Типовой объем капитального ремонта включает в себя разборку и сборку генератора с выемкой или без выемки ротора; осмотр, чистку и проверку всех доступных деталей и узлов, в том числе возбудителя с полной его разборкой; разборку и ремонт оборудования выводов и ячейки машины, масляной системы, систем газоохлаждения и водяного охлаждения генератора и обмоток; проведение испытаний и измерений; устранение всех выявленных неисправностей.
Как правило, в ходе капитального ремонта производится проточка колец ротора и коллектора возбудителя.
При необходимости в период капитального ремонта выполняют также некоторые специальные виды работ: замену дефектных стержней обмотки статора, устранение витковых замыканий в обмотке ротора, замену колец ротора и роторных бандажей, реконструкцию уплотнений вала ротора и др.
Капитальный и текущий ремонт генераторов должен совмещаться с капитальным и текущим ремонтом турбин. Капитальный ремонт турбогенераторов мощностью до 100 МВт должен проводиться один раз в 3...5 лет; турбогенераторов мощностью более 100 МВт — один раз в 3...4 года; синхронных компенсаторов и гидрогенераторов — не чаще чем один раз в 5 лет.
Ремонт впервые введенных в работу турбогенераторов, гидрогенераторов и синхронных компенсаторов, включая усиление крепления лобовых частей и переклиновку пазов статора, проводится не позднее чем через 8000 ч работы. Такое требование вызвано тем, что в начальный период работы происходит интенсивный износ частей и деталей в процессе приработки, подсушка изоляции и крепежных деталей, что может привести к ослаблению их креплений. Кроме того, большая часть дефектов, допущенных при изготовлении деталей, проявляется именно в начальный период работы машины.
Перед остановкой генератора на капитальный ремонт необходимо измерить вибрацию всех подшипников и крестовин при различных нагрузках и на холостом ходу с возбуждением и без воз- буждения. Если генератор имеет недопустимо высокую вибрацию и в ходе предварительного исследования установлено, что для ее устранения требуется балансировка ротора, то ее желательно выполнить до вывода турбины в ремонт, так как по окончании ремонта времени на балансировку и последующую сборку торцевых крышек и масляных уплотнений обычно не остается. По тем же причинам целесообразно до вывода в ремонт турбины выполнить проточку и шлифовку колец, а также уплотняющих дисков на валу ротора.
Для проверки состояния изоляции подшипников и уплотнений со стороны возбудителя необходимо измерить напряжение на валу, определить утечку газа и выявить все неплотности, обратив особое внимание на узлы, не разбираемые при ремонте.
После отключения генератора от сети при номинальной частоте его вращения следует измерить сопротивление изоляции обмотки ротора мегомметром. При пониженном сопротивлении изоляции измерение продолжается и в процессе снижения частоты вращения ротора до полной остановки. Если при этом сопротивление изоляции обмотки ротора восстановится до нормального значения, то ненадежное место в изоляции, вероятнее всего, находится в верхней части обмотки под клином или роторным бандажом.
Чтобы проверить наличие в обмотке ротора витковых замыканий, определяют сопротивление обмотки при различных напряжениях переменного тока, изменяемого в пределах от 0 до 220 В. Измерения выполняют при номинальной частоте вращения и по мере ее снижения.
По результатам измерения строят график зависимости сопротивления от напряжения и частоты вращения. Более плавное изменение значения сопротивления по сравнению с ранее проведенными измерениями или графиками однотипных генераторов будет свидетельствовать о наличии витковых замыканий в обмотке.
Объем текущего ремонта определяют с учетом состояния генератора. Как правило, в ходе текущего ремонта производится чистка щеточных аппаратов на кольцах ротора и возбудителя, замена изношенных щеток, осмотр и чистка доступных без вскрытия частей и деталей, аппаратуры системы возбуждения, АГП, высоковольтной аппаратуры.
При необходимости, производят чистку газоохладителей, теплообменников, фильтров, камер и аппаратуры системы охлаждения, вскрытие и ремонт масляных уплотнений вала ротора, устранение утечек водорода, осмотр и чистку лобовых частей обмотки и выводов статора.
Текущий ремонт генератора выполняют, как правило, по мере необходимости, но не реже одного раза в год.