 12 — балласт; 13 — дренажная труба.

На современных тепловых электростанциях электрическое соединение генератора с трансформатором осуществляется с помощью закрытых токопроводов с вмонтированными в сплошной короб шинами фасонного сечения —коробчатыми или трубчатыми.
Три короба с шинами (по одному на каждую фазу) опираются на специальную несущую конструкцию—мост токопроводов, сооружаемый между фасадной стеной машинного отделения и силовым трансформатором.
Пролетное строение моста токопроводов выполняется обычно из железобетонных или стальных балок. Железобетонные колонны, на которые опираются продольные балки, защемляются в фундаменты стаканного типа.

Вдоль токопроводов для их обслуживания устраиваются консольные мостики, сообщающиеся с машинным отделением. Для выхода на мостики с уровня планировки выполняется металлическая лестница.

Рис. 13-6. Генераторное распределительное устройство (ГРУ) 6—10 кв.
1— железобетонные стеновые панели; 2 — каркас электрических ячеек; 3 — перегородки  асбестоцементных досок; 4 — кабельный туннель; 5 — утеплитель; 6 — снегозащитные щиты; 7 — жалюзийные решетки; 8 — вентиляционные шахты; 9 — вентиляционный канал; 10 — козырек над изоляторами.
При расположении открытых распределительных устройств со стороны постоянного торца главного корпуса связь трансформаторов с ОРУ осуществляется гибкими проводами с помощью угловых, анкерных и промежуточных опор линий электропередачи.
При расположении ОРУ за главным корпусом со стороны котельной связь трансформаторов осуществляется путем перекидки гибких проводов через главный корпус. При этом у трансформаторов устанавливаются высокие (до 60—90 м) металлические опоры, а со стороны котельного отделения в качестве высоких опор могут быть использованы дымовые трубы (рис. 8-3).