Глава I
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКИХ
РАСЧЕТОВ
Для установления оптимальных параметров гидроэлектрических станций выбор исходных принципов энергоэкономических расчетов имеет очень важное значение. В связи с этим представляется необходимым остановиться на данном вопросе, тем более, что в этой области имелось и все еще имеется много неясностей и путаницы.
В свете требований основного экономического закона развития социализма — обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путем непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники — основные хозяйственно-политические задачи, стоящие перед каждым водохозяйственно-энергетическим объектом и обслуживаемыми им производственными предприятиями, должны быть следующими.
Каждое производственное предприятие, как органически составной элемент единого социалистического народного хозяйства, должно принимать непосредственное участие в воспроизводстве общественного продукта, следовательно, и общественного социалистического богатства.
Общественное богатство, как известно, состоит из действующих фондов производственного и потребительского назначения и различного рода запасов и резервов, среди которых решающим является производственный фонд.
Размеры общественного богатства и общественного продукта (ежегодного продукта) зависят друг от друга и взаимно обусловлены, а именно: чем больше общественное богатство, тем больше объем ежегодного продукта, и, наоборот, рост размера последнего обеспечивает интенсивное увеличение общественного богатства. Любое социалистическое предприятие прямо или косвенно принимает участие как в простом, так и в расширенном воспроизводстве общественного социалистического богатства.
С точки зрения расширенного воспроизводства каждое предприятие должно обеспечивать выпуск продукции в объеме, соответствующем его полной производственной мощности; только в этом случае оно полновесно может принимать участие в социалистическом воспроизводстве.
Совокупный общественный продукт, как известно, складывается из;
- фонда возмещения, идущего для возмещения потребленных в процессе производства средств производства;
- национального дохода, идущего для покрытия частной и общественной потребности трудящихся и расширения основных производственных фондов, т. е. организации расширенного воспроизводства.
Национальный доход есть продукт живого труда советских работников, созданный ими в данном году, и представляет главный источник накопления и удовлетворения всех потребностей социалистического общества.
Существенную часть народного дохода составляет отчисление, предназначенное и используемое для расширения производства, увеличения резерва и страхового запаса, укрепления обороны, административного управления, развития и роста науки и культуры, просвещения, здравоохранения, искусства, социального обеспечения и т. п. И. В. Сталин пишет, что «странно теперь говорить о «необходимом» и «прибавочном» труде: как будто труд рабочих в наших условиях, отданный обществу на расширение производства, развитие образования, здравоохранения, на организацию обороны и т. д., не является столь же необходимым для рабочего класса, стоящего ныне у власти, как и труд, затраченный на покрытие личных потребностей рабочего и его семьи» [114].
Размер этого отчисления устанавливается Советским государством в плановом порядке в зависимости от потребности его для указанных целей в данный отрезок времени при обязательном учете все более увеличивающегося роста материальных и культур-’ ных потребностей трудящихся. Любое предприятие, таким образом, должно принимать максимальное участие в создании этого государственного фонда и обеспечивать его образование в объеме, установленном народнохозяйственным планом.
Основными источниками роста народного дохода являются: увеличение общего количества отработанного рабочего времени, повышение производительности труда и экономия средств производства.
Вообще говоря, основным источником роста народного дохода является общественно полезный живой труд, затрачиваемый работниками производства.
Темпы расширенного социалистического воспроизводства определяются размером наличных средств производства и рабочей силы. Советское государство принимает все меры к постоянному увеличению количества рабочих и служащих, непосредственно занятых в производстве материальных ценностей, в результате чего оно возросло в 1940 г. до 30,4 млн. человек, против 11,4 млн. человек в 1913 г., а за период послевоенной пятилетки — с 27 млн. в, 1945 г. до 39,2 млн. человеке 1950 г. В конце пятого пятилетнего плана развития СССР численность рабочих и служащих в народном хозяйстве составила 48,4 млн. человек. Директивами XX съезда КПСС предусматривается увеличение количества рабочих и служащих до 55 млн. человек в 1960 г.
В Советском Союзе имеются огромные возможности для увеличения количества производственных работников и обеспечения предприятий необходимым количеством их. Задача промышленных предприятий заключается в нормальной загрузке и наилучшей организации рабочего времени работников с тем, чтобы они могли в наибольшей степени участвовать в увеличении народного дохода.
