Содержание материала

Эпоксидные соединительные муфты имеют ряд преимуществ перед чугунными и свинцовыми муфтами.  Эпоксидный компаунд обладает высокими диэлектрическими свойствами, что исключает необходимость дополнительной подмотки роликами и рулонами, и достаточной механической прочностью после отверждения для того, чтобы исключить применение защитных покрышек. Монтаж эпоксидных муфт значительно проще чугунных и свинцовых.
Муфта (рис. 51) представляет собой корпус, отлитый из эпоксидного компаунда, в котором размещены соединяемые концы кабелей, разделанные и соединенные так же, как и в свинцовой или чугунной муфте. Эпоксидная муфта имеет в верхней части литник, который обеспечивает, с одной стороны, компенсацию усадки компаунда (так как в литнике находится некоторое избыточное количество компаунда), с другой стороны, является тем местом, где собирается пенообразная пористая масса, выделяемая из компаунда в процессе полимеризации. Эта масса имеет сниженную электрическую прочность. Обладая меньшим удельным весом, пенообразная масса всегда всплывает вверх, таким образом литниковое пространство позволяет извлечь ее из рабочей части муфгы с высокими напряженностями электрического поля. Кроме того, в литнике укладывают провод заземления, который должен быть максимально удален от токоведущих жил.
Типоразмеры муфт выбирают в зависимости от напряжения и сечения кабеля.
Муфты монтируют в съемной форме из листовой стали или пластмассы, а также в предварительно отлитом эпоксидном корпусе заводского изготовления. Внутреннюю поверхность металлической формы перед надеванием на место соединения очищают и смазывают тонким слоем солидола или технического вазелина. Это необходимо для обеспечения возможности съема формы после отверждения компаунда. 

Рис. 51. Эпоксидная соединительная муфта на напряжение 1, 6 и 10 кВ:
1 —  корпус муфты; 2  —  распорка; 3 — соединительная гильза; 4  — провод заземления; 5 — двухслойная подмотка хлопчатобумажной лентой; 6  —  подмотка смоляной лентой для центровки и фиксации муфты; 7  — уплотнительная подмотка
Эпоксидная соединительная муфта
Пластмассовые формы не требуют разделительной смазки, так как они не имеют адгезии с эпоксидным компаундом.
Преимущественно следует применять эпоксидные корпуса заводского изготовления (рис. 52). Внутренние поверхности их должны быть тщательно обезжирены и зачищены в заводских условиях.

