Стартовая >> Архив >> Генерация >> Экономика, организация и планирование на АЭС

Понятие о планировании - Экономика, организация и планирование на АЭС

Оглавление
Экономика, организация и планирование на АЭС
Введение
Электроэнергетика - материальная база электрификации
Энергетическая программа
Характеристика топливно-энергетических ресурсов
Основные факторы развития ядерной энергетики
Техническая база производства электроэнергии на АЭС
Применение ядерной энергии для теплоснабжения
Особенности использования ядерного топлива на атомной станции
Капитальные вложения в строительство АЭС
Организация проектирования АЭС
Сметы строительства и монтажа
Сметная стоимость и себестоимость строительно-монтажных работ
Планирование капитальных вложений и строительно-монтажных работ
Экономическая сущность, состав и структура основных фондов
Износ и амортизация основных фондов
Производственные мощности АЭС
Оборотные средства АЭС
Задачи и пути экономии топливно-энергетических и материальных ресурсов
Материально-техническое снабжение
Кадры и производительность труда
Работа с персоналом на атомной станции
Дисциплина труда
Производительность труда
Содержание и задачи организации труда
Организация рабочих мест и их обслуживание
Основы нормирования труда
Заработная плата и материальное стимулирование
Социалистическое соревнование и моральное стимулирование
Развитие бригадных форм организации и стимулирования труда
Понятие о себестоимости энергии
Смета затрат на производство
Пути снижения себестоимости энергии на атомной станции
Понятие о ценообразовании. Тарифы па энергию
Прибыль и рентабельность производства
Эффективность производства
Показатели и методы определения экономической эффективности капитальных вложений
Управление в ядерной энергетике
Основные понятия об управлении производством
Организация управления в ядерной энергетике
Организация строительных, монтажных и пусконаладочных работ
Производственная и организационная структура АЭС
Документация и делопроизводство на АЭС
Стандарты в    системе управления
Использование электронно-вычислительной техники в управлении на АЭС
Основные понятия о трудовом коллективе
Роль и значение руководителя в трудовом коллективе
Стиль и методы руководства
Организация труда цеховых руководителей АЭС
Понятие о планировании
Система плановых показателей, нормативов и лимитов
Годовой план на АЭС
Внутристанционное планирование на АЭС
Методы сетевого планирования и управления
Роль научно-технического прогресса в повышении эффективности производства
Изобретательство и рационализация на АС
Особенности ремонтов
Система ремонтного обслуживания
Организация хозяйственного расчета и финансов
Организация учета и отчетности

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НА АТОМНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯХ
ПОНЯТИЕ О ПЛАНИРОВАНИИ. ВИДЫ ПЛАНОВ
Важнейшим преимуществом социалистического строя, основанным на общественной собственности на средства производства, перед капиталистическим является плановое ведение народного хозяйства. Государственное планирование в нашей стране обеспечивает рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов, повышение эффективности производства. КПСС всегда придает вопросам совершенствования планирования огромное значение, считая планирование центральным звеном, сердцевиной руководства народным хозяйством. Главная роль планирования в управлении производством определяется следующим.

  1. В планировании концентрированное выражение находит экономическая политика КПСС, направленная на неуклонный рост благосостояния трудящихся и эффективности производства.
  2. На стадии планирования формулируются цели развития производства и определяются средства их достижения.
  3. При планировании формируются пропорции развития, обеспечивается комплексное решение технических, экономических и социальных проблем.
  4. При планировании обеспечивается внедрение достижений НТП, совершенствование техники, технологии, организации производства, труда и управления.

Особенно возросла роль планирования в условиях развитого социализма в связи с усложнением структуры народного хозяйства и расширением его масштабов. В современных условиях первостепенное значение придается дальнейшему усилению роли государственного плана, и прежде всего пятилетнего, как важного инструмента реализации экономической политики партии, обеспечению сбалансированности планов и их большей ориентации на решение социальных задач. Намечены важнейшие направления совершенствования планирования в нашей стране, К ним относятся: ориентация планирования на конечные результаты, повышение эффективности и качества работы; рациональное сочетание отраслевого и территориального развития; усиление социальной направленности планов; повышение роли перспективных планов; превращение пятилетнего плана в основную форму планирования; совершенствование системы плановых показателей и нормативной базы планирования; стимулирование развития творческой инициативы трудовых коллективов.
Значительное усовершенствование системы планирования в нашей стране предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР (1983 г.) «О дополнительных мерах по расширению прав производственных объединений (предприятий) промышленности в планировании и хозяйственной деятельности и по усилению их ответственности за результаты работы». Одной из основных целей проводимого в соответствии с этим постановлением крупномасштабного эксперимента является проверка новой системы показателей плана и оценки деятельности предприятий, усиление роли экономических нормативов. Центральная задача эксперимента состоит в том, чтобы обеспечить сочетание хозрасчетной самостоятельности предприятий и их ответственности за результаты работы.
Планирование на предприятии, как и народнохозяйственное планирование, основывается на определенных принципах, которые были разработаны В. И. Лениным и развиты практикой строительства социализма в нашей стране.

