Стартовая >> Архив >> Генерация >> Экономика, организация и планирование на АЭС

Организация управления в ядерной энергетике - Экономика, организация и планирование на АЭС

Оглавление
Экономика, организация и планирование на АЭС
Введение
Электроэнергетика - материальная база электрификации
Энергетическая программа
Характеристика топливно-энергетических ресурсов
Основные факторы развития ядерной энергетики
Техническая база производства электроэнергии на АЭС
Применение ядерной энергии для теплоснабжения
Особенности использования ядерного топлива на атомной станции
Капитальные вложения в строительство АЭС
Организация проектирования АЭС
Сметы строительства и монтажа
Сметная стоимость и себестоимость строительно-монтажных работ
Планирование капитальных вложений и строительно-монтажных работ
Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
Износ и амортизация основных фондов
Производственные мощности АЭС
Оборотные средства АЭС
Задачи и пути экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов
Материально-техническое снабжение
Кадры и производительность труда
Работа с персоналом на атомной станции
Дисциплина труда
Производительность труда
Содержание и задачи организации труда
Организация рабочих мест и их обслуживание
Основы нормирования труда
Заработная плата и материальное стимулирование
Социалистическое соревнование и моральное стимулирование
Развитие бригадных форм организации и стимулирования труда
Понятие о себестоимости энергии
Смета затрат на производство
Пути снижения себестоимости энергии на атомной станции
Понятие о ценообразовании. Тарифы па энергию
Прибыль и рентабельность производства
Эффективность производства
Показатели и методы определения экономической эффективности капитальных вложений
Управление в ядерной энергетике
Основные понятия об управлении производством
Организация управления в ядерной энергетике
Организация строительных, монтажных и пусконаладочных работ
Производственная и организационная структура АЭС
Документация и делопроизводство на АЭС
Стандарты в    системе управления
Использование электронно-вычислительной техники в управлении на АЭС
Основные понятия о трудовом коллективе
Роль и значение руководителя в трудовом коллективе
Стиль и методы руководства
Организация труда цеховых руководителей АЭС
Понятие о планировании
Система плановых показателей, нормативов и лимитов
Годовой план на АЭС
Внутристанционное планирование на АЭС
Методы сетевого планирования и управления
Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности производства
Изобретательство и рационализация на АС
Особенности ремонтов
Система ремонтного обслуживания
Организация хозяйственного расчета и финансов
Организация учета и отчетности

Высшим органом управления народным хозяйством страны является Совет Министров СССР, который в своей деятельности руководствуется законами, издаваемыми Верховным Советом СССР, и решениями КПСС. Совет Министров руководит министерствами и государственными комитетами. Министерства являются высшими органами управления отраслями промышленности. В промышленности СССР преобладает двух- и трехзвенная система управления (рис. 10.4). В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года» поставлена задача перехода в отраслях народного хозяйства преимущественно на двухзвенную систему.

В современных условиях успешно решать вопросы развития техники, внедрять прогрессивные формы организации производства
и уделять должное внимание вопросам социального развития под силу лишь крупным предприятиям, оснащенным новейшей техникой и имеющим квалифицированные кадры. Поэтому в промышленности наблюдается процесс укрупнения предприятий и создания объединений. В зависимости от масштаба укрупнения производства и характера выполняемых управленческих функций различают две формы объединений:    производственные и промышленные.

Рис. 10.4. Двухзвенная (а) и трехзвенная (б) системы управления в промышленности СССР

