Содержание материала

В последние годы газовая сварка труб малых диаметров (поверхностей нагрева парогенераторов и трубопроводов с условным проходом до 50 мм) полностью вытеснена аргонодуговой и комбинированной сваркой. В связи с этим для кислородной резки металла взамен ацетилена почти повсеместно начали применять дешевый газ-заменитель — пропан-бутан, представляющий отходы производства нефтеперерабатывающих заводов.
При применении пропан-бутана отпала необходимость в сооружении ацетиленовой станции, склада карбида и потребность в карбиде кальция. Стоимость пропан-бутана значительно ниже карбида.
Пропан-бутан доставляется потребителям в баллонах емкостью 40—50 л или в больших емкостях, смонтированных на специальных автомашинах, принадлежащих заводу-поставщику.
Доставка баллонами производится только для небольших объемов монтажных работ, для монтажа же крупных электростанций пропан-бутан доставляется специальными автомашинами.
На строительстве сооружается склад пропан-бутана с несколькими подземными резервуарами емкостью по 2,1 или 4,2ж3.
41
Потребность пропан-бутана рассчитывается по расходу кислорода. На 1 м3 кислорода для резки металла требуется 0,8 л пропан-бутана.
Запас пропан-бутана на складе устанавливается в зависимости от расстояния строительства до завода-поставщика и обычно должен составлять 10—15-суточную потребность.
На рис. 1-9 показан подземный пропан-бутановый склад с тремя резервуарами по 2,1 л3. Каждый резервуар устанавливается па отдельном фундаменте.
Техническая характеристика резервуара сжиженного газа
Рабочая емкость резервуара, м3 . 2,1
Геометрический объем резервуара, м3 ... 2,5
Рабочее давление, кгс/см3 . 10
Температура сжиженного газа, доставляемого в автомобильной цистерне, °C  —         30-+—25
Масса резервуара (без головки управления), кг . .          910

Рис. 1-9. Установка трех подземных резервуаров пропан-бутана емкостью по 2,1 м3.
1 — резервуар; 2 — головка; 3 — ограждение.
Резервуары соединяются между собой трубопроводом как по жидкой, так и по газообразной фазе и должны быть покрыты усиленной гидроизоляцией.

Устанавливается регулятор давления типа ДЦР-1-64 с рабочим давлением от 0,2 до 3,0 кгс/см2  и пропускной способностью от 0,5 до 25 м3/ч.
От склада газовая фаза пропан-бутана подается по трубопроводу к рабочим постам на сборочной площадке и в главном корпусе. Из-за того что пары пропан-бутана тяжелее воздуха, проникший через неплотности газ скапливается в низких точках и может образовывать в соединении с воздухом гремучую смесь. Поэтому следует организовать постоянный контроль за плотностью трубопроводов газа, а в подвальных помещениях главного корпуса устраивать вентиляцию.
Установка резервуаров и трубопроводов пропан-бутана сдается газовой инспекции Госгортехнадзора.

На электростанциях, работающих на природном газе, как показала практика, является рентабельным его использование для кислородной резки металла.
При этом все капитальные затраты сводятся к расходам по прокладке трубопровода природного газа и устройству постов на рабочих местах.
В последние годы получила широкое распространение аргонодуговая и комбинированная сварка. Аргон доставляется в баллонах. Ввиду значительной стоимости аргона и относительно небольшого расхода разводок аргона не делают.

СНАБЖЕНИЕ СЖАТЫМ ВОЗДУХОМ

В Центроэнергомонтаже проводилось технико-экономическое сравнение типов привода для средств малой механизации — пневматического и электрического низкого напряжения повышенной частоты.
Проведенные технико-экономические расчеты показали, что стоимость эксплуатации машин с пневматическим приводом при получении сжатого воздуха от передвижных компрессорных установок более чем в два раза дороже машин с электрическим приводом. Кроме того, при температурах наружного воздуха ниже —10 °C пуск в ход пневматических двигателей затруднен ввиду загустения смазки, поэтому в условиях работы на открытых сборочных площадках требуется их подогрев. Исходя из этих соображений на монтажных участках Центроэнергомонтажа применяется механизированный инструмент с электрическим приводом 36 в и 200 Гц.
Пневматический привод применяется только на легких шлифовальных машинках при работе в тесных местах. Кроме того, сжатый воздух применяется для продувки и прокатки контрольным шаром змеевиков и труб поверхностей нагрева парогенераторов.
Потребность в сжатом воздухе покрывается передвижными компрессорами с устройством местных трубопроводов.