НОМЕНКЛАТУРА ИСТОЧНИКОВ
Ремонтные нормативы приведены для электрических аккумуляторных батарей, устанавливаемых на трансформаторных подстанциях, а также для технологического оборудования производственных цехов промышленных предприятий, требующего постоянства электрических параметров.
Состав электрических аккумуляторных батарей принят в следующих границах: аккумуляторные свинцовые батареи для стационарных установок емкостью 72—2304 А-ч при 10-часовом разряде и напряжением 12, 24, 48, 110 и 220 В; щелочные аккумуляторные батареи емкостью до 800 А-ч и напряжением 12,5; 25; 32,5 и 50 В; батареи никележелезные для питания электрокар и электротележек напряжением до 50 В и емкостью до 300 А-ч; батареи никележелезные для питания электропогрузчиков и электротягачей напряжением 44 В и емкостью до 950 А-ч.
Согласно гл. Э2.8 ПТЭ и ПТБ предусматриваются систематические осмотры батарей при техническом обслуживании, текущий и капитальный ремонты.
ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Техническое обслуживание, заключающееся в осмотрах аккумуляторных батарей, должно проводиться персоналом, специально обученным правилам эксплуатации и ремонта батарей и имеющим квалификационную группу по технике безопасности не ниже III. Периодичность осмотров устанавливает отдел главного энергетика с учетом инструкции завода-изготовителя.
При осмотре батареи следует проверить целостность банок, наличие и исправность перемычек, отсутствие течи электролита, измерить плотность и уровень электролита и при необходимости пополнить его до установленного уровня, очистить все токоведущие части от окисления и солей и после этого смазать их техническим вазелином. Одновременно следует проверить исправность приточно-вытяжной системы вентиляции.
При работе в помещении аккумуляторной батареи персонал должен соблюдать правила технической безопасности, указанные в гл. Б3.2 ПТЭ и ПТБ.
ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ
В объем текущего ремонта входят все операции технического обслуживания и, кроме того, проверка состояния пластин, демонтаж элементов и замена их новыми (но не более 20 % общего количества) с предварительной формовкой, удаление шлака из элементов и устранение коротких замыканий между пластинами, зачистка и рихтовка положительных и отрицательных пластин, зачистка соединительных полюсов, сборка и установка элементов, припайка пластин к соединительным полюсам, обрезка шпона до соответствующих размеров, разрезка аккумуляторных палочек до нормы, сборка и установка сепарации, заливка элементов электролитом, очистка окисленных контактов и покрытие кислотоупорной или щелочеупорной краской стеллажей, шин и других изделий.
После ремонта необходимо проверить надежность пайки в элементах со вновь установленными пластинами, Правильность установки новых банок (масса банок должна равномерно распределяться на все опорные изоляторы) и наличие прокладок между изоляторами и дном сосудов, проверить отсутствие отставания по плотности и напряжения при заряде отремонтированных элементов и при необходимости подвергнуть все элементы дополнительному подзаряду, проверить состояние изоляции батареи относительно земли, провести контрольный заряд и разряд батареи и определить фактическую ее емкость.
ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ
При капитальном ремонте проводятся все работы текущего ремонта и, кроме того, демонтаж всей батареи и стеллажей, разборка всех элементов, химическая обработка сепараций, сортировка и ремонт положительных и отрицательных пластин и других свинцовых и никележелезных элементов, очистка и рихтовка пластин, промывка раствором соды и водой стеллажей по уровню, монтаж батарей, сборка сепараций и ее установка в элементы, приготовление электролита и заливка элементов батареи, заряд, контрольный разряд и последующий заряд батареи.
В щелочных батареях смена электролита обязательна через каждые два года.
Для установления действительного объема капитального ремонта рекомендуется провести следующие работы:
а) определить емкость пластин при помощи кадмиевого электрода;
б) проверить емкость батарей нормальным разрядом;
в) провести анализ электролита не менее чем из 30 % элементов;
г) определить количество и характер шлама;
д) осмотреть батарею с фиксацией состояния сепарации.
После ремонта металлические стеллажи подлежат кислотоупорному покрытию на основе первинилхлоридных смол ХС.
По окончании ремонта аккумуляторную батарею испытывают, при этом сначала проверяют емкости отформованной батареи. Емкость, приведенная к температуре 25 °С, должна соответствовать заводским данным, а после 10 лет эксплуатации должна быть не менее 70 % первоначальной. Затем проверяют плотность электролита в каждой банке. Плотность и температура электролита в конце заряда и разряда батарей должны соответствовать заводским данным; плотность электролита не должна превышать 1,18 при температуре 20 °С (для составления 1 л электролита необходимо 0,172 л аккумуляторной серной кислоты при плотности 1,83 и 0,862 л дистиллированной воды).
Измеряют напряжение каждого элемента батареи. В батарее должно быть не более 5 % общего количества элементов с пониженным напряжением. Напряжение oтстающих элементов в конце разряда не должно отличаться более чем на 1—1,5 % среднего напряжения остальных элементов. Измеряют сопротивление изоляции батареи (15кОм при напряжении 24 В, 25 при 48, 30 при 60, 50 при 110, 100 кОм при 220 В), а затем высоту осадка (шлама) в банке. Между осадком и нижним краем положительных пластин должно быть свободное пространство не менее 10 мм.
