По мере ослабления ограничений в Европе, предприятия возвращаются к нормальному ритму работы, спрос на электроэнергию приближается к до COVID-ному уровню, а цены на углеродные квоты во втором квартале выросли до рекордных цифр.
Новое энергетическое исследование данных от EnAppSys показывает, что цены на углеродные квоты выросли в два раза по сравнению со вторым кварталом 2020 года.
30 июня 2021 года цены в рамках «Схемы торговли выбросами углерода в ЕС» взлетели до рекордных 56,54 евро / т., что составило около 30% от безубыточной предельной стоимости производства для средней угольной электростанции в этот день.
Влияние коронавируса на спрос на электроэнергию в Европе, закончилось во втором квартале 2021 года, при этом общий спрос снизился всего на 0,4 % по сравнению с уровнем второго квартала 2019 года, что связано с развитием встроенных генерирующих мощностей.
Производство электроэнергии в Европе упало на 13% по сравнению с первым кварталом 2021 года, что означает сокращение выработки из большинства источников топлива, кроме солнечной энергии (рост на 127%) и нефти (рост на 1%). Тем не менее, все виды возобновляемой генерации, за исключением гидроэнергетики, продемонстрировали самый высокий уровень выработки энергии во втором квартале в связи с увеличением мощностей возобновляемых источников энергии по всей Европе.
На долю возобновляемой генерации (включая биомассу и отходы) пришлось 43% от общего объема производства, что продолжает тенденцию роста возобновляемых источников энергии, которые имеют наибольшую долю в структуре генерации с четвертого квартала 2019 года. Гидроэнергетика остается крупнейшим компонентом возобновляемой генерации - 125,2 ТВтч, т.е. на 37,6 ТВтч больше, чем у второго по величине компонента возобновляемой генерации - энергии ветра 87,6 ТВтч.
Производство электроэнергии на основе ископаемого топлива снизилось на 18% по сравнению с предыдущим кварталом, но все еще находится на максимальном уровне во втором квартале - 212,1 ТВт-ч, несмотря на постепенный отказ от угля и высокие цены на выбросы углерода.
Поскольку бурый уголь по-прежнему используется в качестве генерации базовой нагрузки во многих европейских странах, выработка энергии из этого источника (49,7 ТВтч) была на 11,8 ТВтч выше, чем произведенная из каменного угля. Доля атомной энергетики в общем объеме производства составила 26%, газа - 18%, а угля/бурого угля - 13%.
В Великобритании, например, доля газа составила 41,2% в топливном балансе за этот квартал; за ним следуют возобновляемые источники энергии - 32,3%; атомная энергия - 16,4%; импорт - 9,3% и угольная генерация - 0,8%.
Поэтапный отказ от угля продолжается, а энергоблоки компании Drax №5 и № 6 теперь закрыты для коммерческого производства, но еще остаются открытыми на рынке мощности (CM). Правительство Великобритании перенесло дату отказа от угля с октября 2025 года на октябрь 2024 года.
В Великобритании уровень производства ядерной энергии по сравнению со вторым кварталом предыдущего года также снизился, а ее спад во втором квартале 2021 года, начавшийся во втором квартале 2017 года, продолжается. Основная причина сокращения по сравнению со вторым кварталом 2020 года заключается в том, что атомные станции Sizewell B1 и B2, Hunterston Generator 8 и Heysham 2-7 с 1 апреля по 30 июня 2021 года были отключены от сети.
Жан-Поль Харреман, директор EnAppSys BV, сказал: «Выработка электроэнергии на ПГУ растет с 1 квартала 2018 года - за исключением периодов пандемии, - так как возрастает потребность в гибкой генерации. Причина растущего спроса на гибкую генерацию заключается в том, что создается все больше возобновляемых мощностей, а постепенный отказ от использования традиционной угольной генерации ведет к дефициту электроэнергии, особенно в периоды пикового спроса и низкого уровня возобновляемых источников энергии».
В этом квартале отмечаются высокие цены на газ, поэтому угольная генерация стала более конкурентоспособной по сравнению с производством газа, несмотря на высокие углеродные квоты.
Страны, которые внесли наиболее значительный вклад в сокращение выработки электроэнергии на основе угля на уровне ЕС, придерживаются политики поэтапного отказа от угля.