Содержание материала

Агрегаты на гидростанциях могут быть использованы, помимо  своего прямого назначения, также и в качестве синхронных компенсаторов, благодаря чему значительно выравнивается напряжение сети и улучшается работа всей энергетической системы в целом.
При работе синхронным компенсатором агрегат, будучи соединенным параллельно с другими агрегатами и получая электрическую энергию от них, вращается вхолостую при закрытом направляющем аппарате турбины, т. е. при опорожненной камере рабочего колеса, представляя собою синхронный электродвигатель. Потребляемая компенсирующим электродвигателем энергия расходуется на его возбуждение и на преодоление механических и вентиляционных потерь в агрегате.
Наиболее экономичным способом по переводу агрегатов из генераторного режима в режим синхронных компенсаторов является перевод их «с хода». В этом случае один из генераторов, работающий на сборные шины станции и намеченный к переводу на работу в режиме компенсатора, разгружается до холостого хода; затем производится закрытие на ручном регулировании направляющего аппарата турбины с одновременным открытием вентилей на трубопроводах, подводящих воздух под крышку турбины, для срыва вакуума и удаления воды из камеры рабочего колеса до уровня горизонта нижнего бьефа.
В ряде случаев, когда по условиям эксплуатации рабочее колесо турбины оказывается подтопленным со стороны нижнего бьефа, отжатие воды из камеры рабочего колеса производится, как ранее указывалось, помощью сжатого воздуха (§ 25).