Капитальный ремонт батареи может производиться по частям или всей батареей одновременно. В последнем случае уменьшаются затраты рабочей силы, снижается длительность ремонта примерно в 2 раза и более правильно используются годные демонтированные пластины.
При ремонте по частям число элементов, выводимых в ремонт, определяется из условия, чтобы остающаяся в работе часть батареи обеспечивала достаточно надежное питание потребителей.
Для аккумуляторных батарей с элементным коммутатором при напряжении 220 В можно выводить в ремонт одновременно 12—15 элементов, а при напряжении 110 В— 6—8 элементов. В этом случае батареи разбивают на группы и составляют график поочередного вывода их в ремонт.
Щелочные аккумуляторы при снижении емкости подвергают циклу заряда — разряда, заряжая батарею до паспортной емкости. При длительной эксплуатации батареи может оказаться, что емкость ее после цикла заряда — разряда не восстанавливается даже после замены электролита. В этом случае батарея подлежит замене или ремонту.
Щелочная аккумуляторная батарея перед ремонтом разряжается током разряда соответствующего значения для данного типа аккумулятора, пока напряжение не снизится до 1 В. После этого снимают перемычки, резиновые чехлы и сливают электролит. Корпус аккумулятора промывают водой снаружи и внутри, одновременно проверяют герметичность банок, и после этого разбирают батареи. Разобранные пластины, банки и сепараторы промывают водой, очищают химическим способом от осевшей массы и вновь собирают с заменой бракованных пластин.
Для щелочных аккумуляторных батарей электролит готовят из гидрата оксида калия с добавкой моногидрата лития и сернистого натрия в соответствующих пропорциях. Химический анализ электролита должен производиться не реже 1 раза в 3 года.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЦИКЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА
Осмотры аккумуляторных батарей должны проводиться оперативным персоналом 1 раз в смену, а на подстанциях и других объектах без постоянного дежурного (оперативного) персонала — одновременно с осмотром оборудования трансформаторной подстанции, а также специально выделенным лицом из состава эксплуатационного персонала по графику, утвержденному главным энергетиком предприятия, но не реже 2 раз в месяц. Результаты осмотра заносят в книгу дежурного по подстанции или карту ремонта.
Текущий ремонт аккумуляторных батарей производится 1 раз в год.
Заводы-изготовители аккумуляторов гарантируют срок службы свинцовых аккумуляторов в течение 3 лет, а щелочных — на 600—850 циклов. Указанные сроки нельзя рассматривать как фактический срок службы до капитального ремонта. При составлении годовых планов капитального ремонта рекомендуем принимать ремонтный цикл для стационарных аккумуляторов равным 10 годам.
НОРМЫ ТРУДОЕМКОСТИ РЕМОНТА И ДРУГИЕ НОРМАТИВЫ
Техническое обслуживание и осмотры аккумуляторных батарей, как правило, осуществляются дежурным персоналом трансформаторных подстанций или персоналом, обслуживающим заводской транспорт, работающий от аккумуляторных батарей. Численность дежурного персонала определяется исходя из трудоемкости на одного рабочего в одну смену в размере 980 чел-ч при нормальных условиях окружающей среды. При холодной или горячей среде к указанной величине вводится поправочный коэффициент 0,9—0,8.
Нормы трудоемкости ремонта аккумуляторов свинцовых для стационарных установок и щелочных аккумуляторных батарей представлены соответственно в табл. 15.1 и 15.2.
В табл. 15.3 приведены нормы складского резерва комплектующих изделий, материалов и запасных частей.
