Содержание материала

ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ
КОНСТРУКЦИИ ВНЕШНИХ КОММУНИКАЦИЙ ТЭС

1. КАНАЛЫ И ТУННЕЛИ ДЛЯ КАБЕЛЕЙ И ТРУБОПРОВОДОВ
Кабельные линии на территории электростанции прокладываются, как правило, в каналах или туннелях.
Одиночные кабельные линии (1—2 кабеля) к удаленным вспомогательным объектам (складам, мастерским, канализационным насосным) иногда прокладывают в земле (в траншеях). При этом в зависимости от напряжения кабельной линии и глубины ее заложения кабель защищают от механических повреждений покрытием из железобетонных плит или из кирпича.
При необходимости прокладки нескольких кабелей па небольшое расстояние, в стесненных условиях или при пересечении кабельных линий с железнодорожными путями и автомобильными дорогами применяют прокладку кабелей в блоках.
Конструкция кабельных блоков для наружной прокладки кабелей не отличается от конструкции описанных в § 10-6 блоков для прокладки кабелей в подземном хозяйстве главного корпуса. Кабельные блоки укладываются с уклоном для стока случайных вод не менее 0,1% в сторону колодцев.
Железобетонные кабельные колодцы сооружаются в местах изменения направления трассы кабельных линий и в местах перехода кабелей из кабельных блоков в землю (например, для подвода одиночных кабелей к оборудованию, установленному на территории электростанции). Такие одиночные кабели прокладываются обычно в стальных трубах. Кабельные колодцы прямоугольной или круглой формы выполняются из сборного или монолитного железобетона. Высота колодцев принимается не менее 1,8 м.
В перекрытии колодца устраивается люк диаметром 710 мм с двумя металлическими крышками, из которых нижняя закрывается на замок. Лестница в колодец выполняется металлической. В полу колодца устраивается приямок для сбора грунтовых и ливневых вод (зумпф), сообщающиеся дренажными трубами с системой канализации промплощадки.
Кабельные каналы сооружаются для прокладки небольшого количества кабелей (до 20), идущих в одном направлении. На огражденных территориях, доступных только для обслуживающего персонала электроцеха, например ОРУ, перекрытие каналов из сборных железобетонных плит выполняется обычно на уровне планировки земли. Иногда кабели на ОРУ прокладываются в наземных железобетонных лотках, перекрытых сборными плитами (рис. 14-1,а). Лотки укладываются на специальных бетонных прокладках (чтобы не мешать стоку ливневых вод) с уклоном 0,1% по спланированной трассе. В местах, предназначенных для проезда автомашин, предусматривается переход кабелей в канал или трубы. Кабели укладываются по дну лотков на специальных подкладках из несгораемых материалов. Каналы, прокладываемые на промплощадке, засыпаются поверх съемных влит землей.
Прокладка кабелей производится на опорных конструкциях из уголков, прикрепляемых к стенкам каналов на расстоянии 0,8—1,0 м по длине канала.
В 1963 г. Госстроем СССР утверждена типовая серия ИС-01-04, «Унифицированные сборные железобетонные каналы», конструкции которой предназначены для прокладки кабелей и трубопроводов различного назначения. Для прокладки кабелей на тепловых электростанциях применяются предусмотренные этой серией каналы высотой до 600 мм из сборных железобетонных лотковых элементов (рис. 14-1,б) и каналы высотой 1 200 мм, состоящие из сборных плит днища, стен и перекрытий (рис. 14-1,в). Для образования лотка высотой 1 200 мм стеновые панели устанавливаются в пазы плит днища и замоноличиваются бетоном марки 300 на мелком щебне. Длина сборных элементов каналов вдоль трассы принята равной 3 000 мм·, доборочные элементы лотков, плит перекрытия и стеновых плит выполняются длиной 600 мм.
Через каждые 50 м по длине трассы при подземной прокладке каналов устраиваются деформационные швы. При наземной прокладке каналов расстояние между швами уменьшается до 30 м. Деформационный шов шириной 30 мм заливается тугоплавким битумом, стенки и перекрытие в месте шва канала оклеиваются рубероидом и защищаются кирпичной кладкой.
Углы поворотов каналов при отсутствии грунтовых вод выполняются с монолитным днищем, кирпичными стенами и сборными плитами перекрытия; при наличии высокого уровня грунтовых вод на площадке днище и стены углов поворотов выполняются из монолитного железобетона.

