Содержание материала

Программой КПСС перед советскими градостроителями поставлена задача строить новые и реконструировать старые города и поселки так, чтобы они по своей планировочной структуре, рациональному размещению предприятий, жилья и мест отдыха населения, удобству культурно-бытового обслуживания, уровню инженерного оборудования, благоустройству и архитектурному облику наиболее полно удовлетворяли материальные и культурные запросы населения.
В пределах населенного места обычно располагаются территории различного функционального назначения.
В пределах так называемой селитебной территории размещаются жилые кварталы, здания административного, культурного и коммунально-бытового назначения, скверы, бульвары и т. п. Этим территориям отводятся возвышенные места, как правило, с наветренной стороны по отношению к промышленным предприятиям.
На промышленных территориях населенного места размещаются промышленные предприятия и связанные с ними транспортные устройства. По отношению к селитебным районах промышленные территории располагают с подветренной стороны.
Гаражи, коммунальные предприятия, склады и пр. размещаются на коммунально-складских территориях, примыкающих к зоне промышленных предприятий.
На отдельных территориях со спокойным рельефом располагаются сооружения внешнего транспорта— железнодорожные пути и устройства, причалы, порты и т. п.
Кроме этих основных территорий, на прочих землях населенного места располагаются внеселитебные зеленые насаждения: парки, лесопарки, санитарно-защитные зоны, отделяющие селитебные территории от промышленных, карьеры строительных материалов и пр.
При планировке населенных мест различают три основные схемы уличной сети:
а)   прямоугольную, состоящую из системы взаимно перпендикулярных улиц, пересекающих город или поселок в двух направлениях;
б)   радиально-кольцевую, при которой пересекающие населенное место в разных направлениях радиальные улицы сходятся в центре;
в)   свободную планировку, позволяющую лучше, чем первые две схемы, использовать природные особенности местности (рельеф, растительность, водоемы), а также отделить жилые районы от скоростных транспортных магистралей.
Улицы и дороги населенных мест имеют различное назначение и соответствующий этому назначению поперечный профиль.

Скоростные дороги предназначены для связи удаленных районов населенного места между собой или с крупными промышленными районами за пределами населенного места, а также с автомобильными дорогами общей сети с развязкой движения в разных уровнях и обеспечением непрерывности движения транспорта.


Рис. 3-15. Поперечные профили улиц различных категорий.
а — магистральная улица общегородского значения; б — магистральная улица районного значения; в —жилая улица местного значения; 1 — тротуар; 2 — проезжая часть; 3 — зеленая поноса; 4 — газон; 5 — разделительная полоса; 6 — обособленное трамвайное полотно.
Магистральные улицы общегородского и районного значения предназначаются для связи между жилыми, промышленными, складскими районами и с объектами общегородского значения (вокзал, парк, стадион), а также для местной связи в пределах жилых и промышленных районов и связи этих районов с магистральными и скоростными дорогами.
Улицы и дороги местного значения предназначаются для связи микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами.
Транспортные связи внутри микрорайонов и с улицами местного движения осуществляются с помощью проездов.
В состав поперечного профиля улиц входят: проезжие части, тротуары, полосы для защитных зеленых насаждений, а также полосы для проезжих частей местного движения и велосипедных дорожек. Между проезжей частью и тротуарами предусматриваются специальные полосы для посадки деревьев и кустарников, расстановки опор контактной сети, размещения инженерных подземных сетей и для возможности сбора снега, убираемого с проезжей части и тротуаров (рис. 3-15).
Размеры и состав элементов поперечного профиля улиц и дорог в зависимости от категории улиц принимают в соответствии с указаниями главы СНиП II-К.3-62.
Значительное место в городской застройке занимают площади, являющиеся, как правило, центрами его общественной и хозяйственной жизни. В зависимости от назначения различают:
а)  главные площади населенного места, предназначенные для движения транспорта, обслуживающего административные и общественные здания, расположенные в пределах площади, а также для проведения парадов и демонстраций;
б) площади жилых и промышленных районов, предназначенные преимущественно для развязки движения в местах скопления транспорта;
в)  площади перед театрами, клубами, стадионами, парками, вокзалами, рынками и т. д., предназначенные для обеспечения удобных подъездов и подходов к общественным зданиям, а также для пропуска пешеходных потоков и размещения стоянок автомобильного транспорта.

