Содержание материала

Инвентарные временные сооружения применяются на строительстве уже длительное время как в Советском Союзе, так и за рубежом, однако до последнего времени они были недостаточно внедрены на строительстве в СССР. Это влекло за собой удорожание строительства ввиду необходимости строить подлежащие в дальнейшем сносу стационарные сооружения.
Ежегодные потери в народном хозяйстве, связанные с недостаточным внедрением инвентарных временных сооружений, были ориентировочно оценены в 1963 г. в 50 млн. руб. К числу причин, которые задержали широкое распространение инвентарных временных сооружений, относились высокая их стоимость, а также недостаточная производительность заводов-поставщиков инвентарных временных сооружений.
В 1963 г. Госстрой СССР дал указание о составлении проектной документации для инвентарных временных сооружений. Было решено разработать проекты унифицированных типовых секций инвентарных временных сооружений (УТС). Такие УТС должны поставляться заводами-изготовителями с тем, чтобы в них могло бы размещаться различное технологическое оборудование и осуществляться разные производственные процессы.
В соответствии с принятой классификацией временные инвентарные сооружения делятся на передвижные, контейнерные и сборно-разборные.

Передвижные временные сооружения установлены постоянно на тележках с автомобильными колесами или же на железнодорожном ходу. Контейнерные временные сооружения (рис. 16-4) перевозятся к месту установки на лафетах. Сборно-разборные сооружения собираются на период использования, после чего подлежат демонтажу и перевозятся на новую строительную площадку для дальнейшего использования.
Согласно заданию Госстроя СССР передвижные сооружения с постоянной ходовой частью должны иметь стандартные размеры — длину 9 м, ширину 2,7 м. (по наружным размерам).
Для сооружений контейнерного типа без собственной ходовой части приняты следующие размеры типовых секций: длина 9 м, ширина 3 м и высота 3,2 м. Временные сооруже- жения контейнерного типа на месте установки могут блокироваться в группы и соединяются при этом между собой.
Для передвижных и контейнерных временных сооружений в качестве конструктивных материалов может быть применен прокат черных металлов, включая гнутые профили из листового металла, древесно-волокнистые плиты, пиломатериалы. В качестве утеплителя применяются легкие древесно-волокнистые плиты и пенопласт.
Для сборно-разборных сооружений приняты стандартные размеры: пролет 12 м, шаг колонн 6 м, высота 4,2 или 3 м.
Сборно-разборные временные сооружения выполняются в двух вариантах: панельные — главным образом для зданий высотой или каркасно-панельные при зданиях большей высоты. В качестве конструктивных материалов для этого типа временных сооружений применяются лес, сортовой металл, сборный железобетон, армопенобетон, асбестоцемент, а в качестве утеплителя — минераловатные плиты, древесно-волокнистые плиты и др.
Выбор типа инвентарных временных сооружений (передвижных или контейнерных) производится на основании технико-экономических расчетов.
В настоящее время организуется изготовление унифицированных контейнеров, которые могут быть установлены либо непосредственно на грунт, либо на подкатные тележки и лафеты. К числу рекомендованных Госстроем СССР унифицированных передвижных сооружений относятся передвижные сооружения института Гипроспецгаз с размерами 9x2,7 м и высотой 2,3 м в виде сварных конструкций прямоугольной формы.

Рис. 16-4. Столовая контейнерного типа.
Контейнеры Гипроспецгаза имеют наружную обшивку из стальных листов толщиной в 1 мм. Для теплоизоляции стен применена стиропора, которая укладывается с толщиной слоя в 80—90 мм для стен и 150 мм для пола.


