Содержание материала

Глава III
ПРЕДПУСКОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
§ 7. Перечень подготовительных операций. Проверка оборудования, защит и блокировок
Подготовительные операции к пуску блока после его временной остановки охватывают работы, предшествующие розжигу пусковых горелочных устройств. В число этих работ входит:

  1. Осмотр основного и вспомогательного оборудования блока.
  2. Проверка действия технологических защит, блокировок и сигнализации.
  3. Опробование дистанционного управления клапанами, задвижками и шиберами парогенератора, турбины, системы регенерации, БРОУ, конденсационной установки.
  4. Проверка исправности работы основного, резервного и аварийного насосов системы смазки турбины; насосов системы регулирования; конденсатных насосов; эксгаустера, который отсасывает из бака пары огнестойкой жидкости, заполняющей систему регулирования. Одновременно проверяется плотность маслопроводов, давление масла перед подшипниками и интенсивность сливающегося из них потока.
  5. Сборка схем: водопарового и газовоздушного трактов парогенератора, конденсационной установки, системы регенерации, коммуникационных линий блока.
  6. Подготовка топливного фронта парогенератора и системы топливоподачи.
  7. Заполнение парогенератора деаэрированной водой; вытеснение воздуха из полостей трубной системы, прокачивание вады по потокам парогенератора и проверка качества сбрасываемой воды.
  8. Включение подачи охлаждающей воды к течкам и разбрасывателям дробечистки и воды к линиям пожаротушения; включение дымососа, дутьевого и рециркуляционного вентиляторов; включение ΡΒΓΙ и подготовка топливного фронта котла к розжигу горелок.

Во время осмотра оборудования проверяется отсутствие таких, визуально обнаруживаемых нарушений исправного состояния агрегатов и систем, препятствующих пуску и нормальной работе блока. К ним, в частности, относятся: свищи в доступных обозрению поверхностях нагрева парогенератора, в сварных стыках коллекторов, паропроводов, питательных трубопроводов; значительные отложения сажи на поверхностях нагрева котла; серьезные дефекты и отставание от металла изоляции высокотемпературных узлов и деталей; захламленность рабочих мест и отсутствие свободного подхода к элементам оборудования; неисправность водоуказательпых стекол, недостаточная освещенность рабочих мест и контрольно-измерительных приборов и т. д.
Одновременно проверяются: плотность закрытия люков и лазов, уровень конденсата в конденсатосборнике, масла в масляном баке, огнестойкой жидкости в баке системы регулирования, а также отсутствие отстоя воды в масляном баке и на поверхности огнестойкой жидкости.
Для повышения долговечности станционных агрегатов и обеспечения безопасности персонала первостепенное значение имеет своевременная остановка блока в случаях возникновения каких-либо аварийных ситуаций.
Поэтому перед пуском блока обязательна проверка состояния защитных устройств. При неисправности любой из защит, действие которой вызывает остановку парогенератора, его растопка запрещается. Запрещается и пуск турбины при неисправности защит, сигнализации и приборов теплового контроля.
В состав технологических защит входят: группа защит, непосредственно действующих на остановку всего блока, и группы, вызывающие остановку отдельных агрегатов.
Импульсами, включающими общие защиты блока, служат:
а)  Увеличенный против предельно разрешенного заводом-изготовителем осевой сдвиг ротора турбины, как в сторону ЦВД, так и ЦСД. Превышение осевого сдвига над допускаемым сопряжено с опасностью задевания и среза гребней уплотнений и может свидетельствовать о повреждении колодок упорного подшипника. При увеличении сдвига сверх установленной величины защита выключает блок немедленно, без выдержки времени.
б)  Снижение давления масла, поступающего к подшипникам турбины, ниже уровня, предписанного заводом-изготовителем. Недостаточное поступление масла угрожает перегревом подшипников, выплавлением антифрикционной заливки вкладышей и колодок и задиром шеек вала и упорного гребня. Так как давление масла может снизиться и по каким- либо случайным, быстро ликвидируемым причинам, то защита срабатывает и останавливает блок с выдержкой времени, обычно до 3—5 секунд.
в)   Снижение вакуума в конденсаторе до величины, меньшей чем предписанный заводом минимум. Падение вакуума, а следовательно повышение давления и температуры отработавшего пара, вызывает дополнительные температурные деформации части низкого давления и выхлопных патрубков, вследствие чего возможно нарушение центровки системы. Кроме того, с повышением температуры возникает опасность перегрева трубной системы конденсатора. Причинами падения вакуума могут быть нарушения плотности конденсатора, а также работы эжекторов либо циркуляционных насосов. При этом органы защиты выключают блок без выдержки времени.
г)   Отключение генератора вследствие внутренних пли внешних повреждений. В этих случаях защита также выключает блок немедленно, без выдержки времени.
д) Повышение уровня конденсата греющего пара в каком- либо ПВД до так называемого «второго предела». Оно свидетельствует о неполадках в регуляторе уровня или в конденсатоотводчиках. Во избежание переполнения ПВД и заброса влаги в турбину при снижении давления в камере отбора, защита выключает блок без выдержки времени.
е)   Отключение парогенератора; а у блоков с двухкорпусными парогенераторами — любого из работающих корпусов. Защита срабатывает немедленно, без выдержки времени.
ж)   Посадка стопорных клапанов турбины. При этом прекращается поступление пара в турбину и немедленно выключается парогенератор и ряд вспомогательных агрегатов блока.

