ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРЫ И ПЛАНИРОВКИ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ
1. АРХИТЕКТУРА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Архитектура, т. е. строительное искусство, является одновременно областью материального производства и художественного творчества. Произведения архитектуры: жилые, общественные и производственные здания и сооружения — создают необходимую для жизни и труда человека среду и вместе с тем служат эстетическим потребностям общества.
Созданию совершенного архитектурного образа сооружения способствует соответствие функциональных особенностей сооружения и присущих ему качеств (полезность, целесообразность, прочность, экономичность) его эстетическим свойствам, выражающимся в богатстве пространственных и объемных архитектурных форм, выразительности пропорций, гармонической связи с окружающей средой.
С древних времен стремление к созданию законченного архитектурного сооружения приводило к использованию правильных геометрических форм, законов симметрии, ритма и т. д. Одновременно развивались элементы изобразительного искусства, скульптуры, рельефа, картинного письма.
Ярким примером величественных архитектурных памятников в странах Древнего Востока и Египта являются громадные погребальные сооружения — пирамиды, предназначенные для утверждения и увековечивания власти фараонов.
Между Нилом и Мемфисским плоскогорьем сохранилось около 100 пирамид, среди них знаменитая пирамида Хеопса высотой 147 м, построенная около 2 800 лет до н. э. (рис. 3-1).
В более поздние периоды истории древнего Египта, характеризующиеся ослаблением военной и политической власти фараонов и укреплением власти жрецов, вместо пирамид строятся наземные и пещерные храмы и гробницы.
В архитектуре была разработана система стоечно-балочной конструкции в виде колонн и архитрава**, являющихся образцом египетского ордера *.
На обширной равнине по среднему течению рек Тигра и Евфрата, называемой Двуречьем или Месопотамией, возводились сооружения, сходные с египетскими.
** Архитрав — главная балка, опирающаяся на колонны.
* Ордер — определенный строй, порядок в расположении архитектурных элементов и деталей, созданный на основе стоечно-балочной конструкции и представляющий собой результат ее художественной переработки.
Недостаток залежей природного камня, частые войны и неустойчивость государственных образований обусловили применение при строительстве менее трудоемких методов. Жилища и города обносились стенами из кирпича-сырца с башнями и бойницами, имевшими оборонный характер.
Архитектура древней Греции была проникнута реалистическим содержанием и отвечала гуманистическому и демократическому общественному строю. Уровень греческой архитектуры достиг такого развития, что ее законы, пропорции, ордера и многообразные формы явились основой для дальнейшего развития мировой архитектуры.
Архитектура Греции (VII—I в. до н. э.) характеризуется новыми типами общественных зданий: булевтериями (места заседаний совета старейшин), открытыми театрами, стадионами, а также культовыми зданиями, храмами.
Рис. 3-1. Комплекс пирамид в Гизе.
Греческий ордер нашел свое художественное выражение в виде соотношений и пропорций отдельных конструктивных его частей из дерева и камня. Греческий ордер стал классическим и лег в основу развития архитектуры древнего Рима, эпохи Возрождения многих стран и народов в течение последующих веков.
Составными частями ордера являются пьедестал (основание), колонна — несущая часть и антаблемент — несомая часть. Антаблемент делится на 3 части: архитрав (балка, лежащая на колоннах), фриз (средняя часть) и карниз (верхняя венчающая часть). Колонна состоит также из 3 частей: собственно колонны, базы (нижняя часть) и капители (верхняя часть).
В греческой архитектуре были 2 ордера: дорический и ионический, позже появился коринфский ордер.
Дорический ордер не имеет пьедестала и базы. Ствол — колонна, имеющая форму приземистого усеченного конуса, устанавливается расширенной частью на стилобат, являющийся основой для всего храма. Ионический ордер более строен, колонны имеют капители с волютами (завитками) и базу, а также более утонченные детали. Особенностью коринфского ордера является капитель, имеющая форму в виде корзины и утонченные детали, повторяющие большинство профилей ионического ордера.
Отличительной чертой греческой архитектуры явился синтез архитектуры и монументальной скульптуры.
Характерной особенностью древнеримской архитектуры (V в. до н. э. — V в. н. э.) было применение в широких масштабах арок, сводов и куполов па базе бетонных, каменно-бетонных конструкций и прочных гидравлических растворов. Впервые римляне начали применять бетон для кладки стен и водоводов. Примером такого сооружения может служить акведук— римский открытый водопровод или водовод, представляющий собой мост с арочным пролетным строением.
