Приближается глобальный энергетический кризис, вызванный ростом спроса. В холодный период для освещения и обогрева домов используется больше энергии. И, несмотря на меры предпринимаемые правительствами  стран по всему миру и попытки минимизировать воздействие кризиса на потребителей, в ближайшее время ожидается резкий рост цен на электроэнергию.

тепловая электростанция

Ситуацию усложняет растущее давление на руководителей стран с целью ускорения энергетического перехода, накануне ноябрьского климатического саммита.

Уже сейчас в Китае уже начались веерные отключения жителей от электричества, а в Индии на некоторых электростанциях угля осталось на несколько дней.  

«Это неожиданный подъем цен в самый критический момент», - заявила в 6 октября глава энергетического сектора ЕС Кадри Симсон, подтвердив, что на следующей неделе ЕС объявит «долгосрочные политические меры для смягчения социальных последствий и защиты уязвимых домохозяйств». Защитники прав потребителей в Европе призывают запретить отключение от электроэнергии потребителей, которые не погасили задолженность.

По данным Independent Commodity Intelligence, в Европе стоимость природного газа, составляет 230 долларов за баррель в пересчете на нефть, то есть с начала сентября рост цен на 130% и в восемь раз выше, чем за аналогичный период прошлого года.

В Восточной Азии стоимость природного газа с начала сентября выросла на 85%, достигнув примерно 204 долларов за баррель в нефтяном эквиваленте. В Соединенных Штатах, являющихся экспортером природного газа, цены достигли наивысшего уровня за 13 лет.

«Во многом это происходит потому, что неизвестно, какой будет зима. Поэтому рынок отказался от фундаментальных принципов спроса и предложения», - сказал Никос Цафос, эксперт по энергетике и геополитике из Вашингтонского аналитического центра Центра стратегических и международных исследований.

Резкое увеличение спроса на природный газ в свою очередь приводит к росту цен на уголь и нефть, которые в некоторых случаях используются в качестве альтернативного топлива, что еще больше способствует изменениям климата. Индия, которая по-прежнему чрезвычайно зависима от угля, заявила на этой неделе, что на 63 из 135 угольных электростанций есть запасы топлива только на два дня.

Все эти обстоятельства вызывают беспокойство центральных банков и инвесторов. Рост цен на энергоносители еще больше способствует инфляции, начавшейся после Covid-19.

Простого решения нет.

В основе кризиса лежит растущий спрос на энергоносители по мере восстановления экономики после пандемии. Долгая и холодная зима в начале этого года истощила запасы природного газа в Европе. Растущий спрос на энергоносители нарушил процесс пополнения их запасов в весеннее-летний период.

Растущий интерес Китая к сжиженному природному газу привел к тому, что рынки СПГ не могут восполнить этот пробел, в некоторой степени вследствие падения экспорта российского газа и отсутствия ветров.

«Нынешний рост цен на электроэнергию в Европе поистине уникален», - отмечают энергетические аналитики банка Société Générale. «Никогда еще цены на электроэнергию не росли так быстро».
Такая же динамика отмечается во всем мире. С начала августа в США цены на природный газ выросли на 47%. Уголь также вырос в цене, и многие европейские компании должны платить за углеродные кредиты, чтобы сжигать ископаемое топливо. Кроме того, энергетический кризис поддерживают цены на нефть, которые в США на этой неделе достигли семилетнего максимума. Bank of America считает, что холодная зима может поднять цену на нефть марки Brent выше 100 долларов за баррель, то есть на уровень 2014 года.

Джим Буркхард, возглавляющий исследование IHS Markit по сырой нефти, энергетике и мобильности, сказал, что «быстрого решения не предвидится». «Саудовская Аравия вряд ли сможет помочь», - сказал он, имея в виду единственного поставщика, который может быстро нарастить добычу природного газа. «Похоже, что кризис продолжится всю зиму».

Société Générale отметил, что быстрый ввод в эксплуатацию газопровода Северный поток-2, по которому газ будет поставляться напрямую из России в Европу, снизит напряженность.
6 октября президент России Владимир Путин предложил России увеличить добычу, заявив, что государственный газовый гигант «Газпром» никогда «не отказывался от увеличения поставок потребителям, если они подадут соответствующие заявки».
Но Нил Чапман, старший вице-президент ExxonMobil ( XOM ), подчеркнул краткосрочные ограничения на отраслевой конференции на этой неделе. «Конечно, это вызывает серьезное беспокойство в нашей отрасли, поскольку она капиталоемкая и нельзя просто увеличить поставки», - сказал Чепмен на виртуальном форуме Energy Intelligence Forum.

Кризис цен.

По словам Буркхарда, в лучшем случае зима со средними температурами позволит поднять давление во втором квартале 2022 года.
Но суровые погодные условия в ближайшие месяцы создадут огромную нагрузку в странах, в которых энергетическая генерация зависит от поставок природного газа, таких как Италия и Великобритания. Великобритания находится в особенно тяжелом положении в связи с недостатком хранилищ, и так как стране приходится заниматься решением последствий отключения линии электропередачи с Францией.

«Великобритания подвергается наивысшему риску дефицита поставок в зимний период», - сказал Хеннинг Глойстайн, директор группы по энергетике, климату и ресурсам консалтинговой компании Eurasia Group на этой неделе. «Если это произойдет, то правительство, скорее всего, потребует сократить объемы производства и потребление газа на промышленных предприятиях, чтобы обеспечить энергией население».

Огромный скачок цен на энергоносители, усиливает инфляционные опасения, которые заставляют политиков тщательно обдумывать свои дальнейшие шаги. Согласно данным, опубликованным во вторник Организацией экономического сотрудничества и развития, цены на энергоносители в развитых странах выросли на 18% в августе, что является самым быстрым ростом с 2008 года, и с каждым днем ситуация ухудшается.

Более высокие счета за электроэнергию приведут к снижению расходов на одежду или посещения ресторанов и кафе, то есть негативно скажутся на восстановлении после пандемии. Также ущерб экономике нанесет сокращение производственной деятельности на предприятиях в целях экономии электроэнергии. «Есть опасения, что рост цен на газ поставит под угрозу восстановление Европы после пандемии», - сказал Глойстайн. «Также есть опасения, что нестабильность цен может усилить скептицизм общественности по поводу финансирования энергетического перехода, если потребители потребуют больше инвестировать в нефть и газ для ограничения будущих колебаний».

Правительства, взявшие на себя обязательства по сокращению выбросов, считают, что сложившаяся ситуация поддерживает, а не подрывает аргументы в пользу инвестирования в более широкий спектр источников энергии.

«Совершенно очевидно, что с точки зрения энергетики в долгосрочной перспективе важно инвестировать в возобновляемые источники энергии», - заявила в среду президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. «Это дает нам стабильные цены и большую независимость, потому что Европейский Союз импортирует 90% газа».