Стартовая >> Архив >> Система обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промпредприятий

Нормативы технического обслуживания и ремонта электрических машин - Система обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промпредприятий

Оглавление
Система обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств промпредприятий
Развитие систем ремонта оборудования
Ремонт оборудования за рубежом
Термины и определения
Сущность и назначение системы технического обслуживания и ремонта
Учет и инвентаризация оборудования энергохозяйства
Определение технического состояния и составление плана
Планирование суммарной трудоемкости
Планирование продолжительности
Планирование потребности в персонале
Планирование потребности в материалах, комплектующих изделиях и запасных частях
Формы централизации
Принципы организации на основе хозяйственного расчета
Организация работы энергоремонтных бригад
Организация повышения квалификации и подготовки кадров
Техническое обслуживание и ремонт по техническому состоянию
Подготовка производства
Передача оборудования в ремонт
Производство технического обслуживания и ремонта
Техническое оснащение энергоремонтных баз и механизация
Автоматизированная система управления
Информационное обеспечение функционирования АСУ Р
Программное обеспечение
Организационно-техническое обеспечение АСУ Р
Качество
Показатели и методика оценки качества
Факторы и условия обеспечения качества
Эффективность
Анализ деятельности и состояния энергоремонтных служб
Показатели и оценка работы энергоремонтных служб предприятия
Оплата труда энергоремонтного персонала
Взаимосвязь с вопросами эксплуатации
Классификация энергоремонтных служб
Основные положения и задачи отдела главного энергетика
Нормативы техобслуживания и ремонта оборудования выше 1000 В
Структура и продолжительность циклов
Нормы трудоемкости и продолжительности ремонта
Нормы расхода материалов, комплектующих, запасных частей, резерва
Нормативы технического обслуживания и ремонта силовых преобразователей и аппаратов
Нормативы технического обслуживания и ремонта электрических машин
Нормы трудоемкости ремонта электрических машин
Нормы расхода материалов и комплектующих при ремонте электрических машин
Нормативы техобслуживания и ремонта промышленных печей и нагревательных установок
Нормы трудоемкости и продолжительности ремонта промышленных печей и нагревательных установок
Нормы расхода материалов, комплектующих при ремонте промышленных печей и нагревательных установок
Нормативы техобслуживания и ремонта электросварочного оборудования
Нормативы техобслуживания и ремонта конденсаторных установок
Нормативы технического обслуживания и ремонта химических источников тока
Нормативы технического обслуживания и ремонта электрических аппаратов до 1000В
Нормы расхода материалов и комплектующих при ремонте электрических аппаратов до 1000В
Нормативы технического обслуживания и ремонта приборов
Нормы трудоемкости и расхода основных материалов при ремонте приборов
Нормативы технического обслуживания и ремонта электрических сетей
Нормы трудоемкости ремонта электрических сетей
Нормы расхода основных материалов и складского резерва элементов кабельных сетей
Нормативы технического обслуживания и ремонта аппаратуры телефонной связи и сигнализации
Нормы трудоемкости ремонта аппаратуры телефонной связи и сигнализации
Нормы расхода материалов и складского резерва при ремонте аппаратуры связи и сигнализации
Приемка оборудования из ремонта, контроль и отчет
Нормативы технического обслуживания и ремонта котлов
Основной объем работ при капитальном ремонте котлов
Структура и продолжительность циклов технического обслуживания и ремонта котлов
Нормы трудоемкости и продолжительности ремонта котлов
Нормы расхода основных материалов и складского резерва при ремонте котлов
Нормативы технического обслуживания и ремонта оборудования газового хозяйства
Структура и продолжительность циклов обслуживания и ремонта оборудования газового хозяйства
Нормы трудоемкости и расхода основных материалов при ремонте оборудования газового хозяйства
Нормативы технического обслуживания и ремонта холодильно-компрессорного оборудования и насосов
Нормы трудоемкости ремонта холодильно-компрессорного оборудования и насосов
Нормативы технического обслуживания и ремонта оборудования кондиционирования воздуха и вентиляции
Структура и продолжительность циклов обслуживания и ремонта оборудования кондиционирования воздуха и вентиляции
Нормы трудоемкости ремонта оборудования кондиционирования воздуха и вентиляции
Нормы расхода материалов при ремонте оборудования кондиционирования воздуха и вентиляции
Нормативы технического обслуживания и ремонта оборудования насосных станций
Структура и продолжительность циклов, ремонтные нормативы ремонта оборудования насосных станций
Нормативы технического обслуживания и ремонта трубопроводов
Нормы трудоемкости и продолжительност ремонта трубопроводов
Нормы расхода материалов при ремонте трубопроводов