Индивидуальные защиты отдельных агрегатов необходимы для предотвращения аварии самого защищаемого объекта, а также для его остановки в тех случаях, когда нарушение нормальной работы агрегата ставит под угрозу другие элементы установки.
Защитными устройствами оборудуют агрегаты, повреждения которых либо несвоевременная остановка могут вызвать тяжелые последствия; к таким агрегатам относятся: корпуса  парогенератора, турбина, питательные насосы (ПТН и ПЭН), дымососы.
Защиты парогенератора должны предохранить от перегрева рабочие поверхности каждого корпуса. Поэтому корпус отключается при падении ниже предельного уровня расхода питательной воды, прекращении расхода пара через промежуточный перегреватель и превышении сверх допустимой температуры свежего пара и пара после промперегрева. Заметим, что превышение температур пара опасно и для турбины, в связи с чем в составе ее защит предусматриваются устройства, отключающие в этих условиях турбину.
При сжигании многих разновидностей топлив внезапное погасание факела в топке парогенератора (когда поступление топлива через горелки продолжается), а также отключение дутьевого вентилятора и дымососа создают взрывоопасную обстановку в газовом тракте; в таких случаях защита отключает корпус. Защита останавливает корпус при повышении и понижении давления перед ВЗ сверх заданных пределов*.
Корпус выводится из работы также при разрыве труб водяного экономайзера, уменьшении подачи топлива ниже уровня, отвечающего устойчивой работе котла, и отключении группы РВП. Кроме того, в связи с опасностью, возникающей для других агрегатов блока, защита выключает корпус парогенератора при превышении температуры в пароприемных устройствах конденсатора во время сброса в них пара и при понижении против заданного значения температуры свежего пара.
Защиты турбины, как и защиты ПТН, ПЭН и дымососов, должны предохранить от повреждений подшипники; поэтому одним из импульсов, вызывающих остановку агрегата, служит падение давления масла, подаваемого к подшипникам., Отключается турбина также при снижении уровня масла в баке и отключении масляных насосов. Самостоятельные защиты выключают турбину, ПТН и ПЭН при увеличении осевого сдвига ротора.

* Перевод блока на скользящее давление влечет за собой существенное снижение против ныне принятого нижнего значения допустимого давления перед В3.