Рис. 16-5. Временные сооружения контейнерного типа конструкции Севэнергопроекта.
Пароизоляция — рубероид, внутренняя обшивка — древесно-волокнистые плиты или фанера толщиной 8 мм.
Госстроем СССР рекомендуются также вагоны-домики в виде контейнеров по проекту Гипроспецгаза с размерами 3x9 м для применения без постоянной установки на лафетах со сроком пребывания на площадке полтора года.
Проектом Гипроспецгаза предусмотрена транспортировка вагонов-домиков на прицепах.
Кроме того, Госстрой СССР считает возможным применять контейнеры по проекту Ленинградского филиала института Оргэнергострой с деревянным каркасом.
Такие контейнеры размером 3X6 м имеют панельную конструкцию. Наружная обшивка панелей выполнена из доски-вагонки. Внутренняя обшивка стен производится с применением древесно-волокнистых плит.
Конструкция таких контейнеров разработана на основе опыта применения передвижных жилых домов вагонного типа СПД, изготовляемых в настоящее время по чертежам   Севэнергопроекта (рис. 16-5).
Каждый жилой дом состоит из двух жилых помещений и одного помещения общего пользования. Основные размеры домов приняты из условий транспортирования их по железной дороге. Вес дома 10 г.
Дома представляют собой смешанную конструкцию и собираются из деревянных щитов, усиленных стальным каркасом, с утеплением ограждающих конструкций древесно-волокнистыми плитами.
Дома имеют общую жилую площадь 19,0 м2, полезную площадь 24,4 м2 и объем 70,4 м3.
Из типовых домов типа СПД комплектуются жилые поселки на 400 человек. В состав поселка входит 50 жилых домов, в каждом из которых размещается по 8 человек кратковременно или 4 человека на более длительный срок. Кроме того, в состав поселка входят 12 домов коммунально-бытового и культурного назначения со складскими помещениями, котельной и передвижной электростанцией. Дома изготовляются заводским способом и поступают на стройки укомплектованными оборудованием и инвентарем.
Кроме контейнеров Ленинградского филиала Оргэнергострой, Госстрой СССР рекомендует к применению контейнеры по проекту Государственного проектного института № 1. Они запроектированы с габаритами в плане 3x6 м. и высотой 3,2 м.
Конструкция их также панельная, однако каркас, к которому крепятся панели, стальной. Наружная обшивка стен запроектирована из стальных гофрированных листов. Внутренняя обшивка выполняется из древесноволокнистых плит с применением в качестве утеплителя стиропоры. Предусматривается также изготовление контейнеров такого же типа с размерами в плане 3X9 м и с высотой 3,2м.
Контейнеры для временных передвижных котельных должны изготовляться со стальным каркасом и с наружной обшивкой панели из волнистой стали, а внутренней — из листовой стали.
К рекомендуемым типам относятся и контейнеры института Гидропроект.
Контейнеры по проекту Гидропроекта ПДУ и ГПД имеют деревометаллический каркас и обшивку из досок. В качестве утеплителя применены минеральный войлок и древесноволокнистые плиты.
Жилые дома Гидропроекта ГПД имеют габариты в плане 8,8 X 5,5 м и высоту 2,5 м. Каждый дом собирается из двух таких блоков весом по 7,5 т.
При использовании блоков Гидропроекта в качестве жилых домов к ним добавляют веранды и лестницы, перевозимые в разобранном виде.
Таким образом, контейнеры Гидропроекта имеют некоторые черты, присущие сборно-разборным: временным сооружениям.
Унифицированные блоки-контейнеры Гидропроекта намечено в дальнейшем изготавливать размером 9 X 2,7 X 2,5 м. Предполагается применять подобные контейнеры, но с высотой 3 м. не только для жилья, но и для временных объектов производственного назначения.
По чертежам Гидропроекта заводы МЭ и Э СССР изготовляют в настоящее время сборно-разборные бесфундаментные жилые дома блочного типа ПДУ размером 8Х5,3Х3 м.

Рис. 16-6. Сборный дом конструкции Гндропроекта.

