Содержание материала

Применение АСУ Р вносит определенные изменения в существующий порядок организации, планирования и проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту техники предприятия. Эти изменения тем существеннее, чем шире и глубже задачи, охватываемые АСУ Р.
На крупных предприятиях и объединениях с автоматизированным производством, там, где применяется высокоразвитая АСУ П, перечень вовлеченных в орбиту ее функционирования вопросов (деятельность людей и подразделений, работа техники и т. п.) довольно широк. В настоящее время перечень этот может быть определен на основе действующих государственных нормативных документов единой системы стандартов автоматизированной системы управления (ГОСТ 24.206—80* и ГОСТ 24.209—80). С учетом данных стандартов под организационно-техническим обеспечением АСУ Р будем понимать комплекс различный вопросов и мероприятий технико-экономического и организационно-технического характера, направленных на разработку, внедрение и эксплуатацию.
К вопросам технико-экономического характера следует прежде всего отнести постановку задачи разработки и внедрения АСУ Р, ее обоснование, предполагаемые изменений в связи с функционированием АСУ Р, ее эффективность и т. д.
С вопросов технико-экономического обоснования применения АСУ Р следует начинать решение всех остальных вопросов технического и организационного обеспечения. Создание АСУ регламентируется ГОСТ 24.202—80*. Основные, положения стандарта могут быть распространены и на АСУ Р. Согласно стандарту технико-экономическое обоснование (ТЭО) предназначается для доказательства производственно-хозяйственной необходимости и техникоэкономической целесообразности создания АСУ Р. В нем указывается характеристика объекта (в нашем случае — энергохозяйства и энергоремонтного производства предприятия), характер существующей системы управления, функции, задачи и другие вопросы. В процессе составления и отработки ТЭО определяются и устанавливаются перечень и характеристика недостатков в существующей организации и управлении. При оценке ожидаемых технико-экономических результатов указывается, из чего будет складываться источник экономической эффективности от внедрения, каковы ожидаемые затраты. В итоговой части дается принципиальная оценка решения вопроса необходимости создания и внедрения АСУ Р.           
Такой подход к обоснованию внедрения АСУ Р оправдан особенно в том случае, когда энергоремонтное производство решает вопрос самостоятельно в условиях отсутствия АСУ П. Когда функционирование АСУ Р происходит в рамках АСУ П как ее подсистемы, такое обоснование возможно излишне.
Вопросы технического обеспечения АСУ Р включают в себя то, что связано с обеспечением функционирования ее как комплекса технических средств. Это определение и выбор технических средств, инженерное обеспечение работы технических средств (обеспечение энергоносителями, требование к окружающей среде, помещению и т. п.) и т. д.
Вопросы организационного обеспечения включают в себя все те возможные изменения в организационной структуре управления, которые связаны с внедрением АСУ Р (изменение структуры подразделения, штата персонала; установление новых функций и задач, прав и обязанностей; установление различных положений и инструкций и т. п.).
При функционировании АСУ Р как подсистемы АСУ П необходимость в подробной детализации технического и организационного обеспечения и обоснования некоторых Сторон решения этих вопросов может отпасть, так как эти функции могут быть решены в рамках подразделения по АСУ П. В случае же, когда энергетическая служба внедряет АСУ Р как самостоятельную систему, вне связи с АСУ П, необходимость проработки и решения вопросов организационно-технического обеспечения остается. И здесь после обоснования необходимости введения АСУ Р главным является вопрос выбора технических средств.
Для решения двух рассмотренных наших задач и других, им подобных, достаточно микро-ЭВМ. Данные по некоторым типам микроЭВМ приведены в табл. 5.4. К микроЭВМ относятся также такие машины, как СМ-1300, В-7, РПТ (Венгрия) и др.

Рис. 5.11. Структурная схема микроЭВМ типа ДВК
Таблица 5.4. Характеристика некоторых микроЭВМ