Наряду с отмеченными ранее защитами турбины от чрезмерного повышения температур свежего пара и после промперегрева, предусматриваются также устройства, останавливающие турбину при уменьшении ниже допустимого уровня температур пара перед ЦВД и ЦСД. Значительное снижение температуры пара вызывает быстрое охлаждение клапанов, корпусов и ротора турбины, а следовательно, увеличение термических деформаций и напряжений; возникает также угроза расцентровки. Кроме того, понижение температуры пара, поступающего в ЦСД, сопровождается нарастанием влажности парового потока в последних ступенях, которая может выйти за допустимые пределы.
К предохранительным устройствам относится также защита от повышения допустимой скорости вращения и чрезмерного снижения вакуума в конденсаторе.
Снижение давления в напорных линиях системы регулирования может вызвать посадку стопорных клапанов; при этом резко падает давление в проточной части и возникает опасность выброса содержимого регенеративных подогревателей в турбину. В этих условиях, так же как и в случае перехода на беспаровой режим, защиты выключают турбину. Беспаровой режим, как известно, опасен тем, что вследствие дискового трения и вентиляционного действия рабочих лопаток интенсивно разогреваются детали ротора.
Если для охлаждения статорной части генератора применяется дистиллят, то в число защит турбины вводят устройства для ее остановки при прекращении протока дистиллята через охлаждаемые детали.
С целью более надежного и быстрого вывода оборудования из угрожаемого состояния падение давления масла перед подшипниками турбины воздействует на остановку не только самой турбины, но и питательных агрегатов.
Защиты ПТН и ПЭН выключают их также при снижении сверх допустимого уровня давления всасывания и нагнетания и при переполнении конденсатом любого из ПВД. Кроме того, защиты питательного турбонасоса должны его остановить в случаях чрезмерного повышения давления в нагнетательной линии и при переводе блока на холостой ход или растопочный режим.
В системе защит ПЭН должны быть предусмотрены, помимо отмеченных выше, устройства для его выключения в тех случаях, когда нарушается необходимая интенсивность охлаждения ротора или статора электродвигателя.
Наряду с автоматически действующими защитами каждый агрегат должен быть оборудован средством ручной аварийной остановки путем поворота ключа на блочном или местном щите управления.
Приемы и техника проверки безотказного действия каждой из защит описываются в специальных инструкциях.

Ручное управление задвижками, клапанами, шиберами осуществляется дистанционно — со щита. При подготовке к пуску блока следует убедиться не только в исправном действии устройств дистанционного управления, но также и в совпадении действительного положения запорных органов с тем, которое задано установкой ключа управления. В частности, это относится к клапанам затворов и регулирующим клапанам ЦВД и ЦСД турбины, регулирующим клапанам отвода конденсата из регенеративных подогревателей, клапанам БРОУ и др.
Проверка действия дистанционного управления может быть совмещена со сборкой схем; после проверки клапаны задвижки и шиберы устанавливают в требуемое для пуска положение.
Исправность масляных насосов системы смазки турбины, насосов системы регулирования и конденсатных насосов проверяется путем поочередного запуска каждого насоса. В систему смазки входят рабочий и резервный насосы с электродвигателями переменного тока и, кроме того, аварийные насосы с электромоторами постоянного тока, питаемыми от аккумуляторных батарей.
Продолжительность работы насоса, запущенного первым (обычно — рабочего насоса), должна быть достаточной для удаления воздуха из маслопроводов и узлов системы смазки.
При пуске каждого насоса следует убедиться в том, что создаваемое им давление масла перед подшипниками соответствует предписанному, что из подшипников сливается достаточно интенсивный поток и расход электроэнергии, потребляемой двигателем, не превышает нормы.
Помимо проверки исправности насосов и плотности маслопроводов требуется проверить действие системы блокировки насосов; при снижении давления масла, подаваемого рабочим насосом до заданного уровня, должны автоматически включиться резервный насос и один из аварийных насосов; дальнейшее падение давления должно вызвать включение второго аварийного насоса; наконец, когда продолжающее понижаться давление достигнет предписанного значения, должно отключиться валоповоротное устройство.
Система регулирования тоже содержит рабочий и резервный насосы с электромоторами переменного тока и аварийный насос с мотором постоянного тока. Исправность состояния насосов системы регулирования и их блокировка проверяется так же, как и насосов системы смазки. После проверки работы насосов оставляют открытыми напорные задвижки.
Подлежит проверке также состояние конденсатных насосов и насосов подачи воды к водоструйным эжекторам. При поочередном пуске насосов следует убедиться в спокойной их работе и в нормальной силе тока, потребляемого электродвигателями.