Технико-экономические показатели домов (рис. 16-6) следующие.
Общая жилая площадь 28,51 м2, в том числе жилая комната 19,29 м2 и столовая 9,22 м2. Кроме того, в доме имеются кухня, санузел, передняя и остекленная веранда. Полезная площадь дома с верандой равна 44,44 м2.
Из сборных домов типа ГПД комплектуются жилые поселки на 400 строительных рабочих. В состав каждого поселка входят 40 жилых домов для семейных, 52 жилых дома-общежития, столовая на 56 мест, магазин на 4 продавца, красный уголок и библиотека, детсад— ясли на 25 детей, ателье бытового обслуживания, медицинский пункт, АТС и радиоузел, душевая и прачечная, контора поселка, два складских помещения, котельная, передвижная электростанция (2 агрегата по 100 ква), дезинфекционная камера, пожарный пост, два пожарных водоема по 100 м3 каждый, канализационный септик емкостью 130 м3. Общая жилая площадь поселка 2 623 м2. К недостаткам домов Гидропроекта относится их относительно большой вес.
При проведении технико-экономических расчетов для определения рентабельности применения того или иного типа инвентарных временных сооружений длительность их пребывания на площадке условно принимается равной для передвижных установок — полгода, для контейнерных — полтора года и для сборно-разборных — три года.
Кроме описанных выше контейнеров, в энергетическом строительстве имеют применение в настоящее время дома-общежития типов АПО-8 и ПО-8, предназначенные для проживания строителей, рассчитанные на 12 и 8 человек. Каркасы домов общежитий этого типа сварные, из гнутых стальных профилей. Они обшиты снаружи листовым дюралюминием или листовой сталью, а внутри фанерой. Теплоизоляция стен, пола и потолка выполнена с применением древесно-стружечных плит.
Каждый дом имеет две жилые комнаты и оборудован встроенной мебелью, умывальником, водяным отоплением, электроосвещением и радиотрансляционной сетью.
Дома смонтированы на раме. Транспортировка их осуществляется на железнодорожных платформах. Дома могут также буксироваться автомобилями.
При применении инвентарных временных сооружений большое значение имеют схемы соединения (блокировки) контейнеров.
Ленинградский филиал института Оргэнергострой предлагает блокировку контейнеров осуществлять путем установки отдельных контейнеров на расстоянии 1,5 м друг от друга в случае применения контейнеров жилищного, бытового или административного назначения и на расстоянии 6 м. для контейнеров производственного назначения. Разрывы между контейнерами предлагается перекрывать инвен,тарными щитовыми панелями.


Рис. 16-7. Сборно-разборное временное сооружение конструкции Оргэнергостроя.
а — общий вид; б — карнизный узел; в — план углового узла; г — торцовый узел; д — коньковый узел; е — цокольный узел; 1—колонна; 2 — форма; 3 — кровельная панель; 4 — стеновая панель; 5 —оконная панель; 6 — цокольная балка.

Рис. 16·8. Унифицированная типовая сборно-разборная секция конструкции Гипрогазпрома.

Сборно-разборные временные сооружения, разработанные б. Московским филиалом Оргэнергостроя (рис. 16-7) и Гипроспецгазом (рис. 16-8), имеют металлические каркасы из гнутых профилей. Они запроектированы с применением стеновых и кровельных панелей из твердых древесноволокнистых плит. В качестве утеплителя предусмотрены минераловатные плиты на фенольной основе.
Сборно-разборные типовые секции выполняются: с пролетом 12 м и высотой 6, 4,2 и 3 м, а при пролете 9 м — высотой 4,2 и 3 м.
В ряде районов страны имеются значительные мощности по производству сборного железобетона. Поэтому в качестве инвентарных временных сооружений, помимо вариантов со стальными каркасами, рекомендуются также варианты унифицированных типовых секций в виде каркасно-панельных и панельных сооружений из сборного железобетона. Одним из таких вариантов являются панельные сборно-разборные сооружения б. Московского филиала института Оргэнергострой со стеновыми ограждениями из вибропрокатных керазмито-бетонных панелей с офактуренными поверхностями.
Для районов страны, богатых древесиной, рекомендованы инвентарные временные сооружения из дерева.
Наиболее удачной конструкцией типовых секций из древесины признана секция по проекту Гипротранспроекта. При пролетах 9 м для таких секций допускается крановая нагрузка 3 Т. Для пролетов 12 м проекты таких секций предусматривают наличие промежуточных стоек в поперечном направлении. При отсутствии стоек крановые нагрузки не допускаются.
Для унифицированных типовых секций временных сооружений приняты семь стандартных длин: 18, 24, 30, 36, 42, 48 и 66 м. На основании проектного задания б. Московского филиала Оргэнергостроя в 1966 г. институтом ГПИ-1 выпущены рабочие чертежи УТС (унифицированных типовых секций, которые утверждены Госстроем СССР).
В настоящее время МЭ и Э СССР уже организовано изготовление инвентарных временных сооружений по перечню, приведенному ниже.