Производственные объединения (ПО) включают группы технологически родственных предприятий, а также научно-исследовательские, проектно-конструкторские и другие организации. Предприятия и организации, входящие в состав ПО, являются производственными единицами. Наряду с ПО создаются и научно-производственные объединения (НПО), которые имеют целью ускорение освоения новой техники и технологии и их внедрение в народное хозяйство. Более крупными производственными комплексами являются всесоюзные промышленные объединения (ВПО).
Управление электроэнергетикой страны (кроме эксплуатации, и ремонта АЭС) осуществляет союзно-республиканское Министерство энергетики и электрификации (Минэнерго СССР), которое имеет три направления деятельности:
производство, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии;
строительство электростанций, электрических и тепловых сетей, а также крупных промышленных объектов для других отраслей: промышленности;
производство строительных материалов и конструкций, строительных машин и механизмов.
Управление электроэнергетикой РСФСР осуществляет непосредственно Минэнерго СССР. Управление электроэнергетикой Украинской ССР, Казахской ССР и Узбекской ССР — соответствующие республиканские министерства энергетики и электрификации (например, Минэнерго УССР). Управление электроэнергетикой остальных республик осуществляется через главные управления энергетик» и электрификации (например, Литовглавэнерго, Армглавэнерго), подчиненных Минэнерго СССР,

В Минэнерго СССР имеются различные эксплуатационные, строительные главные управления и ВПО. Каждому из эксплуатационных главных управлений подчинено несколько энергосистем, расположенных на территории РСФСР. Например, Главуралэнерго подчинены энергосистемы (ЭС) Свердловэнерго, Челябэнерго, Пермьэнерго, Башкирэнерго, Кировэнерго, Удмуртэнерго, Оренбургэнерго. Каждая ЭС включает электростанции, предприятия электрических и тепловых сетей, производственно-ремонтное предприятие (ПРП), энергонадзор и др.
В Минэнерго СССР в соответствии с генеральной схемой управления отраслью осуществляется преобразование главных управлений в ВПО, районных энергетических управлений — в производственные энергетические объединения (ПЭО), а энергетических предприятий — в производственные единицы. Это позволит упростить управление и повысить хозяйственную самостоятельность объединений, углубить хозрасчет.
Специфика энергетического производства и требования надежности энергоснабжения определяют огромное значение оперативного управления и непрерывного, круглосуточного регулирования производства и распределения энергии. С этой целью в Минэнерго действуют Центральное диспетчерское управление (ЦДУ), объединенные диспетчерские управления (ОДУ) в пределах объединенных энергосистем (ОЭС), центральные диспетчерские службы в каждой из энергосистем или ПЭО. На электростанциях имеется центральный пульт (щит) управления (ЦПУ), а на сетевых предприятиях — диспетчерский пункт (ДП).
В целях повышения уровня руководства и ответственности за развитие ядерной энергетики, улучшения эксплуатации атомных электростанций в 1986 г. образовано общесоюзное Министерство атомной энергетики (Минатомэнерго СССР). Организация управления в ядерной энергетике характеризуется начальным этапом ее развития; идет поиск, который по мере накопления опыта должен привести к оптимальным решениям.
В целях усиления надзора за работой АЭС создан специальный орган—Государственный комитет СССР по надзору за безопасным ведением работ в атомной энергетике («Госатомэнергонадзор»), контролирующий аспекты работ, связанные с безопасностью па всех стадиях создания АЭС, начиная с выбора площадок для -строительства.
Минатомэнерго СССР единым специализированным промышленно-хозяйственным энергокомплексом, в состав которого входят АЭС, научно-исследовательские и пусконаладочные организации, конструкторское бюро, предприятия по ремонту и изготовлению ремонтной оснастки и запасных частей для АЭС, специализированные учебные центры по подготовке квалифицированных специалистов для атомной энергетики, специализированные научно-производственные и производственные объединения.
Минатомэнерго СССР осуществляет единую техническую политику в развитии атомной энергетики, обеспечивает своевременное внедрение технически совершенных и высокоэкономичных АЭС, несет ответственность за надежную, безопасную и экономичную их эксплуатацию, рациональное использование и повышение эффективности капитальных вложений, сокращение сроков и уменьшение стоимости строительства, обеспечение своевременного ввода в действие и полного использования производственных мощностей, соблюдение финансовой дисциплины, а также за выполнение заданий государственного плана и обязательств перед бюджетом.


Рис. 10.5. Схема организационной структуры Минатомэнерго СССР
Схема организационной структуры Минатомэнерго СССР приведена на рис. 10.5.



 
« Экономика системной ветроэнергетики   Экономия топлива на электростанциях малой и средней мощности »
электрические сети