Для максимального роста общественного продукта необходимо также, чтобы каждое предприятие работало на полную мощность максимальное количество времени. Поэтому перерыв в работе предприятия или его работа на неполную мощность приведут к уменьшению объема выработки продукции, т. е. в целом — к уменьшению народного дохода.
Вторым основным источником роста народного дохода является увеличение производительности труда.
Физический объем народного дохода, представляющий то количество средств производства и предметов потребления, которое создано в данный год или отрезок времени (за вычетом фонда возмещения), зависит от количества отработанного за это время живого труда и от его производительности.
Производительность труда определяет физический объем общественного продукта в единицу времени, на важность роста которой указывал еще К. Маркс. Он писал, что «от производительности труда зависит, какое количество потребительной стоимости производится в течение определенного прибавочного рабочего времени. Следовательно, действительное богатство общества и возможность постоянного расширения процесса его воспроизводства зависит не от продолжительности прибавочного труда, а от его производительности и от большего или меньшего изобилия тех условий производства, при которых он совершается» (К. Маркс, т. III, стр. 722, изд. 1938 г.).
Вопросу роста производительности труда придавал также очень большое значение В. И. Ленин. Он говорил, что «производительность труда — это, в последнем счете, самое важное, самое главное для победы нового общественного строя» [72].
Рост производительности труда приведет к увеличению выпуска совокупного общественного продукта за единицу времени, что позволит расширить производственный аппарат и умножить число занятых рабочих и общее количество отработанного рабочего времени, т. е. увеличить в конечном счете народный доход. Рост производительности труда является основным источником увеличения той части общественного продукта, которая идет на расширенное воспроизводство и на максимальное удовлетворение все возрастающих потребностей развития всего общества.
Темп роста производидельности должен быть значительно выше темпа роста заработной платы.
На июльском Пленуме ЦК КПСС 1955 сода была поставлена задача «для дальнейшего мощного развития социалистического производства, для создания прочной базы неуклонного подъема благосостояния народа необходимо, чтобы повышение производительности труда постоянно опережало рост заработной платы» [13].
Производительность труда в результате успешного проведения в жизнь ряда практических мероприятий, обеспечивающих ее повышение в СССР, из года в год растет. Так, за послевоенные годы в промышленности она выросла почти в 2,3 раза, в строительстве и на железнодорожном транспорте — в 2 раза.
Директивами XX съезда предусматривается рост производительности труда на 1956—1960 гг. в промышленности не менее чем на 50%.
Удельный вес народного дохода за счет повышения производительности труда, как указывалось еще в отчетном докладе ЦК КПСС XIX съезду партии, составляет 70% от общего объема прироста промышленной продукции.
Таким образом, перед каждым советским предприятием стоит обязательная задача: выполнение производственного плана выпуска продукции при меньшей затрате живого труда, т. е. повышение производительности единицы отработанного рабочего времени.
Третьим источником роста народного дохода является экономия средств производства. Экономия средств и предметов труда создает дополнительные ресурсы для расширения производственного аппарата. Таким образом, представится возможным привлечь к производству общественного продукта дополнительное количество работников и удовлетворить потребности народного хозяйства в средствах и предметах труда. Следовательно, экономия средств производства приводит к увеличению отработанного рабочего времени и повышению производительности труда, а через них — к росту народного дохода.
При постоянном физическом объеме общественного продукта экономия средств производства увеличивает удельный вес народного дохода в стоимости общественного продукта.
Таким образом, каждое предприятие должно обеспечивать максимальную экономию средств производства.
Подытоживая все сказанное выше относительно непосредственных экономических задач, стоящих перед каждым предприятием, следует сделать вывод, что любое производственное предприятие должно, безусловно, выполнить установленный для него государственный план выпуска продукции при наименьшей затрате живого и общественного труда. Повышение производительности труда и экономия средств производства являются одной из мер борьбы за снижение стоимости продукции как основного источника роста социалистического накопления и потребления.
Таким образом, основным источником роста народного дохода является минимум затрат общественного труда на выпуск единицы физического объема продукции, что, следовательно, должно быть исходным принципом энергоэкономических расчетов при проектировании параметров гидроэлектростанций.
Общественные издержки производства товаров, которыми определяется стоимость последних, как известно, состоят из следующих частей: стоимости израсходованных средств производства, стоимости продукта, созданного трудом для себя, и стоимости продукта, созданного трудом для общества [102]. Количественная оценка первых двух частей общественных издержек производства, образующих в государственных социалистических предприятиях себестоимость продукции, представляется вполне возможной.
