Содержание материала

Эффективность использования установленных энергетических мощностей, надежность снабжения потребителей энергией и экономичность работы энергосистем и электрической станции в решающей степени зависит от качества ремонтного обслуживания.
При вводе новых энергетических мощностей необходим такой рост производительности ремонтных работ, при котором ремонт производился бы без увеличения численности ремонтного персонала, поэтому переход к новым организационным системам и методам планирования и управления является неизбежным. От решения этой задачи зависит темп научно-технического прогресса в энергоремонте и в энергетической отрасли в целом. Как показала практика управления ремонтами сложного оборудования, наиболее целесообразной из систем организованного управления для ремонта является система сетевого планирования и управления (СПУ), использующая сетевые модели.
С внедрением системы СПУ в энергоремонте повышается четкость, бесперебойность и согласованность деятельности многочисленных участков ремонта, более четкой становится система материально-технического обеспечения, повышается качество и обоснованность управленческих решении, освобождаются руководители от решения текущих задач по координации действии, обеспечиваются условия для сокращения продолжительности, повышения качества ремонта и роста производительности труда ремонтного персонала, создаются условия для внедрения плановых заданий, повышается качество нормирования труда, руководители приобретают опыт практического использования науки управления.
Ускорение ремонтных работ встречается с рядом ограничений. К ним можно отнести несовместимость некоторых работ по времени, по условиям техники безопасности, по использованию крана машзала, приспособлений, оснастки, а также ограниченность размеров ремонтной площадки. (Одним из путей преодоления таких ограничений является переход к двухсменному режиму работы.) Нечеткость материально-технического обеспечения одна из основных трудностей в проведении ремонтных работ на гидрогенераторе, так как ремонт электрической части сопровождается потреблением большого количества материалов и запасных частей.
Ограничение числа работающих является непременным условием, определяющим организацию ремонта и управление им. Поэтому первоочередной задачей управления является организация наиболее производительного труда, недопущение потерь рабочего времени и простоев, применение всех возможных средств механизации, рациональное использование рабочих па работах, соответствующих их квалификации и специальности, четкое и безотказное обеспечение рабочих мест, улучшение санитарно-гигиенических условий труда, активизация труда путем применения методов материального и морального стимулирования.
Основой системы СПУ являются сетевые модели. Объектами моделирования при этом являются комплексы работ по ремонту гидрогенератора.
В системе СПУ сетевая модель способна с необходимой детализацией отображать состав и взаимосвязи всех работ комплекса во времени.
Она позволяет составить реальный календарный план, решать задачи рационального использования ресурсов, оценивать фактическое состояние комплекса, своевременно обнаруживать узкие места.
Составной частью сетевой модели является сетевой график, представляющий собой графическое отображение технологического процесса ремонта и дающий информацию о ходе ремонтных работ. Основными элементами сетевого графика являются работы (отрезки) и события (кружки). Различают три вида работ

  1. действительная работа — процесс, требующий затрат времени и ресурсов (трудовых, материальных, энергетических и т. д.);
  2. ожидание — процесс, требующий затрат только времени. Ожидание может быть вызвано технологическими причинами (ротор собран, но на статоре ведутся работы и сборка гидрогенератора еще не начата) пли организационными (перенос начала работ на более позднее время);
  3. фиктивная работа — процесс, не требующий затрат времени и ресурсов, отображает объективно существующие технологические зависимости между ремонтными работами.

В сетевом графике работа изображается сплошной линией, технологические ожидания — флажком, фиктивная работа изображается штриховой линией.
Событие сетевого графика является результатом выполнения ремонтных работ. Оно не только отражает факты завершения входящих в него работ, но и обусловливает возможность начала одной или нескольких выходящих из него работ. Событие в отлично от работы нс имеет продолжительности, его характеристикой является время свершения.
Событие подразделяется на следующие: исходное событие — начало выполнения работ, оно не имеет ни одной входящей работы; завершающее событие — окончание работ, оно не имеет выходящих работ; промежуточное событие — окончание всех входящих в него работ и начало выполнения всех выходящих работ.
Основным параметром сетевого графика является продолжительность работы при заданной численности работающих требуемой специальности.
По объему работ на основании норм может быть определена трудоемкость работы в часах, а зная оптимальный состав звена, можно определить продолжительность работы.
В графике должна быть четко отображена технологическая последовательность работ, располагаются они под сплошной линией (работой) в виде краткого изложения технологической последовательности операций. Например: электрические испытания обмотки статора, покрытие эмалью обмотки статора, сборка генератора или другие работы, которые приведены в перечне работ.
Установлением раннего срока свершения завершающего события определяется наибольшее время сетевого графика. Это время называется критическим временем. Цепочка работ, определяющая критическое время, называется критическим путем сетевого графика.
По результатам подсчета суммарной численности работающих можно оптимизировать график потребности трудовых ресурсов по дням. Для выравнивания графика производят сдвиг работ.
Завершающим этапом разработки сетевого графика является приведение его к календарному времени, поскольку отсчет времени на графике производится от определенной календарной даты начала работ.

