Подаче масла к трущимся частям генератора — в подшипники и подпятники — уделяется весьма серьезное внимание, так как отсутствие масла между трущимися поверхностями вызывает перегрев и выплавление баббита из вкладышей и подпятника и тем самым аварию и длительную остановку агрегата. Циркуляция масла в системе смазки гидрогенератора может осуществляться различными способами; основными из них являются:
- обособленная масляная система с собственным масляным насосом без наличия масляного фильтра;
- масляная система, общая с турбиной;
- обособленная масляная система с собственным масляным насосом и фильтром;
- самоциркуляция масла, создаваемая вращающимися частями подпятника; охлаждение масла производится проточной водой, проходящей через змеевик, расположенный в ванне пяты.
В агрегатах малой мощности (до 5000 кет) применяется обособленная масляная система с собственным маслонасосом и без масляного фильтра, представленная на рис. 73. При этой схеме заполнение маслом масляной системы генератора производится от главной масляной магистрали станции через кран 1. Масло подается в ванну подпятника 6, откуда через перелив 3 попадает в ванну нижнего генераторного подшипника. В последней также имеется перелив 4 для спуска избытка масла в сливную магистраль станции. Так как зубчатый масляный насос 2 приводится во вращение от вала генератора, то после установления нормального числа оборотов генератора кран 1 закрывается и масляная система смазки работает самостоятельно. При работе генератора насос 2 подает масло в бак подпятника и в оба направляющих подшипника.
Рис. 73. Схема обособленной масляной системы (без фильтра) смазки подпятника и подшипников генератора
Далее масло самотеком через перелив сливается в ванну нижнего направляющего подшипника, где установлен насос. Трубы 5 служат для слива масла при его замене или при демонтаже генератора.
Для проверки течения масла по маслопроводам служат масло- указатели и струйные реле. Скорость циркуляции масла также проверяется и регулируется. Температура масла проверяется обычными термометрами, электротермометрами и температурными реле. В более мощных агрегатах иногда применяется объединенная система смазки для генератора и турбины, только в этом случае подпятник большей частью имеет свой отдельный насос, как это видно, например, на схеме рис. 74, где изображены два варианта, в которых легко разобраться самостоятельно. Охлаждение циркуляционного масла при этом достигается различными способами, как это было изложено выше. По пути движения масла имеются фильтры.
Рис. 74. Схемы маслопроводов для смазки подпятника и подшипников генератора
Существует еще обособленная система смазки генератора с фильтрами, применяемая для агрегатов средней и большой мощности. На рис. 75 изображена одна из этих схем в упрощенном виде. Показанный справа бак фильтра разделен сеткой на две части для грязного и чистого масла.
Эта сетка для очистки может выниматься во время работы агрегата. При этой операции автоматически действующий клапан закрывает доступ загрязненного масла в систему смазки. Фильтр устроен так, что при чрезмерном загрязнении сетки излишек масла из отделения грязного масла переливается в отделение чистого масла; при этом фильтрация
масла через фильтр хотя и уменьшается, однако подача масла в подпятник и подшипники не прекращается.
Рис. 75. Схема обособленной масляной системы (с фильтром) смазки подпятника и подшипников генератора
Расход масла для направляющих вкладышей гидрогенераторов средней и большой мощности колеблется от 3,5 до 4,5. В очень крупных агрегатах при большом расходе масла для смазки приходится масляный насос генератора устанавливать вне пределов последнего, снабжая его специальным электродвигателем. Для повышения надежности действия смазки дополнительно устанавливается резервный насос с приводом от двигателя постоянного тока, который автоматически включается в работу при аварии с основным насосом.
Перед пуском вся масляная система генератора должна быть заполнена маслом. Для окончательного удаления из масла всех примесей в виде механических частиц необходимо при помощи постороннего насоса дать маслу возможность циркулировать через весь трубопровод, вкладыши и фильтр или через марлю на впускной трубе в течение нескольких суток, в зависимости от осадков на фильтре или марле.
Для того чтобы смазочное масло отвечало своему назначению, к нему предъявляются определенные требования в отношении вязкости, кислотности, температуры вспышки, теплостойкости и т. д. Наиболее употребительными марками масел для гидрогенераторов являются масла — турбинное Л и турбинное УТ.
Вязкость смазочных масел имеет большое значение в работе подпятника, так как от вязкости масла зависит способность создания масляного клина, а также и надлежащая работа насосов смазки.