Глава одиннадцатая
НОРМАТИВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

НОМЕНКЛАТУРА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

На промышленных предприятиях страны в эксплуатации находится много различных электрических машин, что требует при разработке нормативов ремонта выбора широкой номенклатуры электрических машин. В качестве таких электрических машин предлагаются следующие: электродвигатели трехфазного переменного тока с короткозамкнутым ротором на напряжение 660 В предельной мощностью 630 кВт, многоскоростные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, электродвигатели взрывозащищенного исполнения, электродвигатели трехфазного тока с фазным ротором мощностью до 400 кВт, двигатели и генераторы коллекторные постоянного и переменного тока, крановые электродвигатели.
Нормативы разработаны на группы электрических машин по мощностям таким образом, чтобы колебание нормируемых показателей группы не выходило за допустимые пределы точности планирования затрат, как трудовых, так и материальных.
В каждом диапазоне предельные мощности соответствуют ряду мощностей, регламентируемых ГОСТ 12139—84 «Машины электрические мощностью до 10 000 кВт. Ряды номинальных мощностей», а также диапазону мощностей, принятому по прейскуранту цен на электродвигатели за 1982 г. 15—0,1 и 02.
В соответствии с ПТЭ электроустановок потребителей и ПТБ при эксплуатации электроустановок потребителей (см. гл. Э2.5) для всех электрических машин приняты кроме технического обслуживания текущий и капитальный ремонты, которые приняты за основу не только при определении структуры и продолжительности ремонтного цикла, но и при определении основного объема ремонтных работ для всех электрических машин. Осмотры, испытания, проверка как самостоятельные операции вне принятых видов ремонта и технического обслуживания не планируются, за исключением электрических машин, когда эти операции предусмотрены правилами технической эксплуатации или инструкциями заводов-изготовителей.
Текущий ремонт машин не требует их транспортировки в электроремонтный цех и производится на месте установки без демонтажа с фундамента. Капитальный ремонт, как правило, производится в электроремонтном цехе или на специализированном ремонтном предприятии.
Ремонт взрывобезопасных электрических машин, связанный с восстановлением и изготовлением деталей и сборочных единиц, неисправность которых может повлечь за собой нарушение взрывобезопасности, разрешается проводить ремонтным предприятиям, имеющим специальное разрешение министерства, ведомства и зарегистрированным в местных органах Госгортехнадзора.

ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕХНИЧЕСКОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Техническое обслуживание проводится для всех электрических машин, находящихся в эксплуатации, и включает следующие работы:
а)    нерегламентированное техническое обслуживание: мелкий ремонт, требующий специальной остановки машины и осуществляемый во время перерывов в работе технологических установок в целях своевременного исправления незначительных дефектов машин, подтяжки контактов и креплений, смены щеток, регулировки траверс, устройств, обеспечивающих выходные параметры генераторов, регулировки защиты, протирки и очистки доступных частей машины — наружных поверхностей, колец, коллекторов и т. п.;
повседневное наблюдение за выполнением правил эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей за нагрузкой, за температурой подшипников, обмоток и корпуса, а для машин с замкнутой системой вентиляции наблюдение за температурой входящего и выходящего воздуха, контроль наличия смазки, проверка отсутствия анормальных шумов и гула, а также отсутствия искрения на коллекторах и кольцах;
контроль за соблюдением правил техники безопасности операторами или мотористами, работающими на оборудовании;
повседневный контроль за исправностью заземления;
отключение электрических машин в аварийных ситуациях, регламентированных п. Э2.4.20 и местными инструкциями;
участие в приемо-сдаточных испытаниях после монтажа, ремонта и наладки электрических машин и систем их защиты и управления;
б)   осмотры эксплуатируемых машин, включая систему их управления и защиты, по графику, утвержденному главным энергетиком предприятия, с заполнением карты осмотра.
Осмотры проводятся в порядке регламентированного технического обслуживания.

ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩЕМ РЕМОНТЕ

Текущий ремонт производится для электрических машин, находящихся в эксплуатации, в том числе в резерве. Для электрических машин, находящихся в ненагруженном складском резерве, вместо текущего ремонта проводится в те же сроки осмотр и переконсервация.
Типовой объем текущего ремонта включает: техническое обслуживание; отключение от питающей сети в соответствии с требованиями, изложенным в гл. Б3.1; очистку наружных поверхностей от грязи, пыли и масел; разборку машины в нужном для производства ремонта объеме; проверку состояния, промывку подшипников, замену подшипников качения при превышении максимально допустимых радиальных зазоров; проверку работы смазочных колец для электродвигателей с подшипниками скольжения; проверку, ремонт системы принудительной смазки и отключающей блокировки при прекращении подачи смазки, замену смазки; осмотр и очистку вентиляционных устройств; проверку и ремонт крепления вентилятора; проверку и ремонт у машин с принудительной вентиляцией (продуваемых электромашин) шиберов, заслонок и их приводных механизмов; осмотр, очистку и продувку сжатым воздухом статорных и роторных (якорных) обмоток, коллекторов, а также вентиляционных каналов; проверку состояния и надежности крепления лобовых частей обмоток и устранение дефектов; устранение местных повреждений изоляции обмоток статора и ротора (якоря); сушку обмоток и покрытие лобовых частей обмоток покровным лаком (при необходимости); проверку и подтяжку крепежных соединений (крепление к фундаменту, к салазкам, крепление шкивов, муфт, конструктивных креплений узлов самой машины) и контактов, при необходимости — замену крепежных деталей; зачистку и шлифовку колец и коллекторов, продороживание коллектора (при необходимости); проверку и регулировку щеткодержателей, траверс, щеткоподъемных и закорачивающих механизмов; проверку состояния и правильности обозначений (маркировки) выводных концов обмоток, зажимных щитков с необходимым ремонтом, замену фланцевых прокладок и уплотнений; проверку и восстановление герметичности взрывозащищенных машин; сборку; проверку защитного заземления; подсоединение к электросети; проверку работы на холостом ходу и под нагрузкой; проверку работающих машин при разных частотах вращения, правильности работы в различных режимах; проверку для генераторов, преобразователей, умформеров, индукционных регуляторов, фазорегуляторов выходных параметров; устранение повреждений окраски; проведение приемо-сдаточных испытаний и оформление сдачи после ремонта.

ОСНОВНОЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ КАПИТАЛЬНОМ РЕМОНТЕ

