Содержание материала

ГЛАВА XI
ОПЕРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГИДРОАГРЕГАТОВ И ИХ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

§ 49. Общие положения по управлению агрегатом

В целях безаварийной работы агрегата и сохранности оборудования дежурный машинист должен твердо знать все операции по пуску, нормальной работе, нормальной и аварийной остановке агрегата.
Ниже приводятся основные сведения по оперативно-техническому обслуживанию гидротурбинных агрегатов при их эксплуа- тации.

  1. При длительном резерве (см. § 53) агрегата щиты или затворы входной части спиральной камеры (или трубопровода) должны быть полностью закрыты и вода из спирали выпущена по спускному трубопроводу в нижний бьеф.
  2. Подготовка к первому пуску после ремонта, ревизии или внутреннего осмотра и опробование всех механизмов производятся до заполнения спиральной камеры водой.
  3. Подготовка к последующим пускам производится при открытых щитах (затворах) и заполненной спиральной камере и трубопроводе.
  4. На остановленном агрегате должно быть включено ручное регулирование и стопорное устройство направляющего аппарата.
  5. Открытие щитов (затворов) для заполнения спиральной камеры турбины следует производить при закрытом направляющем аппарате и включенном стопорном устройстве. При этом спускной клапан спирали турбины должен быть полностью закрыт.
  6. Пуск в ход мощных гидротурбинных агрегатов, их работа и остановка на ручном и автоматическом регулировании возможны лишь при рабочем состоянии маслонапорной установки.
  7. Работа турбины допускается лишь при напорах, мощностях и высотах всасывания в соответствии с техническими условиями завода-поставщика и эксплуатационной характеристикой агрегата.
  8. Каждый агрегат должен иметь надежно действующие тормозные устройства.
  9. На каждом агрегате должны быть предусмотрены защитные устройства: от разгона (центробежный выключатель), от обрыва ремня (натяжной ролик с сигнализирующим устройством) или, в случае электрической передачи вращения, от вала агрегата к маятнику регулятора — специальное реле, сигнализирующее о нарушениях электрической связи, от перегрева подшипников и подпятника агрегата и от падения давления в котле маслонапорной установки агрегата (реле ненормального давления).
  10. Все контрольно-измерительные и сигнализирующие устройства, необходимые для контроля и наблюдения за состоянием работающего агрегата, должны быть сосредоточены на специальном щите управления агрегатом.
  11. При пуске в ход мощных турбин (с регуляторами котельного типа) и работе их на ручном и автоматическом регулировании должны быть открыты клапаны:

а)  подающие масло под давлением в распределительные золотники сервомоторов направляющего аппарата, холостых спусков, рабочего колеса (турбин Каплана);
б) сливных масляных трубопроводов от колонки регулятора, холостых спусков и золотников рабочего колеса (турбин Каплана);
в) на масляных трубопроводах от масляного насоса в котел маслонапорной установки;
г)  подающие воду к главному подшипнику (при водяной смазке) и к лабиринтам уплотнения вала турбины.

Если агрегат работает от собственной маслонапорной установки, то клапаны на соединительных масляных трубопроводах (если таковые имеются) должны быть закрыты. Воздушный клапан на подводящем трубопроводе к масловоздушному котлу регулятора должен быть закрыт и открывается лишь в момент нагнетания воздуха компрессором. Клапаны, служащие для выпуска из котла масла и воздуха, должны быть закрыты и открываются лишь по мере надобности.

  1.  Во время непродолжительных остановок агрегата, когда напорный масляный трубопровод системы регулирования мощных котельных регуляторов находится под давлением, должно быть, как правило, включено ручное регулирование, а направляющий аппарат должен находиться на стопоре.
  2.  Желательно избегать длительных, свыше 12—15 суток, остановок агрегата.

В случае длительных остановок, во избежание ржавления рабочих органов турбины, следует периодически производить открытия и закрытия направляющего аппарата (при опорожненной спирали), помощью ручного и автоматического регулирования через ограничитель открытия. При этом на турбинах Каплана одновременно должны поворачиваться лопасти рабочего колеса.

§ 50. Подготовка к пуску агрегата

1.   Подготовка к первому пуску (после ремонта или ревизии)
Перед пуском в ход необходимо:

  1. проверить все механизмы агрегата и опробовать их действие;
  2. проверить отсутствие людей и посторонних предметов в генераторе и турбине;
  3. проверить, закрыты ли задвижки дренажной системы спиральной камеры, люки, лазы и т. д.;
  4.  заполнить маслом регулирующую систему агрегата, а также масляные ванны подпятника и подшипников агрегата;
  5.  при наличии подшипников с резиновыми или лигнофолевыми вкладышами проверить действие водяной смазки (подачу воды);
  6.  набить тавотом все текалемитные головки и масленки направляющего аппарата и системы передач регулировании агрегата;
  7.  залить водой самовсасывающий насос (если таковой имеется);
  8. привести в рабочее состояние маслонапорную установку регулятора;
  9. проверить правильность положения системы регулирования;
  10. проверить действие и включить стопорное устройство направляющего аппарата и ручное регулирование турбины;
  11.  проверить контакт центробежного выключателя и, при необходимости, установить его в рабочее положение;
  12. проверить наличие оперативного постоянного и переменного тока для управления и контроля за работой агрегата;
  13. проверить действие всех механизмов маслонапорной установки, регулятора, холостого спуска, клапанов срыва вакуума др. при нормальном давлении в котле маслонапорной установки при закрытых щитах);
  14. осторожно открыть щиты (затворы) и заполнить спиральную камеру водой, проверяя давление по манометру;
  15.  проверить и, если необходимо, отрегулировать подачу воды к лабиринтным уплотнениям вала турбины.

3 Пуск турбины в ход

Пуск производится обычно на ручном регулировании медленным открытием направляющего аппарата вращением штурвала ручного регулирования до момента трогания ротора агрегата затем плавно доводится до нормальных оборотов. Открытие направляющего аппарата контролируется по стрелке шкалы открытия на регуляторе.
У турбин Каплана, предварительно перед пуском, лопасти рабочего колеса необходимо установить на пусковой угол; после трогания турбины следует вернуть лопасти рабочего колеса на комбинаторную зависимость.
После пуска турбины:

  1. регулируется подача воды в лабиринтные уплотнения; вода свободно должна подаваться в лабиринт, но вместе с тем не должна разбрызгиваться по валу турбины;
  2. проверяется смазка подпятника и подшипников агрегата;
  3. наблюдается работа смазки системы регулирования и механизмов регулятора;
  4. скорость вращения наблюдается по тахометру регулятора.

Если агрегат работает нормально, не вызывая никаких сомнений, и по каким-либо соображениям не предполагается пользоваться автоматическим регулированием, то по сигналу с пульта управления агрегат можно нагружать.