Особо следует сказать о микроЭВМ семейства так называемых персональных компьютеров, о диалогово-вычислительном комплексе (ДВК). Это однокристальная МикроЭВМ, предназначенная для массового применения в сравнительно простых вычислительных и управляющих системах, реализованная в одной БИС, содержащей все функциональные блоки микроЭВМ. Структурная схема ДВК показана на рис. 5.11. В качестве устройства сохранения программ и данных в ДВК используется накопитель на гибких минидискетах диаметром 133 мм. На одной дискете можно хранить информацию объемом 50—80 листов текста одиннадцатого формата.
Для получения копий могут использоваться различные печатающие устройства последовательного действия типа термопечатающего устройства с использованием термобумаги или другие печатающие устройства с использованием обычной канцелярской бумаги. Общение оператора происходит через терминал (клавиатура и дисплей) в форме диалога. На экране дисплея можно отобразить 24 строки по 80 алфавитно-цифровых символов в каждой строке.
ЭВМ типа ДВК обладает техническими возможностями, которые ранее были принадлежностью больших машин. При этом она не требует специальных условий работы, габариты позволяют поместить ее на рабочем столе. Поставив на стол рядом устройство связи человека с машиной (терминал), можно оперативно общаться с ней, выполнять соответствующую работу. При необходимости ДВК может быть подключен к более мощным машинам. При использовании микроЭВМ такого класса отпадают требования к размещению, атмосферным условиям, энергообеспечению и т. п. Для нормальной работы микроЭВМ ДВК достаточно обычных условий — рабочего места инженерно-технического работника.
Если применение указанной микроЭВМ как техники не вызывает особых затруднений при эксплуатации, то обслуживание ее для энергетических служб является достаточно сложным вопросом. Необходим определенный персонал для обслуживания ЭВМ (программисты и операторы). При функционировании АСУ Р как подсистемы АСУ П такой вопрос не встает. Вопрос персонала для обслуживания ЭВМ может иметь место при функционировании автономной АСУ Р с широкой номенклатурой решаемых задач. В таком случае следует хорошо оценить степень их будущей загрузки, по крайней мере — загрузки одного специалиста — программиста, так как функции оператора могут быть совмещены им же. В случае функционирования на предприятии АСУ П и решения вопросов программирования задач АСУ Р работниками подразделения по АСУ П будет достаточным введение в штат оператора ЭВМ. В то же время, при относительно небольшом объеме работ для оператора его роль можно вменить в обязанность какого-нибудь инженерно-технического работника ремонтных служб наряду с выполнением им своих обязанностей или в порядке совмещения профессии. Этот же работник может быть назначен и ответственным от ремонтных служб за ведение дел по АСУ Р. Эти новые для него обязанности целесообразно ввести в его должностную инструкцию. Кроме того, он же может быть ответственным за хранение программ, носителей информации, массивов данных, инструкций и т. п., а также за соблюдение правил эксплуатации и сохранность ЭВМ.
В связи с введением на предприятии АСУ Р могут измениться определенным образом функции и задачи ОГЭ предприятия. Это должно найти отражение в соответствующем положении об отделе (ОГЭ), должны быть учтены и изменения во взаимоотношениях с другими подразделениями предприятия. Усиливаются требования к работе ОГЭ и энергоремонтной службе в целом. Становится необходимостью более четкое планирование и соблюдение графика ремонта, выполнение объема ремонтных работ, более четкий учет состояния и движения парка оборудования и т. д.
Объем работ по внедрению АСУ Р на первых порах может быть значительным. Это обстоятельство должно быть учтено с тем, чтобы привлечь к данной работе специалистов по АСУ П (при ее функционировании на предприятии). Кроме того, на эту работу должна быть сориентирована и часть работников ОГЭ на необходимый период. При отсутствии на предприятии АСУ П и необходимых специалистов для выполнения данных работ могут быть привлечены на определенных условиях специалисты из других организаций.
Для более четкого установления объема и порядка выполнения работ по разработке и внедрению АСУ Р на предприятии может быть составлен план организационно-технических мероприятий, который имеет (без привязки к типам ЭВМ и рассмотренным видам задач АСУ Р) следующее содержание:
разработка форм первичных и вторичных документов, отвечающих требованиям организации технического обслуживания и ремонта и требованиям АСУ Р; подготовка нормативно-справочной базы; разработка программ решения задач АСУ Р; составление различных пояснений и инструкций к программам, к входным и выходным документам, документообороту;
испытания и отладка программ;
разработка и составление положений, структур подразделений, должностных инструкций и т. п.;
обучение работников энергетической службы и ремонтного персонала различным аспектам работы в условиях функционирования АСУ Р;
организация опытной эксплуатации.
Представленный перечень организационно-технических мероприятий может быть конкретизирован в зависимости от типа и номенклатуры решаемых задач, вида ЭВМ, местных условий и т. п.
После выполнения плана организационно-технических мероприятий создают комиссию по приемке АСУ Р в эксплуатацию. Приемка в эксплуатацию АСУ регламентируется ГОСТ 24.208—80. Ряд пунктов данного стандарта может быть распространен и на порядок приемки АСУ Р. Однако окончательно устанавливает порядок приемки руководство предприятия (объединения).
О перспективах применения и развития АСУ Р техники предприятий следует сказать следующее. На первых порах предприятие в целом и само подразделение, возможно, понесут небольшие издержки. Однако надо полагать, что это будут временные трудности, за которыми последует повышение опыта работы персонала с АСУ Р, углубление и расширение решаемых задач, экономия средств, времени, а следовательно, и эффект.
Перспективы развития АСУ Р оборудования энергохозяйств промышленных предприятий зависят также от других причин и обстоятельств. Это масштаб ускорения производственно-хозяйственной деятельности предприятий и объединений, степень удовлетворения потребности страны в малой вычислительной технике, переход промышленных предприятий на хозрасчет и самофинансирование, переход на хозрасчет ремонтных подразделении, развитие нормативно-справочной базы ремонтных служб и Системы ТОР ЭО, наконец, отношение руководителей ОГЭ и его инженерно-технического персонала к этому новому, современному направлению совершенствования хозяйственной деятельности вспомогательных, ремонтных служб.