Сумма всех общественно необходимых трудовых затрат, связанных с непосредственным производством данной продукции, может быть двоякого рода: первый из них представляет общественный труд, вложенный в средства производства, на базе которых производится данная продукция, а второй — живой труд, непосредственно затрачиваемый на этом предприятии для выпуска данной продукции.
Таким образом, себестоимость продукции, являющаяся исходным ее экономическим показателем, включает в себя: заработную плату производственным рабочим, стоимость материалов, сырья, топлива и электроэнергии, амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы, т. е. собственные издержки самого предприятия по производству данного вида продукции.
В общегосударственном масштабе стоимость продукции должна еще включать общественные трудовые затраты, используемые на. дальнейшее расширение производственной базы, создание государственных запасов и резервов, на укрепление обороноспособности страны, содержание административного аппарата, развитие науки и культуры, здравоохранения и на другие нужды развития всего социалистического общества.
Производство данного вида продукции и в связи с этим принятие данного производственного процесса на рассматриваемом предприятии, естественно, сопряжено с некоторыми дополнительными издержками в других производственно связанных с ним предприятиях или отраслях народного хозяйства. Так, например, развитие тепловой электростанции обусловливает необходимость расширения топливной и складской базы и транспорта; развитие гидроэлектрических станций вызывает дополнительные издержки на затопление, улучшение судоходных условий в нижнем бьефе (при снижении летней мощности зарегулированной ГЭС), перерегулирование стока в нижнем участке ГЭС для целей развития других отраслей водного хозяйства (ирригация, судоходство и др.), развитие мощности тепловых электростанций (при увеличении обеспеченности мощности и выработки ГЭС). Сюда могут быть отнесены также и издержки у потребителей при недодаче электроэнергии.
Таким образом, конечная стоимость продукции должна также включать издержки других предприятий, которые могут иметь место в связи с производством данной продукции.
Стоимость продукции, которая определяется исходя из непосредственного расхода данного предприятия и издержек производственно связанных с ним предприятий, а также из расходов общегосударственного характера, можно и следует называть народнохозяйственной себестоимостью. С точки зрения расширенного социалистического воспроизводства эта последняя себестоимость и должна быть принята за исходный критерий для экономической оценки производственной деятельности любого советского предприятия.
При определении народнохозяйственной себестимости продукции значительную трудность составляет практическое определение стоимости продукта, созданного трудом для общества. Этот вопрос тесно связан с проблемой оценки эффективности капиталовложений в народное хозяйство и в отдельные производственные объекты, а также с вопросом рентабельности промышленных предприятий.
Методика определения эффективности единовременных капитальных затрат для развития народного хозяйства Советского Союза довольно давно привлекала к себе внимание научных работников и практиков—плановиков, проектировщиков, хозяйственников: и обсуждалась на страницах периодической печати. В последние годы по данному вопросу редакцией журнала «Вопросы экономики» была открыта дискуссия. Однако в ходе дискуссии как само· понятие «народнохозяйственная рентабельность капиталовложений», так и методы ее практического определения не получили должного разрешения.
В итоге дискуссии признано, что эффективность капитальных вложений для народного хозяйства СССР в целом определяется тем, в какой мере они отвечают задачам максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества и требованиям закона .планомерного, пропорционального развития народного хозяйства.
Количественная оценка того, в какой мере строительство данного объекта отвечает требованиям основного экономического закона, как указывается в итоге дискуссии [47], связана с системой показателей. Эти показатели должны характеризовать рост производительных сил страны, укрепление обороноспособности Советского Союза, улучшение благосостояния народа, повышение производительности труда в других отраслях производства и т. д., а также роль проектируемых методов производства для роста производительности труда на данном предприятии, в экономии средств труда и материалов, особенно дефицитных. Установление единого количественного выражения для всех этих экономических показателей очень затруднено, и не представляется возможным определить и предложить общий показатель эффективности капитальных вложений в данное предприятие в разрезе всего народного хозяйства страны.
По данному вопросу среди экономистов существуют различные мнения, большинство которых в конечном счете сводится к тому, что важнейшим суммарным показателем эффективности социалистического расширенного воспроизводства является рост физического объема общественного продукта и национального дохода.