Рис. 14-1. Каналы и туннели для прокладки кабелей.
а — лоток; б, в — кабельные каналы; г — проходной кабельный туннель; 1— лежень; 2 — плита днища; 3 — стеновая плита.
Для крепления кабельных кронштейнов в стенах каналов предусматриваются закладные детали.
Заглубление верха перекрытия подземных каналов принято от 700 до 2 000 мм. Конструкции каналов рассчитаны на восприятие нагрузки от автомобильного транспорта.
Прокладка кабелей в проходных туннелях производится при большом количестве кабелей (более 20), идущих в одном направлении. На тепловых электростанциях наружные кабельные туннели сооружаются между главным корпусом и открытыми или закрытыми распределительными устройствами, на территории ОРУ, для связи главного корпуса с топливоподачей, объединенным вспомогательным корпусом и т. п.
Высота кабельных туннелей принимается не менее 1,8 м (в свету), а ширина свободного прохода (расстояние между кабельными конструкциями) принимается 0,9—1,0 м. Кабельные туннели длиной более 150—200 м разделяются огнестойкими перегородками на отдельные отсеки. Каждый отсек туннеля должен иметь два выхода с запирающимися люками или дверьми. Туннели длиной до 7 л могут иметь один выход.
Кабельные туннели оборудуются электрическим освещением, а также в отдельных случаях естественной или искусственной вентиляцией.
Кабельные туннели сооружаются односекционными из сборных железобетонных элементов замкнутого сечения (рис. 10-22) шириной 1,8 и 2,5 м, высотой 2,0 м, однотипных с описанными в § 10-6. Конструкции кабельных туннелей рассчитываются на нагрузку от веса грунта, воды, а также на нагрузки от автомобильного транспорта и полезную нагрузку на поверхности.
Туннели и каналы, укладываемые под железнодорожными путями, проверяются на реальные нагрузки. Туннели и каналы укладываются на утрамбованной песчаной подготовке толщиной 100 мм. В просадочных или разнородных грунтах под каналами и туннелями устраивается бетонная подготовка толщиной 100 мм. В необходимых случаях подготовка армируется сеткой из стержней диаметром 4—6 мм с ячейкой 150 мм.
Швы между сборными элементами каналов и туннелей заполняются цементным раствором. Туннели и каналы, прокладываемые в зоне грунтовых вод, покрываются снаружи оклеенной или обмазочной гидроизоляцией.
Для отвода случайных вод в туннелях и каналах создается продольный уклон, равный 0,2%. Вода отводится в приямки, сооружаемые в днище каналов и туннелей на расстоянии 100—150 м по длине трассы, и сбрасывается оттуда в систему ливневой канализации.
Конструкция унифицированных сборных железобетонных туннелей по типовой серии ИС-01-05, введенной в действие Госстроем СССР в 1964 г., аналогична описанной выше конструкции каналов и состоит из сборных железобетонных плит днища, стен и перекрытий (рис. 14-1,г).
Стеновые плиты устанавливаются в пазы плит днища и замоноличиваются бетоном марки 300 на мелком щебне. Конструкция стыка обеспечивает жесткое (рамное) соединение стен с днищем.
Плиты перекрытия на опорах имеют подрезку для возможности укладки их на стены «в распор». Размеры сборных элементов туннелей в направлении вдоль трассы принимаются равными 3 000 мм.
Длина доборных элементов плит перекрытий и стеновых плит 600 мм. Подготовка под сборные плиты днища принимается из бетона марки 50 толщиной 100 мм. По подготовке, или гидроизоляции, предусматривается устройство песчаного выравнивающего слоя толщиной 30 мм, служащего постелью для плит днища.
Наружные поверхности сборных железобетонных элементов, а также монолитных железобетонных стен покрываются 2 раза горячим битумом. При наличии грунтовых вод устраивается оклеенная · или асфальтовая гидроизоляция.
Для защиты кабельных туннелей от попадания случайных вод их покрытия выполняются с поперечным уклоном и с устройством гидроизоляции из одного слоя рубероида.
Швы между сборными элементами заполняются цементным раствором марки 50.
В туннелях не более чем через 50 м устраиваются деформационные швы. В местах деформационных швов стыки сборных железобетонных элементов заполняются битумом.
В местах выходов из туннелей, устраиваемых через 100—150 м, сооружаются шахты из сборных железобетонных колец, перекрываемые чугунными люками.
Углы поворотов туннелей решаются с применением монолитных конструкций днища и стен и сборных конструкций балок и плит перекрытий. Сборные элементы туннелей выполняются из бетона марки 300 и армируются сварными сетками и каркасами.
При невозможности или экономической нецелесообразности для данного случая надземной прокладки инженерных сетей трубопроводы различного назначения прокладываются в подземных каналах или в объединенных туннелях.
Для прокладки одиночных трубопроводов небольшого диаметра используют те же каналы, что и для прокладки кабельных линий. Каналы перекрывают плоскими плитами (рис. 14-2,а). с трубопроводами диаметром 100—300 мм используются при прокладке тепловых сетей одноячейковые каналы, состоящие из двух сборных железобетонных коробчатых блоков, поставленных друг на друга (рис. 14-2,б).