График капитального ремонта гидрогенератора

Рис. 2-3. График капитального ремонта гидрогенератора ВГС 525/84-40 1—замеры зазоров, демонтаж регуляторного генератора и возбудителя; 2 — разборка рифленки, воздухоразделяющих щитов и системы пожаротушения; 2 — демонтаж воздухоохладителей: 4 — проверка форм статора и ротора, замеры воздушных зазоров; 5 — продороживание коллектора; 6 — ревизия регуляторного генератора, электрические испытания; 7 — вывод ротора; 8 — электрические испытания обмотки статора; 9 —установка лесов; 10 — электрические испытания обмотки ротора; 11 — ревизия воздухоохладителей, гидроиспытания; 12 — монтаж воздухоохладителей, заполнение системы водой; 13 — частичная перепайка междуполюсных соединений; 14— частичная замена бандажей обмотки статора; 15 — полная переклиновка пазов статора; 16 — замена дефектной катушки; 17— проверка качества паек; 18 — проточка и продороживание коллектора; 19 — осмотр и чистка возбудителя, электрические испытания; 20 — осмотр и чистка статора; 21 — осмотр и чистка ротора, электрические испытания; 22 — электрические испытания обмотки статора; 23 - ввод ротора: 24 - монтаж верхней крестовины, центровка роторов; 25 - прокрутки, проверка форм ротора и статора, замеры воздушных зазоров; 26 — сборка системы пожаротушения, воздухоразделяющих щитов, рифлении; 27—монтаж возбудителя, регуляторного генератора, замеры зазоров; 28 — пуск агрегата, испытания на холостом ходу

Для каждого события сетевого графика устанавливаются конкретные даты с учетом выходных и праздничных дней, располагаются они над сплошной линией (работой) в виде решетки. Работа по режиму, в котором число смен превышает три, обозначается в виде дроби, где в числителе указывается число рабочих смен в сутки, в знаменателе — режим работы, а за дробью следует цифра, показывающая число рабочих в смене.
Приводим образец сетевой модели работ по капитальному ремонту гидрогенератора типа ВГС 525/84-40 (рис. 2-3). Технологическая последовательность работ па графике представлена в виде цифр, расположенных под стрелками (работами).
На основании сетевых графиков с целью повышения заинтересованности рабочих ремонтных бригад в выполнении оперативных плановых заданий, в росте производительности труда и улучшении качества работ на капитальных ремонтах составляются планы-задания (ПЗ). ПЗ выдаются перед началом работ не реже 1 раза в 2 недели. Оформленное ПЗ передается в бухгалтерию и является основанием для начисления зарплаты. Фактические трудозатраты по выполненным работам, занесенные в ПЗ, являются основой для совершенствования нормативов трудозатрат.
Основной целью управления ремонтом является коррекция плана и расписания работ, составленных на стадии исходного планирования, необходимая из-за возникших в процессе ремонтных работ изменений в их составе и объеме; обеспечение трудовыми и материально-техническими ресурсами для качественного ремонта гидрогенератора и завершения всех работ в установленный срок.

Для достижения этой цели должны решаться следующие задачи: 1) сбор информаций о выполнении ремонтных работ, состоянии ремонтируемого оборудования и об обеспечении работ ресурсами; 2) анализ и оценка всех отклонений от плана работ, обусловленных сетевым графиком; 3) выработка управленческих решений;
4) выдача заданий ответственным исполнителям на основании коррекции плана и расписания работ; 5) изменения в составе, объеме, технологии и порядке выполнения работ.
На основании этого в каждом конкретном случае разрабатываются различные решения: увеличение сменности работы, изменение технологии, увеличение числа работающих на некоторых механизмах или участках. По результатам проведенного анализа разрабатываются организационно-технические мероприятия но повышению эффективности и качества ремонтных работ. Таким образом, система CПУ при выполнении ремонтных работ даст возможность: 1) увязывать объемы работ и сроки их выполнения с необходимыми для этого материальными и людскими ресурсами; 2) объективно определять численность персонала, необходимого для выполнения запланированного объема работ в заданный срок, или, что то же, минимальный возможный срок окончания запланированного объема работ при заданной численности персонала; 3) выявлять работы на любой стадии ремонта, задерживающие его окончание; 4) активно управлять ремонтом путем анализа хода ремонтных работ и принятия обоснованных организационно-технических решений, обеспечивающих выполнение работ в плановые сроки с наименьшими затратами.