В статье, посвященной итогу дискуссии, указывается, что «количественно эффективность капитальных вложений может быть определена лишь через отношение прироста физического объема национального дохода к обеспечившим его затратам общественного труда (то есть капитальным и текущим затратам). Поэтому эффективность капитальных вложений в социалистическое производство выражается в получении в перспективный период наибольшего прироста физического объема общественного продукта и национального дохода при наименьших затратах общества на единицу продукции...» [47].
Исходя из рентабельности отдельных предприятий, в условиях социалистической системы народного хозяйства, нельзя регулировать распределение капитальных вложений между отраслями производства, но рентабельность имеет большое значение для установления экономичных вариантов капитальных вложений.
При равноценности того или иного варианта строительства данного предприятия (при одной и той же производительности), с точки зрения общего народнохозяйственного значения, показателем его рентабельности может служить экономия общественного труда. Это объясняется тем, что сэкономленный труд на проектируемом предприятии является дополнительным источником роста общественного продукта и национального дохода.
При оценке народнохозяйственной себестоимости продукции на данном производстве непосредственное определение затраты живого труда, необходимого для развития всего общества, практически невозможно. При энергоэкономическом проектировании основные задачи решаются путем сравнения вариантов одного и того же производства, различающихся размерами капитальных вложений. При этом затраты живого труда «для общества» можно приближенно учитывать в размерах, пропорциональных дополнительным капитальным вложениям. Это объясняется тем, что основным источником увеличения «продукта для общества» является повышение производительности труда.
Рост производительности труда главным образом зависит от размера вложений в основные фонды. Дополнительные капитальные затраты должны обеспечивать увеличение «продукта для общества». Поэтому всякая дополнительная затрата при данном уровне производства продукции может быть оправдана лишь в том случае, если она обеспечивает повышение производительности труда в основном для получения необходимого количества «продукта для общества».
В самом деле, повышение производительности труда, усовершенствование и введение нового технологического процесса, экономия средств производства, от которых зависит рост народного дохода, в значительной мере связаны с ростом основных производственных фондов и капитальных вложений. Причем, относительная величина эксплуатационных издержек производства имеет в целом обратную зависимость с объемом капиталовложений.
Некоторые экономисты возражают против данного метода. Основные доводы их заключаются в том, что целесообразность капитальных затрат и возведение производственных предприятий определяются не одними только стоимостными показателями, но и требованиями культурно-просветительного, особого хозяйственно-политического и оборонно-стратегического характера, а также и прогрессивно-революционизирующим значением развития основной производственной базы социалистического народного хозяйства.
При экономических расчетах обычно приходится встречаться с двумя стадиями исследовательско-проектных работ, а именно: первая — выбор целесообразного объекта строительства для производства данного вида материальных ценностей и вторая — выбор оптимальных параметров уже принятого к строительству объекта. Кроме того, следует иметь в виду, что в большинстве случаев проектировщикам приходится иметь дело с такими объектами, в выборе и установлении параметров которых главенствующее значение имеют экономические показатели, а все требования общественного характера удовлетворяются всеми вариантами в равной мере.
При проектировании параметров объектов, имеющих особое хозяйственно-политическое значение, экономические показатели играют второстепенную 'роль, и поэтому их параметры могут не подвергаться особым технико-экономическим исследованиям.
Доводы противников указанного выше приема учета общегосударственных фондов развития всего общества и расширенного воспроизводства, безусловно, справедливы для производственных объектов второй группы. Для первой группы объектов, где экономические показатели имеют доминирующее значение, их доводы значительно теряют свою силу. Это особенно относится ко второй стадии проектной проработки.
При существующем уровне разработанности вопроса установления оптимального значения расчетной обеспеченности работы ГЭС, который относится к разряду проектной проработки — выбора оптимальных параметров и производственных показателей уже принятого к строительству объекта, нам представляется возможным учитывать гарантийный минимум общегосударственных издержек, приходящихся на данное предприятие в долях первоначальных капитальных вложений в него.
При водохозяйственных и энергоэкономических расчетах, кроме указанных расходов, необходимо еще учитывать следующие виды издержек.