Вопрос о ремонте электрических машин решается в каждом отдельном случае в зависимости от технических, экономических и производственных факторов, определяющих целесообразность ремонта.
Электрические машины, поступающие в плановый капитальный ремонт, могут иметь хорошую изоляцию обмоток и не полностью изношенные коллекторы. В большинстве случаев заменять исправные обмотки и коллекторы только в целях профилактики нецелесообразно. Замена обмотки производится в случае аварийного выхода обмотки из строя (обмотка полностью или частично сгорела), пробоя обмотки при профилактическом испытании ее повышенным напряжением, поступления в плановый ремонт особо ответственных электрических машин, не имеющих резерва и включенных в состав основного оборудования, выход из строя которых ведет к производственным потерям, превышающим за время пребывания машины во внеплановом ремонте стоимость капитального ремонта в полном объеме.
Коллекторы меняются в случае пробоя изоляции, связанного с выгоранием изоляции и повреждением пяти и боле коллекторных пластин, и износа коллектора, не гарантирующего плановой наработки машины до очередного планового капитального ремонта.
Основной объем капитального ремонта машин включает: операции текущего ремонта; внешний осмотр; проверку целостности обмоток; проверку осевого разбега ротора (якоря) с подшипниками скольжения; проверку зазоров между шейкой вала и вкладышем подшипника у электрических машин с подшипниками скольжения; перезаливку вкладышей (при необходимости); проверку воздушных зазоров между сталью ротора (якоря) и статора (сталью полюсов), если конструкция электрической машины позволяет выполнить эти измерения; регулировку зазоров полюсов машин постоянного тока и синхронных машин, если конструкция их позволяет ее выполнить; полную разработку машины, очистку и промывку всех механических узлов и деталей; очистку, продувку, протирку сохраняемых обмоток, изоляционных деталей, коллекторов, колец, щеточных механизмов; дефектовку узлов и деталей; ремонт деталей узла корпуса и магнитопровода — заварку трещин, приварку лап, перенарезку изношенных и забитых резьбовых отверстий, установку рым-болтов, зачистку заточек корпуса под подшипниковые щиты; ремонт сердечника активной стали статора и ротора — вырубку или фрезерование выгоревших и оплавленных мест, удаление замыканий (мостиков) между отдельными листами, устранение распушения зубцов пакета, ликвидацию осевого сдвига сердечника активной стали ротора, замену и установку новых прокладок под полюсные башмаки, устранение сдвига отдельных листов активной стали; ремонт подшипниковых щитов и крышек — заварку мелких трещин, восстановление размеров посадочных мест; ремонт вала — торцовку, исправление центральных отверстий, устранение прогиба, восстановление диаметра шеек вала и посадочных мест под шкивы, муфты, вентилятор и сердечник стали, зачистку забоин, заусенец, восстановление шпоночных канавок; ремонт или замену вентилятора: ремонт коллектора — перепайку соединений обмотки с петушками, проточку коллектора, продороживание межламельной изоляции, шлифовку коллектора, при необходимости замену коллектора с перепайкой обмоток; ремонт ротора (якоря) — перезаливку или замену стержней и замыкающих колец короткозамкнутой обмотки, ремонт и пропайку старых и установку новых бандажей, балансировку; проверку и при необходимости замену неисправных пазовых клиньев, изоляционных втулок, проводов внутренних соединений схемы статорной и роторной обмоток, обмоток возбуждения и выводных концов; напайку кабельных наконечников; замену обмоток (в случае необходимости); укладку обмоток, соединение схемы, сушку, пропитку, покрытие лобовых частей обмоток и внешних поверхностей полюсных катушек покровным лаком или эмалью; профилактическую сушку обмоток при значительном снижении сопротивления изоляции; сборку и окраску машины; проведение приемо-сдаточных испытаний и оформление сдачи ее в эксплуатацию.
Частичная перемотка катушек машины применяется при повреждении нескольких катушек преимущественно стержневой и однослойной обмоток статоров асинхронных и синхронных машин, а также полюсных катушек машин постоянного тока и синхронных машин, когда есть уверенность, что остальные катушки обмотки имеют достаточно прочную и эластичную изоляцию. Частичная замена двухслойных обмоток, как правило, не производится из-за необходимости выемки из пазов помимо поврежденных также и исправных катушек; при последующей укладке изоляции этих исправных катушек, как правило, повреждается.

СТРУКТУРА И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЦИКЛОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

Структура и продолжительность ремонтного цикла, а также продолжительность межремонтного периода для электрических машин зависят от условий окружающей среды, сменности работы машин, конструктивного исполнения машин, стационарности установки, степени загрузки машины, а также соблюдения правил технической эксплуатации и инструкций заводов-изготовителей.
Таблица 11.1. Структура и продолжительность ремонтного цикла, межремонтного и межосмотрового периодов

 

Продолжительность

Количество текущих ремонтов р ремонтном цикле

Условия работы электрических машин

ремонтного цикла,
лет

межре
монтного
периода,
мес

межосмо-
трового
периода,
мес

Сухие цеха и помещения (цеха холодной обработки металлов, сборочные цеха и им подобные)

12

12

3

11

Горячие, химические, гальванические цеха и им подобные цеха и участки

5

6

2

9

Деревообрабатывающие цеха, по обработке чугуна, сухой шлифовки и им подобные

6

8

2

8

Электрические машины с длительными циклами непрерывной работы и с высокой степенью загрузки (приводы насосов, компрессоров, дымососов, вентиляторов, кондиционеров и др.).

9

9

2

11

В табл. 11.1 приведены нормы продолжительности ремонтного цикла и межремонтного периода для электрических машин, работающих в две смены, с коэффициентом использования 1 при различных условиях окружающей среды.
Увеличение (уменьшение) продолжительности ремонтного цикла и межремонтного периода учитывается следующими поправочными коэффициентами.
1. Поправочный коэффициент к сменности работы имеет следующие значения:


Сменность работы . . .

1

1,25

1,5

1,75

2

2,5

3

Поправочный коэффициент

2

1,6

1,35

1,19

1

0,8

0,6



 
« Сварочный трансформатор   Системы тепловидения »
электрические сети