Ко времени обеспаривания ЦВД проверена исправность действия вспомогательного оборудования турбоустановки, элементов системы регулирования, блокировок, защит и органов управления; собрана схема, проверен уровень конденсата в конденсатосборнике и включены конденсатный насос и рабочие насосы систем смазки и регулирования. В собранной схеме открыты задвижки на линии основного конденсата у регенеративных подогревателей (на входе и выходе) и на линии рециркуляции в конденсатор. Открыты также задвижки на подводах пара к подогревателям; задвижки на трубопроводах, ведущих к бойлерам и другим потребителям пара, не входящим в систему регенерации, должны быть закрыты.
Операции пуска турбины начинают с установления вакуума в конденсаторе. Прогрев подводящий трубопровод и коллектор подачи пара на уплотнения (греющий пар сбрасывают через дренаж коллектора), подводят пар к концевым уплотнениям турбины и включают регулятор, поддерживающий давление в коллекторе уплотнений в пределах 1,15 — 1,2 кгс/см2; температура пара 130—150° С. Затем включают эжектор, отсасывающий паровоздушную смесь из последних камер уплотнений в вакуумный охладитель.
Открывают проток охлаждающей воды через конденсатор и включают насос подачи воды к водоструйным эжекторам. Перед подъемом вакуума следует, открыв вентили ревизий, убедиться в отсутствии воды в паропроводах первичного пара, промперегрева и перепускных трубах, после чего вентили закрыть.
Включив эжекторы, устанавливают вакуум в конденсаторе. К моменту подачи пара в турбину вакуум в конденсаторе должен быть устойчив и составлять не менее 550 мм рт. ст.
Перед пуском турбины следует проверить, что показания указателя искривления вала не выходят за допустимые пределы (у турбины К-300-240 — 0,07 мм). Разность температур пара, поступающего К турбине по двум ниткам паропровода, должна быть не более 15°С. При давлении пара перед турбиной 35—40 кгс/см2 и температуре 300—320° С, плавно открывая дроссельный клапан на обводе ГПЗ-2 (а и б), разворачивают ротор; доведя скорость вращения до 500 об/мин, тщательно прослушивают турбину и проверяют отключение электромотора и расцепление шестерен валоповоротного устройства. Во время разворота и повышения- скорости вращения поддерживают, управляя регулирующим клапаном ХП-02/1 и задвижкой на байпасе промперегрева РП-04/1, температуру пара перед ЦСД ~300°С. Убедившись в спокойной работе турбины, дальнейшим медленным открытием дроссельных клапанов байпасов ГПЗ-2 увеличивают, в течение ~5 мин, скорость вращения до 900—950 об/мин. Так как для дальнейшего набора оборотов требуются большие расходы пара, то на протяжении ~ 10 мин подымают давление мазута перед форсунками до 35—40 кгс/см2; при этом расход топлива возрастает до 10—10,5 т/ч (работа 10—11).
Проверив температуру колодок упорного подшипника, сливающегося масла, разность температур верха и низа корпусов ЦВД и ЦСД в зоне паровпуска, которая не должна превышать 50° С, а также разность температур по ширине фланцев горизонтального разъема цилиндров (допускается 80—100°С), и убедившись, что вибрация подшипников и искривление вала не выходят за допустимые пределы, включают, для более равномерного прогрева, обогрев фланцев и, плавно открывая дроссельные клапаны обводов ГПЗ-2, доводят без задержек, за 10—15 мин, скорость вращения до 3000 об/мин (работа 28—29).
В интервале 900—3000 об/мин частоту вращения следует увеличивать непрерывно, так как случайные задержки могут произойти при скорости вращения, близкой к критической. Заметим, что, например, сопряженные роторы турбины К-300-240 ЛМЗ и генератора ТВВ-300-2 завода «Электросила» образуют гибкую систему: первому тону критических оборотов соответствует 1093 об/мин, второму—1709, третьему— 2125 и четвертому — 2445.
Одновременно с повышением скорости вращения ротора увеличивают вакуум в конденсаторе.
Во время прогрева разворота, а затем и нагружения турбины ведется наблюдение за расширением корпусов и осевым сдвигом ротора. Если в начале пуска отмечается ускоренное относительное удлинение роторов, то обогрев фланцев и шпилек нужно начать сразу после толчка ротора. При включенном обогреве разность температур по ширине фланца не должна превышать 50°С; кроме того, температуру в глубине фланца следует поддерживать более высокой, чем па наружной поверхности.
