Содержание материала

Опыт монтажа парогенераторов, накопленный в Центроэнергомонтаже в процессе монтажа Конаковской, Костромской и Лукомльской ГРЭС, хотя они выполнялись и не чисто поточным методом, позволяет все же сделать некоторые обобщающие выводы о применении этого наиболее прогрессивного метода.
Основы успешности применения этого метода монтажа должны быть заложены уже при планировании вводов, объемов финансирования, сроков поставки оборудования при подготовке к организации монтажа.
По длительности монтажа и трудоемкости выполняемых работ парогенератор является определяющим объектом в расчетах длительности монтажа всего блока тепловой электростанции. Поэтому от технического уровня составленных и осуществленных па практике проекта организации работ (ПОР) и проекта производства работ (ППР) по монтажу парогенератора зависит успех монтажа всего тепломеханического оборудования ТЭС.
В Центроэнергомонтаже составлению ПОР и ППР придают особо важное значение и привлекают к этой работе не только главных технологов и диспетчеров треста, но и работников монтажных участков.

В процессе осуществления ПОР и ППР па монтажной площадке, конечно, возможны дополнения и изменения в части повышения производительности труда, внедрения новых более прогрессивных методов производства работ и т. п. Но изменять принятую к производству и практически выполненную основную схему монтажа, вносить коренные изменения в уже запущенную в производство технологию, перестраивать весь механизм монтажного участка на другую, даже более высокую организационную структуру при поточно-скоростном методе монтажа совершенно недопустимо, так как такая перестройка связана с большими производственными и экономическими потерями, которые вряд ли будут оправданы на данном монтажном участке.
По опыту Центроэнергомонтажа не следует экономить в порядке «рационализации» на осуществлении мероприятий, заложенных в ПОС и ППР (временные сооружения, сборочные площадки, бытовые корпуса и т. п.), которые имеют своим назначением повышение производительности труда, повышение культуры производства, сохранность оборудования и улучшение условий труда монтажников.
Если не построить своевременно закрытый склад оборудования для мелких деталей (шпильки, металлические прокладки, концевики и т. п.) и мелкой арматуры, это приведет не только к потерям этих деталей и арматуры, но и затрате времени на их розыски, повторное изготовление или доставку с заводов.
Необоснованная экономия на нескольких тысячах квадратных метрах разгрузочных площадок может привести к необходимости разгрузки оборудования «кострами» или под откос, его порче и потере. Средства и время, потерянное на исправление дефектов, нередко превышают во много раз экономию на складских помещениях.
Столь же неоправданна экономия на одном-двух автобусах, которые могли бы вовремя доставлять рабочих на работу и с работы, на посадочных местах в рабочей столовой, на подъездных путях к объектам работ и т. д.
Обязательным условием обеспечения успешного, проводимого на высоком организационном и техническом уровне монтажа технологического оборудования котельного цеха является хорошо проведенная инженерная подготовка производства. Технический прогресс вносит коренные изменения в технологию монтажных работ. Сравнительно высокая степень заводской готовности оборудования парогенератора, укрупнение поставочных блоков в монтажные — предельной массы и габаритов, максимальная механизация монтажных операций превращают технологический процесс монтажа в комплексно-механизированный, с относительно небольшим объемом монтажа россыпи.
Дальнейшее увеличение производительности труда, сокращение продолжительности монтажа и трудозатрат неразрывно связаны со специализацией монтажных бригад, усовершенствованием технологических процессов монтажа и широким внедрением новых способов планирования и управления производственными процессами.
При этом решающее значение имеет степень инженерной подготовки производства к монтажу.
В тресте Центроэнергомонтаж принято начинать инженерную подготовку с учета опыта монтажных участков других трестов, где производится монтаж аналогичного оборудования. Для этой цели линейный персонал и работники управления треста командируются па эти объекты. Таким образом, элементы передового опыта других монтажных участков своевременно выявляются и внедряются в системе треста.
Проект производства работ, технологические карты и такелажные схемы по сборке блоков и монтажу котлоагрегатов обсуждаются на техсоветах монтажных участков, где, как правило, вносятся дополнения и изменения, которые затем, по согласованию с проектной организацией, внедряются в производство работ.
В случае монтажа головных образцов оборудования работники Центроэнергомонтажа и монтажных участков в период проектирования оборудования выезжают на котлостроительные заводы, где принимают участие в рассмотрении конструкции оборудования для улучшения его монтажной технологичности и увеличения коэффициента его поставочной блочности.
Комплекс работ инженерной подготовки производства на монтажном участке включает в себя помимо подготовки к выполнению работ в соответствии с ПОР и ППР самые различные организационно-технические мероприятия, например:
Это — разработка оптимальной организационной структуры котельного цеха, создание условий для поддержания высокой культуры производства, чистоты и порядка рабочих мест, укомплектование и подготовка к содержанию на надлежащем уровне инструментального хозяйства, разработка схем подачи основных элементов оборудования и материалов в монтаж и т. п.
Это — подготовка монтажников к выполнению предстоящих работ, с тем, чтобы каждый из них усвоил конструктивные особенности парогенератора, его отдельных узлов и поставочных блоков и способы их сборки в монтажные, изучил технологические карты на монтаж, четко представлял себе разбивку парогенератора на монтажные блоки, технологическую последовательность монтажа блоков парогенераторов и отдельных его узлов. Это, наконец, разработка в соответствии с нормативами трудозатрат реальных бригадных графиков.
Чем полнее и качественнее осуществится инженерная подготовка производства, тем успешнее будет проведен монтаж.
Не меньшее значение для успешности монтажа парогенераторов имеет создание на монтажных участках отделов подготовки производства, которые начинают свою деятельность обычно до начала монтажных работ и охватывают своей деятельностью практически все сферы инженерной подготовки работ.
Отделы подготовки производства включают в себя технологическую, проектно-сметную и комплектовочную группы.
В функции технологической группы входит:
изучение технической документации и условий производства монтажных работ на объекте;
контроль за практическим осуществлением на месте всех положений ПОР и ППР;
проработка рекомендаций по совершенствованию технологии монтажа применительно к местным условиям;
контроль за осуществлением заданной технологии монтажа основного и вспомогательного оборудования;
составление пообъектных графиков и расчет потребности в рабочих для производства отдельных видов работ и по объектам.
Задачами проектно-сметной группы являются: отбор и учет проектно-сметной документации; проверка и согласование смет;
составление и согласование единичных расценок: обеспечение своими силами или через НИС укрупненными калькуляциями на производство работ по отдельным узлам и агрегатам;
составление проектов организации труда своими силами или через НИС, внедрение и контроль за его выполнением;

