Содержание материала

Для осуществления производственного процесса и для ремонтных целей производственные и складские здания оборудуются различным подъемно-транспортным оборудованием.
Промышленные здания оборудуются мостовыми электрическими кранами и мостовыми кран-балками различной грузоподъемности, перемещающимися по подкрановым путям, подвесными кран-балками, монорельсами и др., подвешиваемыми к несущим конструкциям покрытия, консольными кранами, которые крепят к колоннам здания.
В некоторых производствах применяются конвейеры, транспортеры и рольганги, представляющие собой стационарное оборудование для беспрерывного передвижения грузов. В качестве напольного транспорта употребляются различные электро- и автокары, автопогрузчики, ручные тележки и вагонетки, а также подвижной состав узкоколейных и ширококолейных железных дорог. Эти виды транспорта не связаны с конструкциями зданий.

Рис. 6-4. Грузоподъемные механизмы.
а — мостовой электрический кран; б—таль электрическая; 1— мост; 2 — горизонтальные связи; 3 — катки; 4 — тележка с лебедками; 5 — крюк; 6 — будка крановщика; 7 — троллеи, расположенные вдоль подкрановой балки; 8 — стальные решетчатые фермы, образующие мост крана; 9 — монорельс; 10 — механизм подъема; 11 — тележка с механизмом передвижения; 12 — обоймицы с крюком; 13 — кнопочные аппараты управления.
Особенно широкое применение в одноэтажных промышленных зданиях находят мостовые краны, являющиеся универсальным механизмом, позволяющим перемещать тяжелые грузы по вертикали и в плане, не отнимая полезной площади здания.
Основной частью мостового крана является мост, представляющий собой спаренную металлическую башку или ферму, установленную поперек пролета здания (рис. 6-4,а). Опоры моста снабжены колесами (катками). При помощи специального механизма мост перемещается вдоль пролета по рельсам, уложенным на подкрановые балки, опирающиеся на выступы (консоли) колонн. По мосту крана, по рельсам передвигается тележка, несущая на себе механизмы для подъема груза и перемещения тележки. Управление электродвигателями, приводящими в действие все механизмы крана, производится крановщиком из кабины, подвешенной к мосту крана.
Мостовые электрические краны грузоподъемностью от 5 до 15 Т выпускаются с одним
крюком, а грузоподъемностью от 15 до 350 Т — с двумя крюками и двумя механизмами подъема, из которых один имеет большую грузоподъемность (механизм главного подъема).
В зависимости от интенсивности работы мостовые краны подразделяются на краны легкого, среднего, тяжелого и весьма тяжелого режимов работы.
Краны, используемые для монтажа и ремонта оборудования (например, краны машинных залов электростанций), относятся к кранам с легким режимом работы. Иногда один мостовой кран не может обеспечить требования технологического процесса. В этих случаях на одном подкрановом пути устанавливают два мостовых крана и более или мостовые краны размещают в разных уровнях.
При небольших пролетах здания (6, 9, 12 м) и грузе весом до 5 г применяются подвесные кран-балки, ручные или электрические, управляемые с пола. При необходимости обслуживания подъемно-транспортным механизмом ограниченной по ширине полосы рабочего пространства применяют монорельс (рис. 6-4,б), т. е. неподвижно прикрепленную к несущим конструкциям покрытия двутавровую балку, по нижней полке которой перемещается на катках электрическая таль грузоподъемностью 0,25—3 Т.