Содержание материала

Пружинный центробежный выключатель

Центробежные выключатели (регуляторы безопасности) служат для защиты турбины от разгона при нарушении правильной работы регулирующей системы и срабатывают при числе оборотов, несколько превышающем число оборотов, имеющее место при полном сбросе нагрузки. При сработке центробежный выключатель дает электрический импульс на закрытие направляющего аппарата через золотник аварийного закрытия турбины (если таковой имеется) либо через электродвигатель ограничителя открытия и одновременно на закрытие затвора или быстродействующих щитов перед турбиной. При этом срабатывает световая или звуковая сигнализация. Как правило, центробежные выключатели устанавливаются непосредственно на валу агрегата.
Пружинный центробежный выключатель, изображенный на рис. 60, представляет собой жестко закрепленное на валу турбины кольцо 1 из двух половин с двумя приливами, внутри каждого из которых помещен боек 2, прижатый к валу пружиной 3. Предварительное сжатие пружины регулируется кольцом с наружной резьбой 4 в процессе испытания и наладки.
К кожуху центробежного выключателя крепится коробка контактного устройства 5 с конечным выключателем, имеющим две пары контактов, из которых одна пара, при нормальных оборотах, замкнута на сигнальную лампу на щите.

Рис. 60. Центробежный выключатель (пружинный)
При разгоне турбины центробежная сила бойка, преодолевая силу пружины 3, перемещает боек к рычагу 6 и ударом отводит его от упора контактного валика 7. При этом предварительно сжатая пружина 8 перемещает валик вверх и освобождает левый конец двухплечего рычага 9. Под воздействием пружины внутри выключателя замыкается вторая пара контактов электрической цепи аварийной защиты. Одновременно первая пара контактов размыкается и дает сигнал о сработке центробежного выключателя. После устранения причины разгона центробежный выключатель приводится в рабочее состояние нажатием кнопки 10 контактного валика.
Центробежный выключатель является единственной защитой от разгона в случае расстройства регулирования турбины, поэтому его надежное действие является обязательным. Между тем из-за того, что центробежные выключатели весьма редко работают, в практике эксплуатации пружинных центробежных выключателей имели место случаи, когда, вследствие загустения или засыхания смазки, засорения, ржавления, ослабления пружин и других причин, они срабатывали при числах оборотов, отличных от первоначальной настройки. Более совершенными являются центробежные выключатели — маятниковые (тахометр с электроконтактами или маятник с отдельным конечным выключателем) или беспружинные.

Беспружинный центробежный выключатель

Конструкция такого выключателя изображена на рис. 61. Диск 1 жестко прикреплен к торцу верхнего конца генераторного вала вертикального агрегата. На диске имеются два груза 2; один конец груза прикреплен к диску тонкой стальной упругой пластиной 3, другой свободно опирается на диск регулирующим винтом 4, который после настройки фиксируется контргайкой 5.  При разгоне груз резко отклоняется до упора 6. При этом верхний конец регулирующего винта 4 перемещает крыло контакта 7 из положения А в положение Б.

Рис. 61. Центробежный выключатель (беспружинный)
Вместе с крылом поворачивается валик со штифтом 5, который, совпадая с прорезью втулки 5, поднимается вверх под действием пружины 10 и освобождает кнопку конечного выключателя 11. Усилие пружины 12 переключаем контакты в коробке 13 и замыкает электрическую цепь к механизмам, действующим на аварийную остановку агрегата. После устранения причины разгона центробежный выключатель приводится в рабочее состояние путем нажатия на кнопку 14; при этом штифт выходит из прорези, пружина 10, имеющая предварительное натяжение, поворачивает крыло в исходное положение А и контакты размыкают электрическую цепь.