После прослушивания турбины на холостом ходу, проверки работы механизмов турбоустановки и готовности генератора производят синхронизацию, включают генератор в сеть и принимают нагрузку 10 МВт (работа 29—30). Затем отключают указатель искривления вала. Сейчас же после включения генератора следует закрыть БРОУ (работа 29— 38), отключить впрыск за ней и закрыть дренажи паропроводов свежего пара и промперегрева. Одновременно включают оставшиеся две растопочные форсунки (Ф2 и Ф5. см. рис. 16) и снижают до 18—20 кгс/см2 давление мазута, сохраняя его расход неизменным.
При нормальной работе агрегатов блока можно приступить к дальнейшему нагружению турбины, совмещая эти операции с переводом корпуса парогенератора в прямоточный режим. Последовательно, ступенями, увеличивают расход топлива, повышая на 7—8 кгс/см2 давление мазута перед форсунками (работа 11—12). При этом, очевидно, растет температура перед ВЗ, а следовательно и количество пара, выделяющегося в сепараторах; повышаются также температуры свежего пара и за вторичным перегревателем; происходит дальнейший прогрев паропроводов, корпусов и роторов турбины.
Нагрузку рассматриваемого блока повышают (примерно до 20 МВт) на протяжении ~15, мин (см. рис. 22, работа 30—31) и сохраняют ее на этом уровне в течение ~50 мин для плавного прогрева системы; скорость нарастания температуры пара перед ЦВД и ЦСД поддерживают в пределах до Г С/мин. Температура свежего пара регулируется, как указано ранее, пусковым впрыском; температура перед ЦСД — байпасом промперегрева. При нагрузке 20 МВт отключают дренажи турбины и перепускных труб.
Последующим увеличением расхода топлива доводят (в течение около 30 мин) нагрузку турбогенератора до 40 МВт (работа 31—32)\ давление свежего пара при этом возрастает до 60 кгс/см2; его температура — до 370—380° С (см. рис. 22). Повышают мощность турбины, увеличивая открытие дроссельных клапанов обвода ГПЗ-2 (а и б). Еще при нагрузке 20 МВт, параллельно с ростом температуры среды перед ВЗ прикрывают, ступенями по 5%, с интервалом — 2 мин, дроссельные клапаны СВ-02 па сбросе из первой ступени сепараторов в растопочный расширитель.
Когда температура перед ВЗ достигнет 395°С, клапаны СВ-02 закрывают полностью, а при температуре 41 °С закрывают клапаны СВ-01 и задвижки СВ-03/1, отключая сепараторы от расширителя (работа 12—13). Одновременно, в связи с уменьшением, а затем и прекращением сброса в расширитель, прикрывают клапаны на отводе воды (СВ-04) и пара (РП-02) из расширителя, сохраняя в нем избыточное давление (работа 12—41).
К моменту отключения корпуса от растопочного расширителя, когда температура среды перед ВЗ достигла 410° С, ее дросселирование примерно до 100 кгс/см2 приводит к образованию сухого насыщенного пара. Дальнейшее дросселирование сопровождается некоторым увлажнением пара; однако даже при снижении давления в дроссельных клапанах до 50—60 кгс/см2, т. е. вплоть до давления пара за котлом, степень сухости задросселированной среды не опускается ниже 0,96. Очевидно, что в этих условиях возможность сброса влаги из сепараторов в расширитель практически исчерпана.
Корпус от расширителя отключают через ~4,5 часа после розжига горелок (см. рис. 22); затем, сохраняя стабильной нагрузку турбогенератора, повышают давление свежего пара до номинального значения.
Прикрывая механизмом управления регулирующие клапаны турбины, подымают, на протяжении — 45 мин, давление свежего пара до 240 кгс/см2 (работа 13—14). За это время температуру свежего пара повышают до 480°С, а температуру после промперегрева — до 385—390° С. Когда давление в тракте за встроенными задвижками достигнет 240 кгс/см2, их открывают и корпус переводят в прямоточный режим. Затем отключают регулятор давления до ВЗ и полностью открывают дроссельные клапаны ОП-01, ведущие к сепараторам.
Во время подъема давления регулятор прикрывает клапан В-03 на сливе линии подвода воды к впрыскам. После его закрытия требуется для дальнейшего увеличения расхода воды на впрыск открыть задвижку В-02 обвода дроссельного устройства Д-2.
После выхода на прямоточный режим закрывают задвижки В-04 и приступают к отключению байпаса промперегревателя (работа 14—15). При полностью открытом регулирующем клапане ХП-0211 плавно, в течение ~15 мин, закрывают задвижку байпаса РП-04/1, в случае необходимости следует ввести в действие аварийный впрыск, поддерживая температуру пара перед ЦСД по графику пуска (см. рис. 22).
