Содержание материала

КАЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В промышленности страны имеется достаточно большой опыт проведения работ по определению технического уровня и качества промышленной продукции, разработаны довольно объективные методы их оценок, которые постоянно совершенствуются. Одним из примеров совершенствования форм организации работы по оценке качества продукции может явиться введение с начала 1987 г. на промышленных предприятиях государственной приемки. Но это распространяется на изготовляемую продукцию и практически не относится к оценке качества отремонтированной ремонтными службами промышленных предприятий техники, технологического оборудования и оборудования энергохозяйства. Вместе с тем вопросы оценки качества технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйств являются важными и актуальными, так как от этого существенно зависят надежностные параметры основного технологического оборудования, а в итоге — эффективность работы всего предприятия.
Несмотря на это, на сегодняшний день нет ни четких показателей для такой оценки, ни даже термина качества технического обслуживания и ремонта оборудования предприятий.
В настоящее время оценка качества технического обслуживания и ремонта оборудования (в том числе и оборудования энергохозяйств) на промышленных предприятиях практически не ведется. Это объясняется многими причинами и в том числе отсутствием установленного термина, соответствующих показателей и т. д. Если качество ремонта еще можно как-то оценивать и измерять, то качество технического обслуживания оценить несколько сложнее из- за того, что границы, формы, порядок и регламент технического обслуживания оборудования энергохозяйства довольно расплывчаты и неоднозначны. Правда, в ремонтных службах предприятий признается важность качества технического обслуживания и ремонта на общую эффективность работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования и техники предприятия, проводится определенная работа по тем или иным ее аспектам.

Так, на большинстве промышленных предприятий при сдаче оборудования и машин в ремонт ремонтной службой составляется дефектная ведомость, в которую последовательно заносят те неполадки и дефекты, которые подлежат устранению при ремонте. Номенклатура и уровень этих неполадок устанавливаются и определяются чаще всего на основе личного опыта и интуиции составителя этой ведомости. Далее, по окончании ремонта и сдачи техники в эксплуатацию проверяется устранение этих дефектов и производится оценка качества ремонта.
Наиболее важной формой работ, направленных на установление качества ремонта, является контроль оборудования на так называемую технологическую точность после ремонта. Это относится чаще всего к основному технологическому оборудованию предприятий. Но принципы и приемы такой проверки могут быть применимы (и применяются) и к оборудованию энергохозяйства. В состав такой проверки одновременно включается ряд следующих контрольных операций.

  1. Проверка общего качества ремонта. Здесь контролируются те параметры, оценка которых может быть определена визуально. Это правильность сопряжения всех узлов и деталей, комплектность, наличие на оборудовании различных указательных надписей, таблиц, режимов работы, схем, предохранительных и блокировочных устройств, приспособлений, ограждений техники безопасности, внешний вид и т. п.
  2. Проверка и оценка работы оборудования на холостом ходу и под нагрузкой. Здесь проверяется правильность и надежность работы оборудования в общем, действие всех органов управления, системы защиты, смазки и т.д.
  3. Проверка и оценка жесткости, вибрации, шума и других параметров оборудования по установленным нормативным документам (при их наличии). Для некоторого оборудования они могут явиться показателями технического состояния и качества ремонта оборудования. Однако для оборудования энергохозяйств таких показателей нет.
  4. Проверка на технологическую точность или проверка основных технических параметров на соответствие паспортным данным. Они могут производиться по всем основным параметрам соответствующего оборудования с применением контрольно-измерительных приборов.

Кроме указанных проверок при оценке качества ремонта оборудования энергохозяйств обычно проводятся работы испытательного характера согласно различным правилам технической эксплуатации и техники безопасности (ПТЭ и ПТБ). Иногда на предприятиях проводится работa по анализу простоев оборудования энергохозяйств, учету и анализу аварий и брака.
Перечисленные контрольные операции и мероприятия являются  действенным средством, направленным на управление качеством ремонта. Но при всем этом они не отражают тех сторон качества ремонта, которые основывались   на принципе измерение — сравнение — оценка.
Для некоторого оборудования энергохозяйства имеются четко установленные объемы и нормы испытаний, которые приурочиваются к тем или иным видам ремонта. Так, например, согласно нормам испытания электрооборудования и аппаратов электроустановок потребителей силовые трансформаторы должны быть подвергнуты следующим видам испытаний и проверок: измерение сопротивления изоляции, измерение тангенса угла диэлектрических потерь изоляции обмоток, измерение сопротивления обмоток постоянному току, проверка коэффициента трансформации, измерение тока и потерь холостого хода, испытания трансформаторного масла и т. д. При этом четко установлены нормы и порядок испытаний.
Для мелких и некоторых других энергоремонтных служб указанная номенклатура и объем испытаний часто не под силу. В таком случае приходится проводить лишь те испытания и проверки, которые могут быть проведены в данных конкретных условиях, или те, которые наиболее важны в настоящий момент для данных условий. Но и при таких четко установленных регламенте и нормах испытаний энергооборудования нельзя сказать, как оценивать качество ремонта по результатам этих испытаний. К этому же следует добавить, что приведенный регламент и нормы испытаний разработаны только для основных видов энергооборудования. Поэтому необходимы какие-то общие показатели и методика для оценивания результатов технического обслуживания и ремонта оборудования энергохозяйства в целом. При установлении таких общих показателей и методики должны быть приняты во внимание кроме ПТЭ и ПТБ и другие действующие нормативные документы, ГОСТ 2.602—68*, ГОСТ 20831—75 и др. При этом рекомендованные ГОСТ 2.602—68* правила оформления и ведения ремонтных документов могут послужить базой при определении и установлении показателей и выработки методологии оценивания качества выполнения ремонтных работ ремонтными службами.