В состав народнохозяйственных издержек водноэнергетических объектов, по заключению ряда специалистов, в частности В. П. Захарова [35], должны быть включены также издержки, связанные с использованием природных ресурсов данным производством и уменьшением производственной возможности других предприятий, использующих эти же природные ресурсы. Дело в том, что при сооружении и эксплуатации производственного объекта, в особенности водохозяйственного и гидроэнергетического, в той или иной степени выходит из дальнейшего использования часть природных ресурсов, тем самым несколько уменьшается производительность других предприятий, которые используют эти же природные ресурсы. Так, например, при строительстве и эксплуатации водохранилища некоторое количество земли затопляется и подтопляется, известный объем воды испаряется с зеркала водной поверхности водохранилища, что уменьшает производительность водохозяйственных объектов, забор воды из верхней зоны гидроузла уменьшает выработку ниже расположенных гидроэлектростанций и т. п. Если не учесть этого обстоятельства при соответствующих расчетах, то можно прийти к ложным представлениям в отношении целесообразности или нецелесообразности строительства или расширения рассматриваемого объекта с точки зрения развития народного хозяйства в целом. В условиях капиталистической системы хозяйства этот вид издержек учитывается в себестоимости продукции в виде абсолютной земельной ренты, размер которой устанавливается в зависимости от рыночных и конъюнктурных соотношений. В социалистической системе народного хозяйства эти издержки могут быть учтены в виде некоторой составляющей в размере, определяемом в плановом порядке. При водохозяйственно-энергоэкономических расчетах острота необходимости учета этой составляющей будет увеличиваться по мере роста степени использования водных и земельных ресурсов. В настоящее время земельные ресурсы по Советскому Союзу в целом имеют все еще довольно малое использование, и в связи е этим указанный вид издержек в ближайший период при соответствующих расчетах может не приниматься во внимание.
Следующим видом издержек, который следует учесть при определении народнохозяйственной себестоимости продукции водохозяйственной установки, в частности гидроэлектрической станции, являются дополнительные издержки производства, связанные с дефицитом энергии по сравнению с плановым потребным уровнем производства ее. Один и тот же уровень энергопотребления в различной степени может быть удовлетворен не только разными энергоисточниками, но и одной и той же энергоустановкой при различных ее параметрах и производственных показателях. Следовательно, для приведения различных вариантов источника энергоснабжения или параметров ГЭС к одному сравнимому между собой виду необходимо оценить различия в степени удовлетворения потребностей в электроэнергии и учесть их в народнохозяйственной себестоимости производства последней.
Как указано выше, выполнение установленного плана выпуска продукции для каждого предприятия является обязательным; следовательно, оно должно быть, безусловно, обеспечено и в государственном масштабе гарантировано. Невыполненная за многолетие часть продукции в результате непредвиденных обстоятельств и каких-то стихийных бедствий безусловно должна быть покрыта за счет государственного резерва, создаваемого в плановом порядке. Отчисление для образования гарантийного минимума этого резерва должно быть предусмотрено при установлении проектного уровня развития отдельных предприятий и при определении их оптимальных параметров и режимов работы.
При заданном уровне энергоснабжения недовыработка электроэнергии в энергосистеме и в связи с этим недовыработка продукции промышленными предприятиями, как это будет показано в главе III, происходит главным образом в результате изменчивости гидрологического режима водотока. Предвидеть объем этого дефицита электроэнергии на тот или другой год или период невозможно, что объясняется неопределенностью характера изменения уровня водных ресурсов реки. Поэтому не представляется возможным учитывать дополнительные издержки потребителей и энергетического хозяйства, вызванные этим дефицитом, ни в единовременных, ни в ежегодных (текущих) издержках энергетического производства. В связи с этим указанные издержки потребителей, являющиеся количественным выражением гарантийного минимума государственного резерва (страхового фонда) для компенсации недовыработки продукции в маловодные годы в целях обеспечения сохранности материального баланса в стране по данному виду продукции, при энергоэкономических расчетах ГЭС должны учитываться как «издержки» особого рода. Причем расчетные объемы дефицита в силу неопределенности характера изменения гидрологического режима водотока, разумеется, должны быть приняты в математическом ожидании.
Следующим видом издержек, который необходимо также учитывать в народнохозяйственной себестоимости продукции, являются издержки, связанные с «омертвлением» средств в период строительства. Дело в том, что если два сравниваемых между собой варианта производственных объектов (или параметров их) требуют одинаковых капиталовложений, при одной и той же производительности, но различных сроках строительства, то они с точки зрения расширенного социалистического воспроизводства, разумеется, не равноценны. Это объясняется тем, что в одном случае капитальные затраты дадут производственный эффект раньше, чем в другом. Поэтому в целях приведения к полной сравнимости двух вариантов необходимо учесть дополнительные издержки, связанные с указанным «омертвлением» капитальных затрат.