Мировой энергетический кризис, климат, гидроэнергетика и уголь

Китай

В прошлом году Китай стал мировым лидером в области чистой энергетики, инвестировав 546 миллиардов долларов, т.е. почти половину от 1,1 трлн. долларов, которые поступили в глобальный сектор. Но размер инвестиций мало что изменит в статусе Китая как "крупнейшего загрязнителя планеты". Как сообщила экологическая группа Greenpeace, в первой половине 2023 года Китай одобрил строительство более 50 гигаватт новых угольных электростанций, которые "планирует строить рекордными темпами, пытаясь противостоять последствиям засухи для гидроэлектроэнергетики".

"Правительство Китая ставит энергетическую безопасность и энергетический переход в противоречие друг с другом. Пекин заявил, что "угольные мощности будут расти "разумными темпами" до 2030 года", - сказал Рейтер представитель Greenpeace Гао Юхэ.

Добыча угля в Китае выросла на 9% до 4,5 миллиарда тонн в прошлом году, что составило более половины мирового объема, и продолжает расти, так как "в текущем году Пекин стремится компенсировать снижение выработки гидроэнергии на 22,9%".

Гидроэнергетика и климат

Китай - не единственная страна, в которой сектор гидроэнергетики пострадал из-за изменения климата. В 2023 году производство электроэнергии из источников гидроэнергетики значительно сократилось в Европе, Северной Америке и Азии по сравнению с соответствующим периодом 2022 года; при этом общая мировая генерация гидроэлектроэнергии сократилась на 3% по сравнению со средним показателем 2019-2021 годов. Уменьшение поставок экологически чистой гидроэнергии в этих регионах привело к тому, что коммунальные предприятия все чаще используют уголь и природный газ, которые более гибки в генерируемой мощности, но  больше загрязняют окружающую среду.

Северная Америка, особенно Соединенные Штаты, являются наиболее пострадавшим регионом в мире. Более сухие, чем обычно, условия в Аризоне, Неваде, Вашингтоне и Колорадо - всех ключевых гидроэнергетических штатах - привели к катастрофическому снижению гидроэлектроэнергии на 17%. В Мексике производство гидроэлектроэнергии упало примерно на 15%.

В остальной части Латинской Америки ситуация обстоит гораздо лучше: в Бразилии, третьем по величине мировом производителе гидроэнергии, зафиксирован рост производства на 3,4%, а в Колумбии - примерно на 10%.

Азия, являющаяся глобальным лидером в производстве гидроэлектроэнергии (приходится около 43% производства), также не избежала кризиса в своей гидроэнергетической отрасли. Китай, самый крупный производитель на континенте с 30% глобальных мощностей, зафиксировал с начала этого года падение производства на 7,2%; тогда как в Индии, втором по величине производителе, производство снизилось на 5%. Во Вьетнаме, занимающем девятое место в мире по производству гидроэлектроэнергии и в настоящее время переживающем сильную жару, производство сократилось на 10,5%.

Европа возвращается к углю

Глобальный энергетический кризис, вызвал "угольную в весну" в Европе.

Ключевым результатом климатического саммита COP26 стало то, что десятки стран обязались отказаться от вырубки лесов, сократить выбросы CO2 и метана, а также прекратить государственные инвестиции в угольную энергетику. Что касается угля, то 46 стран подписали заявление о Глобальном переходе от угольной энергии к чистой энергии, обещая "ускорить переход от угольной генерации" и "прекратить выдачу разрешений на строительство новых угольных электростанций".

Однако менее чем через год - после начала военных действий в Украине и глобального энергетического кризиса - десятки стран возобновили угольную генерацию.

По данным исследовательской организации Observer Research Foundation, перебои в поставках энергии, вызванные войной в Украине, привели к еще большему росту цен на СПГ, в результате чего уголь стал единственным вариантом генерации управляемой и доступной энергии в Европе, включая сложные рынки Западной Европы и Северной Америки, которые проводили четкую политику поэтапного отказа от угля.

Германия начала восстанавливать угольные электростанции, которые были закрыты более 10 лет назад, несмотря на то, что ранее планировала поэтапно отказаться от использования угля к 2038 году.

Австрия, Польша, Нидерланды и Греция, также начали восстанавливать свои угольные электростанции. Европейская комиссия уже одобрила их перезапуск в тех странах, которые заменяют российский газ углем, что, к сожалению, приводит к повышению выбросов.

Энергетический кризис заставил многие страны пересмотреть свои энергетические стратегии. Например, Великобритания приняла решение снять мораторий 2019 года на добычу сланцевого газа, поскольку стремится нарастить внутренние энергетические ресурсы и помочь домохозяйствам и предприятиям.

Япония

Тем временем Япония объявила об изменениях в своей энергетической политике, а именно более широком использовании ядерной энергии, что фактически положило конец 11-летнему запрету и постепенному отказу от АЭС из-за катастрофы на Фукусиме.

Согласно новой политике, Япония планирует максимально использовать существующие ядерные реакторы, перезапуская как можно большее их количество, продлевая срок службы реакторов после 60-летнего срока эксплуатации и также разрабатывая новые реакторы следующего поколения для их замены. Предлагаемый законопроект полностью отменяет меры по обеспечению ядерной безопасности, которые были приняты после того, как в результате мощного цунами три из шести реакторов АЭС были повреждены. Опасаясь негативной реакции общественности, японское правительство пока воздержалось от строительства новых реакторов и замены устаревших.