СОКРАЩЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПУСКОВ ЭНЕРГОБЛОКОВ 200 МВт БУРШТЫНСКОЙ ГРЭС
Л. Н. СОСЮКИН, В. И. БАБИЧЕВ (Бурштынская ГРЭС)
«Оптимизация режимов работы энергосистем», 1974, с. 158—163.
Приведена характеристика оборудования Бурштынской ГРЭС, режимов работы электростанции и пусковых затрат топлива. Перечислены мероприятия, выполненные ГРЭС с целью сокращения продолжительности и повышения надежности режимов пуска энергоблоков. Эти мероприятия позволили сократить продолжительность пусков в 1,5—2 раза.
C вводом в эксплуатацию последнего 12-го моноблока 200 МВт Бурштынская ГРЭС достигла проектной мощности 2 400 МВт. Каждый блок состоит из барабанного котла ТП-100 (ст. № 1—7) или ТП-100А (ст. № 8—12), турбины К-200-130 и генератора ТГВ-200. На ГРЭС сжигаются угли Львовско-Волынского месторождения, донецкие — марок Г и Д (промпродукт ППМ). Растопочно-резервным топливом служит мазут М-100 и М-40. Система водоснабжения оборотная, с прудом-охладителем.
Вырабатываемая электроэнергия отпускается в объединенную энергосистему «Мир» и энергосистему «Львовэнерго».
Графики электрических нагрузок за все годы работы электростанции имеют резко переменный характер. Так, в 1968 г. на 7 работающих блоках был 251 пуск (35 на один блок), из них 149 после остановов в резерв; в 1969 г. на 41 работающих блоках было 378 пусков (35 на один блок), из них 265 после остановов в резерв; в 1970 г. на 12 работающих блоках было 380 пусков (32 на один блок), из них 265, после останова в резерв; в 1971 г. было 352 пуска (29 на один блок), из них 230 после останова в резерв.
Потери условного топлива на пуски — остановы блоков составили в 1970 г. 17 047 т (45 т на один пуск), а в 1971 г. — 15 415 т (43,8 т на один пуск).
Продолжительность пуска блока в 1967—1968 гг. была велика и составляла 8—9 (из холодного состояния), 6—6,5 (из неостывшего состояния) и 4—5,5 ч (из горячего состояния). Вследствие существующих проектных пусковых схем блока невозможно было проводить пуски ускоренно с соблюдением пусковых критериев, что вызывало неоправданные потери топлива.
C 1968 г. (на основании эксплуатационного опыта, накопленного на электростанции, рекомендаций ВТИ и ЮО ОРГРЭС) в период текущих и капитальных ремонтов блоков смонтирован паровой разогрев барабана котлов, выполнена изоляция набрызгом асбосмесью корпусов и крышек автоматических стопорных клапанов (на пяти турбинах), увеличено проходное сечение РОУ 140/25 в 3,5 раза.
Для усиления контроля температурного состояния элементов котла и турбины установлены дополнительные регистраторы: по котлу — металла наружной поверхности барабана между верхом и низом, металла змеевиков средних ширм в необогреваемой зоне, пара и металла коллекторов всех- четырех потоков; по турбине —
металла паропроводов свежего пара перед ГПЗ, металла внутренней и наружной поверхностей фланца автоматического стопорного клапана (АСК), внутренней и наружной поверхностей фланца ЦСД в районе регулирующей ступени.
Пуски блоков осуществляются с учетом рекомендаций ВТИ и ЮО ОРГРЭС, прошедших проверку на блоках ГРЭС, и в соответствии с режимной картой пуска (табл. 2), а также данными табл. 1.
Таблица 1
Примечания: 1. Скорость повышения температуры пара должна быть равномерной и не превышать значений, указанных в инструкции. В процессе нагружения блока температура свежего пара должна быть выше температуры пара промперегрева.
2. Разность температур пара в ЦВД и металла верхней образующей ЦВД при нагружении холодной и неостывшей турбины должна быть в пределах 50—75 °С.
3. Скорость повышения нагрузки определяется разностью температур по толщине верхней части ЦВД в зоне регулирующей ступени, которая не должна превышать 35 °С.
Режимная карта пуска блока из различных температурных состояний составлена с учетом допустимых значений пусковых критериев. В ней отражены: температурное состояние турбины, параметры пара, затраты времени на этапы пуска, общее время пуска.
В настоящее время продолжительность пуска блока (от момента включения дымососа до набора номинальной нагрузки) составляет: из холодного состояния 6 ч 30 мин, из горячего и неостывшего 3—5 ч. На электростанции разработан сетевой график пуска блока из холодного и горячего состояний.
Таким образом, после внедрения мероприятий конструктивного и организационного характера удалось сократить время пуска блока в 1,5—2 раза, не превышая при этом предельных значений критериев, установленных заводскими документами и действующими инструкциями.
На основании исследовательских работ ВТИ, ЦКТИ, ЛМЗ, ТКЗ по моноблокам 200 МВт были увеличены предельные значения пусковых критериев, а следовательно, сокращено время на пуск блока.
Для дальнейшего сокращения времени пуска блока на электростанции при капитальных ремонтах блоков. будут осуществлены: установка регулирующих клапанов на мазутном кольце котла с дистанционным управлением с БЩУ, монтаж пусковых впрысков в паропроводах свежего пара, монтаж термозащитных экранов в отверстиях опускных труб барабана котла и другие этапы реконструкции.
Таблица 2
Продолжение табл. 2
Для более точного поддержания пусковых параметров, сокращения до минимума продолжительности и повышения надежности пусков необходима автоматизация пусков.
Автоматические регуляторы в сочетании с логическими устройствами будут осуществлять растопку и форсировку котла, производить подъем параметров, прогрев паропроводов и элементов турбины, толчок и подъем частоты вращения турбины, нагружение блока в соответствии с начальным температурным состоянием оборудования. и предельными значениями пусковых критериев.