Таблица 15.1. Нормы трудоемкости ремонта аккумуляторов свинцовых для стационарных установок
Номинальная емкость батареи, А-ч | Норма трудоемкости ремонта, чел-ч, при напряжении, В | |||||||||
12 | 24 | 43 | 110 | 220 | ||||||
капиталь | текущего | капиталь | текущего | капиталь | текущего | капит- | текущего | капиталь | текущего | |
До 72 | 90 | 18 | 150 | 30 | 240 | 48 | 480 | 96 | 960 | 192 |
108 | 95 | 19 | 155 | 31 | 245 | 49 | 485 | 97 | 965 | 193 |
144 | 100 | 20 | 160 | 32 | 250 | 50 | 490 | 98 | 970 | 194 |
180 | 105 | 21 | 165 | 33 | 255 | 51 | 495 | 99 | 975 | 195 |
216 | 110 | 22 | 170 | 34 | 260 | 52 | 500 | 100 | 980 | 196 |
288 | 120 | 24 | 180 | 36 | 270 | 54 | 510 | 102 | 990 | 198 |
360 | 130 | 26 | 190 | 38 | 280 | 56 | 520 | 104 | 1000 | 200 |
432 | 140 | 28 | 200 | 40 | 290 | 58 | 530 | 106 | 1010 | 202 |
504 | 150 | 30 | 210 | 42 | 300 | 60 | 540 | 108 | 1020 | 204 |
576 | 160 | 32 | 220 | 44 | 310 | 62 | 550 | 110 | 1030 | 206 |
648 | 170 | 34 | 230 | 46 | 320 | 64 | 560 | 112 | 1040 | 208 |
720 | 180 | 36 | 240 | 48 | 330 | 66 | 570 | 114 | 1050 | 210 |
864 | 195 | 39 | 255 | 51 | 345 | 69 | 585 | 117 | 1065 | 213 |
1008 | 210 | 42 | 270 | 54 | 360 | 72 | 600 | 120 | 1080 | 216 |
1152 | 225 | 45 | 285 | 57 | 375 | 75 | 615 | 123 | 1095 | 219 |
1296 | 240 | 48 | 300 | 60 | 390 | 78 | 630 | 126 | 1110 | 222 |
1440 | 255 | 51 | 315 | 63 | 405 | 81 | 645 | 129 | 1125 | 225 |
1584 | 270 | 54 | 330 | 66 | 420 | 84 | 660 | 132 | 1140 | 228 |
1728 | 285 | 57 | 345 | 69 | 435 | 87 | 675 | 135 | 1155 | 231 |
1872 | 300 | 60 | 360 | 72 | 450 | 90 | 690 | 138 | 1170 | 234 |
2016 | 315 | 63 | 375 | 75 | 465 | 93 | 705 | 141 | 1185 | 237 |
2160 | 330 | 66 | 390 | 78 | 480 | 96 | 720 | 144 | 1200 | 240 |
2304 | 345 | 69 | 405 | 81 | 495 | 99 | 735 | 147 | 1215 | 243- |
Примечание. Нормы трудоемкости капитального ремонта учитывают полную разборку всех элементов батареи. При разборке менее 50 % элементов к табличным нормам вводится поправочный коэффициент 0,7, а при замене всей сепарации без замены и ремонта элементов — поправочный коэффициент 0,5.
Таблица 15.2. Нормы трудоемкости ремонта щелочных аккумуляторных батарей
Батареи | Норма трудоемкости ремонта, чел-ч | |
капитального | текущего | |
Щелочные аккумуляторные напряжением: 12,5 В, емкостью, А-ч: | 9 | 1,3 |
250—300 | 11 | 1,6 |
400—500 | 14 | 2,1 |
| Норма трудоемкости ремонта, чел-ч | ||
Батареи | капитального | текущего | |
25 В, емкостью, А-ч: |
|
| |
60—100 | 18 | 2,7 | |
250—300 | 22 | 3,3 | |
400—500 | 28 | 4,2 | |
32,5 В, емкостью, А-ч: |
|
| |
60—100 | 24 | 3,6 | |
250—300 | 30 | 4,5 | |
400—500 | 37 | 5,6 | |
550—600 | 45 | 6,7 | |
50 В, емкостью, А-чг |
|
| |
60—100 | 37 | 5,6 | |
250—300 | 45 | 6,7 | |
400—500 | 54 | 8,1 | |
550—600 | 72 | 11 | |
700—800 | 90 | 14 | |
Никележелезные для питания: электрокар и электротележек, емкостью, А-ч: |
|
| |
250 | 63 | 9,5 | |
300 | 72 | 11 | |
400 | 85 | 13 | |
600 | 100 | 15 | |
электропогрузчиков емкостью, А-ч: |
|
| |
300 | 72 | 11 | |
400 | 81 | 12 | |
600 | 100 | 15 | |
950 | 126 | 19 | |
электротягачей напряжением 44 В, емкостью | 85 | 13 | |
400 А-ч |
|
| |
250 | 63 | 10 | |
300—320 | 72 | 12 | |
330—400 | 85 | 13 | |
450—550 | 95 | 14 | |
550—600 | 105 | 16 | |
950 | 135 | 20 | |
электропогрузчиков номинальной емкостью, А-ч: |
|
| |
300 | 65 | 10 | |
400 | 75 | 12 | |
450 | 80 | 12 | |
500 | 90 | 14 | |
550 | 100 | 15 | |
600 | 110 | 16 | |
950 | 150 | 22 | |
Батареи | Норма трудоемкости ремонта, чел-ч | ||
капитального | текущего | ||
электротягачей напряжением 44 В, номинальной емкостью, А-ч: |
|
| |
400 | 95 | 15 | |
550 | 110 | 17 | |
А-ч: |
|
| |
45 | 9 | 1.4 | |
60 | 10,5 | 1,6 | |
100 | 12 | 1.8 |
Таблица 15.3. Нормы складского резерва комплектующих изделий материалов и запасных частей
Изделия, материалы и запасные части | Норма резерва, % |
Сосуды стеклянные | 5 |
Аккумуляторные пластины | 5 |
Деревянные сепараторы | 10 |
Деревянные палочки | 10 |
Подпорные стекла | 5 |
Свинцовые желобки | 5 |
Стеклянные трубки с резиновыми муфтами для элементов | 1 |
Изоляторы | 2—3 |
Свинцовые полосы с наконечниками | 2 |
Свинец листовой | 5 |
Электролит плотностью 1,18 | 3 |
Раствор борной кислоты или уксусной эссенции | 2-3 |