  1. Принцип партийности или единства политического и экономического подхода. Этот принцип нацеливает планы на решение задач коммунистического строительства, поставленных КПСС.
  2. Принцип демократического централизма. Он состоит в сочетании централизованного руководства народным хозяйством с творческой инициативой трудовых коллективов, с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий. Практически этот принцип реализуется тем, что план формируется в процессе движения «сверху вниз», т. е, от вышестоящих планирующих органов к отрасли, объединению, предприятию, и после обсуждения в коллективе «снизу вверх» по обратным каналам.
  3. Принцип директивности планов, означающий, что после утверждения план становится законом, обязательным для исполнения.
  4. Принцип комплексности, который особенно актуален в настоящее время. Его соблюдение означает выдерживание в планах пропорций развития предприятия, сбалансированности.
  5. Принцип оптимальности — выбор наилучшего (из ряда возможных) варианта плана, предусматривающего наивысшую эффективность использования ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей членов коллективов.
  6. Принцип научного уровня планирования — познание и использование экономических законов социализма, учет передового опыта и достижений НТП.


Рис. 12.1. Система и порядок разработки планов экономического и социального развития СССР

Система планирования в нашей стране (рис. 12.1) включает: систематическую разработку комплексной программы научно- технического прогресса на 20 лет с разбивкой по пятилеткам;
определение основных направлений экономического и социального развития СССР на 10 лет с разбивкой по пятилетиям. При этом на первое пятилетие показатели основных направлений определяются с разбивкой по годам:
составление пятилетнего плана экономического и социального развития с распределением заданий по годам;
составление годовых планов экономического и социального развития.
Система планов предполагает их постоянную взаимосвязь и взаимодействие, когда один план вытекает из другого и является его продолжением или конкретизацией. Так, годовые планы конкретизируют задания пятилетнего и являются формой их реализации.
Руководство планированием в стране возложено на Государственный плановый комитет СССР (Госплан СССР). Госплан СССР, исходя из заданий, предусмотренных в решениях партии и правительства, проектов планов министерств и ведомств СССР, советов министров союзных республик и составленных с учетом широкого обсуждения их коллективами трудящихся, разрабатывает Государственный пятилетний план развития народного хозяйства в целом по стране, который рассматривается в Совете Министров СССР, Центральном Комитете КПСС, а затем в высшем органе Советской власти — Верховном Совете СССР, который и принимает Закон о Государственном пятилетием плане экономического и социального развития СССР. В этом плане устанавливаются планы министерствам, ведомствам и союзным республикам с разбивкой по годам пятилетки.
На основе Государственного плана Минэнерго СССР и Минатомэнерго СССР устанавливают планы своим подразделениям.


Рис. 12.2. Виды планирования и планов на АЭС

Виды планирования и планов на атомной станции показаны на рис. 12.2. Система планов АЭС включает долгосрочный план, пятилетний, годовой (техпромфинплан), месячный, суточный, например ремонта. Выделяются также планы АЭС в целом, планы цехов и отделов, планы бригад, участков. Все эти планы различаются по содержанию задач, степени детализации, методам их разработки и организации исполнения, адресности плановых заданий и др.
Научный уровень планирования можно существенно повысить, если его разработке будет предшествовать составление прогнозов. Под прогнозом понимается вероятностная характеристика будущего, обладающая относительно высокой степенью достоверности. Например, в качестве объекта прогнозирования может быть себестоимость энергии или затраты на капитальный ремонт в течение срока службы энергоблока. Главная функция прогнозирования состоит в проведении предплановых обоснований, позволяющих принять наиболее эффективные решения, которые затем примут форму показателей и заданий плана.

Рис. 12.3. Разделы пятилетнего плана АЭС

В отличие от планов, имеющих конкретную адресность и директивность, прогнозы имеют характер предварительных оценок; в них широко используются гипотезы, экспертные оценки и сценарии развития событий.
Основой плановой деятельности АЭС является пятилетний план. Важным условием ведущей роли пятилетнего плана является его сбалансированность и прогрессивность используемых в планировании норм и нормативов. Разделы пятилетнего плана АЭС приведены на рис. 12.3.



 
« Экономика системной ветроэнергетики   Экономия топлива на электростанциях малой и средней мощности »
электрические сети