Размеры площадей принимаются в соответствии с проектами планировки и застройки населенных мест.
Современное советское градостроительство основано на новых прогрессивных принципах, предусматривающих комплексное строительство наиболее совершенных и экономичных жилых районов и микрорайонов с наиболее рациональной организацией культурно-бытового обслуживания населения.
В пределах жилого района располагаются культурно-бытовые учреждения (клуб, кино, универсальный магазин и т. п.) и общественный центр, а иногда и зона кратковременного отдыха. Жилой район образуется из нескольких микрорайонов, огражденных магистральными улицами районного значения и жилыми улицами местного значения.
В состав жилого микрорайона входят:
а)  жилая территория (жилые здания, озелененные участки для отдыха, хозяйственные дворы);
б) участки школьных зданий и детских учреждений;
в)  сад для отдыха населения, физкультурные площадки;
г)  участки для культурно-просветительной работы, для помещений торговли, питания и бытового обслуживания.

Оптимальные размеры микрорайонов в зависимости от этажности застройки при норме 9 м2 жилой площади на человека принимаются:
а) при двух-трехэтажной застройке — 15—20 га для расселения 3—4 тыс. человек; б) для застройки в 4—5 этажей и выше — 20—30 га для расселения 6—8 тыс. человек.
В застройке микрорайонов применяют в основном квартирные жилые дома секционного типа и общежития. При застройке микрорайона применяют системы свободной застройки, позволяющей обеспечить нормальную инсоляцию (освещение солнечными лучами), проветривание, изоляцию от шума и пыли и рационально использовать рельеф местности.

Детские учреждения и общеобразовательные школы размещаются в местах наиболее благоприятных в природном отношении, около зеленых массивов, на южных склонах и повышенных частях территории, изолированных от магистральных улиц, гаражей, котельных и т. п.
Участки школьных зданий и детских учреждений объединяются в общую систему с озелененными пространствами микрорайонов. Часто детские учреждения размещают внутри жилых кварталов на изолированных участках.
Здания для культурно-бытовых учреждений, предприятий торговли и общественного питания, как правило, строятся по типовым проектам в соответствии с численностью населения: в микрорайоне и условиями его застройки) Они могут размещаться в отдельных унифицированных зданиях или в одном кооперированном здании в общественном центре микрорайона, а также в первых, цокольных и подвальных этажах жилых домов, при этом радиус обслуживания населения не должны превышать 350 м. На участках общественных зданий устраиваются полосы зеленых насаждений шириной 5 м и обособленный подъезд. Здания располагаются с отступом от красной линии на 3—5 м, а от жилых домов — не менее 10
На территории, отведенной под строительство населенного места, производится вертикальная планировка, т. е. ее природный рельеф приспосабливается для отвода поверхностных вод, создания определенного рельефа улиц и дорог, благоприятного для движения транспорта и размещения подземных инженерных сетей и т. п.
Одновременно намечаются высотные отметки входов в здания и въездов на территорию промышленных предприятий и жилых кварталов. При выполнении вертикальной планировки желательно по возможности сохранять природный рельеф, почвенно-растительный. покров и существующую древесную растительность.
Большое значение при создании населенных мест придается благоустройству их территории.
На отведенной под застройку площади прокладываются коммуникации санитарно-технического  назначения: водопровод, канализация, теплофикация, газификация, электрические кабельные сети, связь и пр., а также возводятся насосные станции, очистные сооружения, трансформаторные подстанции, газораспределительные пункты и т. п.
Инженерные сети прокладываются в траншеях или в объединенных коллекторах — подземных туннелях, собираемых из крупных блоков.
При строительстве населенного места предусматривается система озеленения, включающая в свой состав насаждения, расположенные на его территории и в ближайших окрестностях.
Площадь зеленых насаждений общего пользования (парки, сады жилых районов и микрорайонов, скверы, бульвары) принимается равной 12—24 м2 на одного жителя в зависимости от размеров населенного места.
Кроме того, в населенных местах предусматриваются зеленые насаждения ограниченного пользования (на участках школ и детских учреждений, общественных зданий, спортивных сооружений, учреждений здравоохранения и т. п.), а также насаждения кладбищ и т. п.