Сборно-разборные сооружения:

  1. Центральный материальный склад.
  2. Склад оборудования.
  3. Авторемонтная мастерская на 200 автомашин — профилакторий.

Передвижные сооружения типа СПД:

  1. Контора начальника участка.
  2. Помещение для обогрева рабочих.
  3. Столярно-плотничная мастерская.
  4. Кладовая материальная и инструментальная.
  5. Механическая мастерская для подготовительного периода.
  6. Лаборатория для испытания бетона и строительных материалов.
  7. Душевые установки.
  8. Жилой поселок на 400 человек из передвижных домов:

а)  типа ПДУ из 111 домов;
б)  типа СПД из 62 домов.

Передвижные автофургоны:

  1. Квартира ПКВ-2.
  2. Общежитие ПО-8 и АПО-8.
  3. Столовая ПО-16.
  4. Душевая ПД-6.
  5. Контора ПК-5.
  6. Радиоузел, красный уголок.
  7. Склад ПСМ-4.
  8. Подкатные тележки к передвижным фургонам.

Передвижные котельные на ж.-д. ходу производительностью 10 т/ч, давлением 8 ат.
Проектные организации работают в настоящее время также над предложениями, предусматривающими применение для инвентарных временных сооружений в широких масштабах перспективных материалов: алюминия, пластикатов и т. п. К числу таких рекомендаций относится предложение об изготовлении облегченных инвентарных временных сооружений складчатого типа аналогично показанным выше строительным конструкциям передвижного домостроительного комбината (рис. 16-3).
Проведены некоторые работы в области создания инвентарных временных сооружений надувного типа. Инвентарные сооружения, относящиеся к этой группе, еще не могут быть рекомендованы в качестве унифицированных на ближайшие годы. Однако они находят уже применение в отдельных отраслях народного хозяйства и получат, по-видимому, более широкое распространение в будущем.
Помимо временных сооружений, изготавливаемых с применением унифицированных типовых секций Госстроя, в энергетическом строительстве есть необходимость в применении некоторых особых категорий временных сооружений, которые не могут разместиться в унифицированных секциях. К их числу относятся, например, тепляки для сварки поверхностей нагрева котлоагрегатов и некоторые другие. Такие временные сооружения разрешается изготавливать как унифицированные ведомственные. Они обязательны к применению только в энергетическом строительстве и не входят в общегосударственную систему унификации.

Такие временные сооружения решаются в большинстве случаев в виде легкого стального каркаса, обшитого деревянными утепленными щитами.
Особую группу временных сооружений представляют, временные бетонно-растворные хозяйства строительств тепловых электростанций.
Они подразделяются по своей конструкции на сооружения высотного и партерного типа. В первом случае бункера для заполнителей размещаются над смесительными агрегатами. Во втором случае они располагаются на некотором расстоянии от смесительных агрегатов и соединяются с ними конвейерными галереями.
Во всех случаях строительные конструкции бетонно- и растворосмесительных установок на стройках выполняются в виде стальных каркасов с обшивкой утепленными щитами.
К числу временных сооружений на строительствах тепловых электростанций относятся также и площадки для складирования и укрупнения строительных конструкций и технологического оборудования. Обычно эти площадки располагаются со стороны временного торца главного корпуса и оснащаются козловыми кранами, а иногда обслуживаются также железнодорожными, гусеничными и автомобильными кранами.
На всей территории площадок, общая площадь которых достигает 14—20 га, производится планировка.
Площадки складирования строительных конструкций и тепломеханического оборудования покрываются слоем гравия толщиной 15—20 см. Они должны быть спланированы так, чтобы обеспечивался отвод поверхностных вод. Если площадки располагаются на водонасыщенных грунтах, то обязательна укладка дренажной системы из перфорированных керамических или асбестоцементных труб, вокруг которых отсыпается обратный фильтр из гравия или щебня.
Глубина заложения труб определяется с учетом глубины промерзания грунта. Помимо дренажных труб, в систему дренажа входят также дренажные канавы, из которых также обеспечивается сброс воды. В местах пересечения канав с дорогами и проходами устраиваются мостики. Вода из дренажных устройств может быть выпущена на рельеф или в водоотводящий канал электростанции, если он расположен поблизости.