Содержание материала

Известно, что при однократном загрязнении внешней среды долгоживущими радиоактивными веществами опасность внутреннего облучения в 1-й год значительно большая, чем в каждый последующий год. Это объясняется тем, что вначале происходит поверхностное загрязнение пищевых продуктов или урожая на корню, которое затем сменяется οтносительно менее значимым загрязнением через корневую систему. Поэтому ритм поступления долгоживущих радиоактивных изотопов населению может изменяться во времени: от интенсивного (острого) поступления в течение по крайней мере 1-го года (до нового урожая) до менее интенсивного (хронического) в последующие десятки лет. Такой меняющийся ритм поступления радиоактивных веществ находит отражение и в характере защитных мероприятий. В первый период — это экстренные мероприятия, направленные на предупреждение последствии острого облучения, во второй — плановые мероприятия, направленные на предупреждение последствий хронического облучения.
Учитывая изложенное, необходимо было разработать систему мер защиты населения в условиях длительного проживания и ведения на территории радиоактивного следа, при которой можно избежать необоснованной эвакуации, сохранит максимум для хозяйственного использования и предупредить переоблучение населения.
Па основании предложения промышленного министерства, Министерства здравоохранения СССР Совет Министров СССР и Совет Министров РСФСР приняли решение о дополнительной эвакуации населения с территории, плотность загрязнения которой превышала 4 кюри/км2 по 90Sr. Эвакуации предшествовала большая подготовительная работа: детальное определение плотности загрязнения территории, строительство новых поселков, оценка имущества и финансовые расчеты с населением, проведение разъяснительной работы. Очередность эвакуации устанавливали в зависимости от уровня загрязнения территории того или иного населенного пункта, а полностью эвакуация была завершена через 1,5 года после аварии.

Всего с территории радиоактивного следа были переселены жители 19 населенных пунктов (около 10 тыс. человек). Общие затраты по переселению составили 19 607 тыс. рублей, т. с. примерно около 1 млн. рублей на переселение одного населенного пункта (около ГОСТ дворов). На территории радиоактивного следа, ограниченного изолинией 4 кюри/км2 но 90Sr, была образована санитарнозащитная зона со специальным ограничительным режимом, целью которого явилось предупреждение поступления повышенных количеств 90Sr в рацион проживающего на этой территории населения.
Выше изложены основные по объему и гигиенической значимости защитные мероприятия, осуществленные на территории радиоактивного следа в первый период. Наряду с этими мерами проводились комплекс дезактивационных работ (дезактивация построек, территории населенных пунктов), санитарная обработка людей, мероприятия по определению границ радиоактивного следа и организации охраны территории с высокими уровнями радиоактивного загрязнения, а также санитарно-просветительная работа среди населения.

* * *

Анализируемая аварийная ситуация является, по-видимому, худшим вариантом радиационной аварии с точки зрения интенсивности радиоактивного загрязнения и размеров загрязненной территории.
Эффективное планирование и осуществление защитных мероприятий при крупной радиационной аварии всегда связаны с определенными трудностями, возникающими из-за внезапности аварии и необходимости экстренного проведения большого объема работ. В этом случае резко возрастает роль прогноза как более оперативного метода оценки радиационной обстановки по сравнению с текущим контролем. Результаты прогноза должны являться основой для проведения защитного мероприятия. Задача текущего контроля — уточнение прогноза и контроль за правильным и своевременным проведением защитного мероприятия.
Прогноз как метод оценки радиационной обстановки на территории радиоактивного следа был широко использован для осуществления таких важных мер защиты, как плановая эвакуация населения, образование санитарно-защитной зоны, регламентирование ведения сельского хозяйства, т. с. защитных мероприятий второго периода. После проведения экстренных мероприятий основной задачей являлось обеспечение длительного и безопасного проживания населения на территории радиоактивного следа. Кроме того, необходимо было разработать и обосновать принципы сельскохозяйственного использования территории с высокими уровнями 90Sr в почве. Эти два направления были положены в основу дальнейших научно-практических исследований на территории радиоактивного следа, результаты которых изложены в последующих главах.