Рис. 52. Корпус соединительной эпоксидной муфты заводского изготовления

До разделки кабелей обе полумуфты надевают на концы кабелей и временно сдвигают, чтобы они не мешали разделке и соединению.
Для кабелей напряжением 6—10 кВ выполняют ступенчатую разделку фазной изоляции на конус. Длина конуса для кабелей напряжением 6 кВ составляет 16 мм, напряжением 10 кВ—24 мм. Отсутствие ступенчатой разделки приводит к снижению электрической прочности конструкции, так как практически обезжирить торец фазной изоляции невозможно. Следовательно, невозможно обеспечить адгезию эпоксидного компаунда с изоляцией, и в этом месте, естественно, образуется щель, кроме того, в этом случае создаются благоприятные условия для образования свищей в компаунде.
После соединения жил между ними устанавливают распорки, отлитые предварительно из эпоксидного компаунда. Распорки обеспечивают фиксацию положения жил и необходимые изоляционные расстояния. Так как линия стыка между распоркой и заливаемым эпоксидным компаундом имеет меньшую электрическую прочность, чем сплошная эпоксидная отливка, то располагать распорки непосредственно на оголенных токоведущих частях допускается только для кабелей до 1 кВ, поэтому в таких случаях применяют одну распорку, расположенную на соединительных гильзах. В муфтах кабелей на напряжение 6—10 кВ применяют две распорки, размещенные на изолированных участках жил.
Перед установкой распорка должна быть обезжирена и зачищена, так как только при этих условиях обеспечивается хорошая адгезия с заливаемым эпоксидным компаундом (при наличии жира создается разделительная среда, которая препятствует связи компаунда с распоркой).
Провод заземления, припаянный к одному из соединяемых концов кабеля, примеряют к литнику. Для этого полумуфты временно сдвигают на место соединения или устанавливают половину инвентарной формы (в случае монтажа муфты в съемной металлической или пластмассовой форме). Затем полумуфты вновь раздвигают или снимают инвентарную форму и припаивают провод заземления к другому концу кабеля.
Эпоксидный компаунд по сравнению с металлами имеет более высокий коэффициент теплового расширения. Для снижения коэффициента теплового расширения компаунда и приближения его к металлу в компаунд вводят наполнитель — пылевидный кварц, но даже в этом случае некоторая разница существует, вследствие этого в местах стыка эпоксидного компаунда с броней и оболочкой кабеля не исключена возможность нарушения герметизации. Во избежание этого на ступени брони и оболочки накладывают двухслойные подмотки из хлопчатобумажных лент, обильно пропитанных эпоксидным компаундом. Непропитанная лента становится каналом, по которому проникает влага. Предварительно на ступенях брони и оболочки создают шероховатость, которая способствует лучшей связи эпоксидного компаунда с металлической оболочкой и броней кабеля.
Разделанные и соединенные концы кабеля тщательно обезжиривают ацетоном или авиационным бензином, после чего на место соединения сдвигают полумуфты или устанавливают инвентарную форму. Особое внимание при этом следует обращать на правильную центровку разделки относительно корпуса и сохранение изоляционных расстояний между соединительными гильзами.
Полумуфты или инвентарную форму уплотняют в местах ввода кабеля смоляной лентой. Провод заземления укладывают в литнике и привязывают шпагатом к его перемычкам или закрепляют специальными скобами, Затем заливают эпоксидный компаунд. Так как наполнитель — пылевидный кварц — при длительном хранении оседает на дно банки, перед заливкой эпоксидный компаунд тщательно перемешивают, чтобы кварц равномерно распределился по всему объему компаунда. Затем в компаунд вводят отвердитель, и массу вновь перемешивают до получения однородного состава и дают ей отстояться 10—15 мин для удаления воздуха, попавшего во время перемешивания.
Для того чтобы количество воздуха, захватываемого компаундом при заливке, было минимальным, заливку муфты необходимо производить медленно короткой непрерывной струей по лотку с переходом струи с лотка на стенку корпуса.
Эпоксидная муфта может быть использована в качестве стопорной. В этом случае соединение жил выполняют только пайкой или сваркой, так как соединение жил опрессовкой не устраняет перетекания пропитывающего состава между проволоками жилы.
При монтаже стопорной муфты, особенно во время отверждения компаунда, желательно, чтобы отсутствовало давление пропитывающего состава кабеля. Это возможно при замораживании концов кабеля* и монтаже муфты до прокладки кабеля или подъеме муфты на соответствующую высоту.
При низких температурах муфту обогревают при помощи специального приспособления, через обогревательную полость которого пропускают газы, подогреваемые пламенем пропановой горелки или паяльной лампы. Температура внутри корпуса приспособления, контролируемая термометром, должна быть не более 30° С,
При температуре окружающей среды выше 25° С процесс полимеризации протекает при высоких температурах саморазогрева. Такие условия полимеризации приводят к образованию пор и свищей, а следовательно, к снижению электрической прочности муфты. 

* Искусственный лед можно получить при заполнении мешочков из плотной ткани сжиженной углекислотой.

Для обеспечения нормальных условий полимеризации при монтаже муфт проложенный кабель в жаркие дни защищают от прямого действия солнечных лучей (присыпают землей), место монтажа и компаунд защищают (палаткой или навесом); компаунд перед заливкой охлаждают до 25°С, разделку многократно обезжиривают, а в корешок разделки вводят тампон из хлопчатобумажной ленты, который впитывает выделяющийся пропитывающий состав. Тампон удаляют перед заливкой.
Для исключения влияния высоких температур и отказа от необходимости применения специальных мер в жаркие дни монтировать эпоксидные муфты целесообразно рано утром или ночью, когда температура воздуха бывает не выше +20° С.