После отключения байпаса вторичного перегревателя нужно откорректировать (давлением мазута) расход топлива так, чтобы довести температуру среды перед ВЗ до расчетного значения (в нашем случае 460° С) и включить I и II впрыски, устанавливая перед турбиной температуру пара в соответствии с графиком рис. 22 (работа 15—16); пусковой впрыск отключают. Теперь корпус подготовлен к дальнейшему повышению паропроизводительности в прямоточном режиме и увеличению нагрузки турбины.
С повышением мощности турбогенератора сверх 40 МВт следует переходить от растопочных форсунок к основным (работа 16—43). Переход к основным форсункам производится в следующем порядке. Вначале подъемом давления мазута до 35—40 кгс/см2 увеличивают расход топлива через пусковые форсунки примерно до 15 т/ч и включают в течение 1—2 мин две угловые, диагонально расположенные основные форсунки Ф1 и Ф6, либо Ф3 и Ф4 (см. рис. 16). Сразу же должны быть отключены соответствующие растопочные форсунки. Во избежание чрезмерных местных концентраций мазута в топочной камере не допускается параллельная работа в одном горелочном устройстве основной и растопочной форсунок.
Одновременно с включением основных форсунок следует понизить давление мазута до 18—20 кгс/см2, сохраняя стабильным общий расход топлива на корпус, и отрегулировать подачу воздуха. Затем вновь повышают давление мазута примерно до 30 кгс/см2, увеличивая его расход приблизительно до 20 т/ч, и включают две другие угловые форсунки, выдерживая расход топлива неизменным.
Аналогично, повысив предварительно расход топлива примерно до 26 т/ч, включают и две средние основные форсунки. В дальнейшем паропроизводительность корпуса увеличивают до номинальной подъемом давления мазута перед основными форсунками (работа 16—17). Температуру свежего и вторичного пара выдерживают с помощью впрысков в соответствии с пусковым графиком (см. рис. 22). Когда запас по расходу аварийного впрыска будет исчерпан, его отключают и дальнейшее регулирование температуры вторичного пара достигается вводом в действие рециркуляции топочных газов. При включении вентилятора рециркуляции открывают шиберы Г-6 и Г-7 и закрывают шиберы В-10 и В-11 на коробе подачи воздуха для охлаждения сбросных сопел (см. рис. 16).
К подъему нагрузки турбогенератора сверх 40 МВт приступают примерно через 3,5 часа после толчка ротора (см. рис. 22). К этому времени давление свежего пара доведено до номинального уровня и турбина работает на регулирующих клапанах. С вводом в действие регулирующих клапанов открывают ГПЗ-2 (а и б) и закрывают дроссельные клапаны и задвижки па обводах.
Для того чтобы пропустить через байпасы ГПЗ-2 те расходы пара (давлением 35—40 кгс/см2), которые требуются для вывода турбины на холостой ход и ее начального нагружения, размер проходного сечения байпаса должен быть dy=100 мм. Байпасами такого размера оборудован ряд действующих блоков. Для присоединения к паропроводу байпаса dy = 100 мм требуются кованые тройники; при этом место отвода пара к БРОУ существенно отдаляется от ГПЗ, что ухудшает условия прогрева концевого участка паропровода. С целью упрощения и удешевления паропроводов высокого давления и улучшения условий их прогрева в типовой пусковой схеме предусмотрены байпасы dy = 40 мм. Однако в этом случае уже при развороте ротора пар к турбине надо подводить непосредственно через ГПЗ-2. Управляют расходом пара регулирующими клапанами турбины.
Таким образом, типовая пусковая схема ориентирована па пуск турбины регулирующими клапанами из любого теплового состояния.
При обеспаривании ПВД и системы промперегрева закрывают регулирующие клапаны, после чего открывают ГПЗ-2. Затем, воздействуя на регулирующие клапаны, производят разворот ротора, вывод турбины на режим холостого хода и синхронизацию. Сейчас же после включения генератора в сеть регулирующие клапаны открывают полностью с целью равномерного прогрева ЦВД. Нагружение турбины, так же как и при ее питании через байпасы, производится путем наращивания паропроизводительности котла. Не отличаются от описанных выше и все остальные пусковые операции.
По типовой схеме назначение байпасов dy= 40 мм сводится к пропуску через них греющего пара для прогрева перед «толчком» ротора клапанов и перепускных труб турбины при пусках неостывшего блока.
Допускаемая скорость нарастания нагрузки в интервале от 40 МВт до мощности, отвечающей номинальной паропроизводительности корпуса, составляет ~0,8—1,0 МВт/мин; скорость повышения температуры свежего пара ~0,4°С/мнн, температуры пара после промперегрева ~ 0,6° С/мин.