Рис. 14-2. Каналы для прокладки трубопроводов. а — непроходной канал для труб малых диаметров; б —канал для труб диаметром 100—300 мм; в — канал для прокладки трубопроводов диаметром 350—900 мм.

Тепловые сети большего диаметра (350— 900 мм) прокладываются в двухъячейковых каналах аналогичной конструкции (рис. 14-2,в). Монтаж трубопроводов ведется в нижнем блоке канала. Трубопроводы устанавливаются на бетонных подушках и специальных подвижных опорах, обеспечивающих свободу температурных деформаций. Верхние коробчатые блоки укладываются после окончания изоляции труб. Через определенные расстояния на трассе канала устраиваются уширения, предназначенные для устройства компенсаторов (компенсаторные ниши).
Конструкции углов поворотов и компенсаторных ниш выполняются с днищем из монолитного железобетона и перекрытием из сборных железобетонных плит. Стены в зависимости от грунтовых условий выполняются из красного кирпича или железобетона. Известны конструкции углов поворотов, разработанные в сборном железобетоне, однако из-за многодельности и индивидуального их характера эти конструкции не получили широкого распространения в строительной практике.
С 1964 г. для прокладки трубопроводов на тепловых электростанциях начали применять унифицированные одноячейковые, двухячейковые или многоячейковые каналы по серии ИС-01-04, используемые для прокладки кабелей, благодаря чему сократилось количество типоразмеров элементов подземного хозяйства. Компенсаторные ниши в этом случае решаются так же, как повороты кабельных каналов.
Для подземной прокладки большого числа трубопроводов сооружаются одноячейковые или двухячейковые объединенные туннели коммуникаций. Объединенные туннели сооружаются из замкнутых элементов большого размера, применяемых для кабельных туннелей, или из сборных элементов каналов циркуляционного водоснабжения. Опирание трубопроводов в туннеле производится на стальные опорные конструкции, установленные по длине трассы на расстоянии 3; 4,5; 6,0 м и более друг от друга. По середине туннеля или около одной из стен предусматривается проход шириной 0,8—1,0 м.
Выходы из туннелей устраиваются через каждые 100 м и обычно совмещаются с вентиляционными шахтами. Для производства монтажных и ремонтных работ в перекрытии туннеля выполняются монтажные проемы длиной 5—6 м на всю ширину туннеля. Проемы перекрываются сборными железобетонными плитами. Углы поворотов туннелей, уши- рения для установки компенсаторов и задвижек, участки для установки неподвижных опор выполняются из монолитного железобетона. Туннели оборудуются вентиляционными устройствами, электроосвещением, дренажными устройствами, аналогичными кабельным туннелям.