Содержание материала

На отдельных опорах и эстакадах по территории промышленной площадки тепловой электростанции прокладываются трубопроводы различного назначения. Трубопроводы предназначаются для транспортировки жидкостей и газов, отличающихся температурой, давлением, вязкостью. Часть трубопроводов находится в постоянной эксплуатации (например, паромазутопроводы, трубопроводы химически очищенной воды), а некоторые трубопроводы действуют периодически и могут отключаться на различное время. Опорожнение отключенного трубопровода производится самотеком благодаря наличию уклона вдоль трассы трубопроводов. Диаметр трубопроводов в зависимости от технологических требований производства может изменяться от 50 до 800 мм и более.
Одиночные трубопроводы диаметром 200— 300 мм и более прокладываются обычно на отдельно стоящих железобетонных или металлических опорах. Расстояние между опорами (шаг опор) принимается в зависимости от несущей способности трубопровода. При определении шага опор трубопровода учитывается его диаметр, толщина стенки трубы, температура транспортируемой среды, вес трубы с заполнением и теплоизоляцией, а также допустимая величина прогиба трубы на участке между смежными опорами.
На рис. 14-3,а изображена эстакада паромазутопроводов крупной ГРЭС, использующей мазут в качестве основного вида топлива. Эстакада состоит из отдельно стоящих железобетонных опор, на траверсы которых опираются трубопроводы. Промежуточные плоские опоры эстакады выполнены из двух стоек сечением 400x400 мм, защемленных в фундаменты стаканного типа и соединенных вверху железобетонной траверсой. Анкерные опоры (к которым трубопроводы крепятся неподвижно) выполнены из двух поставленных на расстоянии 3 м друг от друга промежуточных опор, соединенных между собой металлическими связями и распорками, образующими устойчивую пространственную конструкцию. Опоры установлены вдоль трассы эстакады на расстоянии 12,0 м друг от друга. Отметка верха опор принята переменной для обеспечения уклона паромазутопроводов в сторону главного корпуса. К траверсам опор прикреплена легкая металлическая ферма для подвески электрического кабеля.
На фундаменты анкерных опор передаются значительные усилия, возникающие от температурных деформаций трубопроводов. Для увеличения несущей способности фундаментов анкерных опор применяются подкладные железобетонные плиты, на которые фундаменты анкерных опор устанавливаются на слое цементного раствора.
Металлические вертикальные связи и распорки анкерных опор в местах обсыпки грунтом обматываются проволокой и защищаются бетоном марки 200.

Величину прогиба трубопроводов, по которым транспортируются замерзающие жидкости, принимают минимальной для предотвращения образования наледей внутри трубы при неполном опорожнении отключенного трубопровода. Уменьшение абсолютной величины прогиба трубопровода достигается правильным выбором предельно допустимых расстояний между опорами, принимаемых для трубопроводов малых диаметров (50—150 мм) равными 3, 4, 5 м. Устройство отдельно стоящих опор под трубопроводы малых диаметров с шагом 3—5 м на территории электростанции неприемлемо, так как оно не обеспечивает габариты автомобильного и железнодорожного проездов и сопряжено со значительными затратами. Поэтому одиночные трубопроводы малых диаметров иногда подвешивают в нескольких местах к трубопроводам большого диаметра, опирающимся на отдельные опоры, установленные с шагом 12 м. Недостатком этого решения являются эксплуатационные затруднения, возникающие при ремонте или замене несущего трубопровода.
При необходимости прокладки нескольких трубопроводов небольшого диаметра, идущих в одном направлении, сооружаются эстакады трубопроводов с пролетным строением, состоящим из металлических ферм и балок либо из железобетонных балок.
На рис. 14-3,б изображена эстакада, предназначенная для прокладки трубопроводов небольшого диаметра. Эстакада состоит из железобетонных опор (одиночных стоек сечением 400X400 мм), устанавливаемых с шагом 12 м, и опирающихся на них двутавровых предварительно напряженных железобетонных балок высотой 700 мм. Крепление балок к стойкам эстакады осуществляется с помощью сварки закладных деталей. К железобетонным балкам с шагом 4 м прикреплены поперечные металлические траверсы из двух швеллеров, служащие опорами для трубопроводов.
В целях унификации строительных конструкций Госстроем СССР в 1963—1964 гг. были утверждены типовые серии унифицированных сборных железобетонных одноярусных и двухъярусных эстакад под технологические трубопроводы с шагом опор 12 м.
Одноярусные эстакады состоят из температурных блоков длиной 36—72 м с неподвижной анкерной опорой, располагаемой посередине температурного блока. Пролетное строение эстакады в зависимости от количества и веса прокладываемых трубопроводов принимается из одной или двух балок двутаврового сечения, армированных предварительно напряженной стержневой арматурой. Промежуточные колонны выполняются прямоугольного сечения, анкерные опоры — рамного типа. К балкам пролетного строения прикреплены железобетонные траверсы прямоугольного сечения, на которые опираются технологические трубопроводы. Шаг траверс в зависимости от диаметра трубопроводов принимается 3, 4 и 6 м. (рис. 14-3,в).
Уклон трубопроводов на эстакаде достигается за счет изменения отметки верхнего обреза фундамента над планировочной отметкой земли (в пределах —0,100-+0,400) и различной длины заделки колонн в фундаменты.
При большом количестве трубопроводов, прокладываемых в одном направлении, сооружаются двухъярусные эстакады, состоящие из температурных блоков длиной 42—78 м с неподвижной анкерной опорой, также располагаемой в середине температурного блока. Верхний ярус эстакад решается без пролетного строения с опиранием траверс по верху колони. На траверсы верхнего яруса, установленные с шагом 12,0 м, опираются трубопроводы большого диаметра. Нижний ярус эстакады выполняется с пролетным строением в виде предварительно напряженных двутавровых балок пролетом 12 м, по которым устанавливаются траверсы с шагом 3, 4 или 6 м. На траверсы нижнего яруса опираются трубопроводы небольшого диаметра. При отсутствии трубопроводов больших диаметров пролетное строение из железобетонных балок устанавливается как в нижнем, так и в верхнем ярусах эстакады. Для обслуживания и осмотра трубопроводов вдоль эстакады на ее нижнем ярусе сооружается металлический пешеходный мостик.