Ордерная система в римской архитектуре получила свое дальнейшее развитие. На разных этапах применялись пять ордеров: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный (рис. 3-2). Единицей измерения ордера является модуль, равный радиусу низа колонны. По этой ордерной системе сооружались цирки, амфитеатры, термы (общественные бани) и другие здания (рис. 3-3).
Рис. 3-3. Колизей.
Рис. 3-2. Римские ордера.
а— тосканский; б — дорические; в — ионический; г — коринфский; 1 — карниз; 2 — фриз; 3— архитрав; 4 — капитель колонны; 5 — ствол колонны; 6 — база колонны; 7 — пьедестал.
В римских городах строились форумы — монументы собственной славы: форум императора Трояна (112—117 гг.), форум Цезаря в Риме (46 г.), базилики — многопролетные
здания с внутренними колоннами. Грандиозным зрелищным сооружением явился дошедший до нашего времени Колизей (80 г.), здание эллиптической формы, вмещавшее 50— 60 тысяч человек.
Характерным памятником Византийской архитектуры является собор Софии— ныне мечеть Айя-София в Константинополе — Стамбуле (532—537 гг.).
К X в. в Западной Европе характерно развитие романского стиля. Основными чертами этого стиля являются строгость и лаконичность форм. Материалом стен служит камень. Так строились феодальные замки, культовые здания.
В связи с развитием техники и совершенствованием мастерства началось строительство городов с новыми типами 3—4-этажных жилых домов с высокими крышами, крытыми черепицей,
Рис. 3-4. Собор в Реймсе.
Рис. 3-5. Палаццо Кьерикати в Веченце.
строительством ратуш, культовых зданий и т. п., зародился новый готический стиль. Применение стрельчатых форм в сводах и арках, орнаментики с остроконечными окончаниями в корне изменило облик здания. Готика распространилась на всю Западную Европу.
Новинкой готического стиля явилось применение каркасной системы, состоящей из столбов и опирающихся на них высоких каменных сводов (рис. 3-4).
Совершенствование и развитие способов производства способствовало зарождению буржуазии. Борьба буржуазии против феодализма, его идеологии, культуры и искусства вызвала к жизни новый стиль — Ренессанс (эпоха Возрождения).
Архитектура эпохи Возрождения отличается ясностью и логичностью общей композиции здания, четкостью членения и гармоничностью его форм, базирующейся на античной ордерной системе. В архитектуре Италии сформировались новые типы гражданских зданий: монументальные жилища богатых горожан (рис. 3-5), больницы и др. Одновременно изменился облик храмов, они приобрели черты светских построек.
Конец XVI—XVII вв. в Италии характеризовался общим экономическим упадком и укреплением феодально-церковной идеологии. Это нашло отражение и в архитектуре. Интерьеры культовых зданий перегружались вычурными архитектурными элементами, скульптурными и живописными украшениями, потолки украшались культовой живописью.
В произведениях этого нового архитектурного направления, получившего название барокко, архитекторы стремились поразить зрителя разнообразием деталей и богатством отделки здания.
Архитектура во Франции в XVII и XVIII вв. развивалась в другом направлении, получившем название классицизма. Дворцовые здания решались в крупных масштабах, протяженных по горизонтали, с творческим использованием элементов античности, с более строгими и простыми средствами выразительности.
Архитектура капиталистического общества XIX и начала XX вв. характеризуется начавшимся идейным и художественным упадком.
В области инженерных решений архитектура этого периода достигает значительных успехов.
Рис. 3-6. Башня Эйфеля в Париже.
Возводятся здания небоскребов, выставочные залы, большие производственные, торговые, административные и другие сооружения (рис. 3-6). Широко используются в строительстве железобетон, сталь, стекло и другие новые строительные материалы. Однако стихийный рост предприятий и городов, неравномерность размещения производительных сил, частнособственнический характер производства и строительства в условиях капитализма приводят к упадку архитектуры.
Примером такого упаднического стиля может служить модерн, характеризующийся нарочито вычурными формами, подчеркнутой асимметрией, применением большеразмерных криволинейных проемов, карнизов и других архитектурных элементов и деталей.
В противоположность стилю модерн, получившему значительное распространение, «конструктивизм» основывается на строгом подчинении архитектурных форм конструкциям здания и его функциональному назначению, резко сокращено количество средств архитектурно-художественной выразительности. Особенностью этого архитектурного направления (конструктивизма) является сочетание глухих поверхностей стен со сплошными лентами остекленения, бесчердачные крыши и др.
Современная архитектура Запада характеризуется известными успехами в области внедрения новых строительных материалов и конструкций (алюминий, стекло, синтетические материалы), а также в применении большепролетных, пространственных конструкций.