обсчет фактических трудозатрат по видам работ и объектам и их анализ своими силами или совместно с НИС.
Создание проектно-сметной группы приобретает еще большее практическое значение при переходе на поэтапные расчеты за выполненные объемы.
Комплектовочная группа осуществляет:
контроль за размещением заказов и сроками поставки оборудования и материалов;
связь с заказчиком и заводами-изготовителями через заказчика по вопросам сроков поставки, комплектности и блочности поставляемого оборудования;
подбор и составление комплектовочных ведомостей на монтируемое оборудование и материалы поставок заказчика, генподрядчика и собственного обеспечения;
составление хвостовых ведомостей на недостающее оборудование и материалы;
контроль и непосредственное руководство отделом оборудования по вопросам комплектации, приемки, хранения и подачи в монтаж оборудования по заявкам цехов;
контроль за работой прорабов и мастеров по комплектации рабочих мест необходимым оборудованием и материалами;
оформление и контроль выполнения заданий монтажными механическими мастерскими;
учет поступающих и выдаваемых в монтаж оборудования и материалов.
Отдел оборудования работает под техническим руководством и контролем группы комплектации ОПП и занимается приемкой оборудования, складированием и хранением его, комплектацией оборудования по узлам и подачей его в монтаж. В состав отдела оборудования кроме такелажных бригад входят бригады по комплектации оборудования по узлам.
Такие функции отдела оборудования позволяют освободить монтажные бригады от несвойственных им работ по подбору и комплектации оборудования и отдельных деталей, поступающих россыпью, в связи с чем сокращаются трудозатраты квалифицированных рабочих монтажных бригад. Ликвидируются простои бригад из-за неполной и несвоевременной комплектации объектов. Организуется планомерное обеспечение работ необходимыми монтажными ресурсами. Причем линейные ИТР освобождаются от поисков оборудования и затрат по обеспечению рабочих мест монтажников необходимым оборудованием и материалами, и их внимание сосредоточивается на техническом руководстве монтажом.
При выполнении монтажных работ необходимы жесткая производственная дисциплина, тщательная увязка и неуклонное выполнение принятых сроков строительных и монтажных работ, находящихся на критическом пути. Сроки поставки оборудования  и сборка его в монтажные блоки должны быть подчинены ритму поточного монтажа.
Шаг потока монтажа выбирается на основе технико-экономических расчетов. Для однотипных парогенераторов производительностью 950 т/ч при сооружении ТЭС с нуля шаг, видимо, должен быть переменным: на первые агрегаты приблизительно 5 мес., а для последующих, когда будет полностью отработана технология сборки блоков и монтажа, 4 мес. (~ 0,5 продолжительности монтажа, т. е. так, чтобы в процессе монтажа одновременно находились не более двух парогенераторов). Такой шаг потока монтажа, по нашему мнению, является оптимальным. Дальнейшее сокращение шага потока при современном уровне монтажной техники, существующих компоновках ТЭС и коэффициенте поставочной блочности оборудования может привести к штурмовщине и переработке урочных часов, потребует перевода всего коллектива монтажного участка на семидневную рабочую неделю ио скользящему графику при трехсменной работе на все время монтажа ТЭС, что приведет к увеличению коллектива монтажников по сравнению с нормальной пятидневной рабочей неделей на 40%, а следовательно, и к соответствующему увеличению жилого фонда, объема временных сооружений и производственных фондов монтажного участка.
Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что чрезмерное сокращение шага потока приводит к взаимным помехам из-за перегрузки фронта работ и, как следствие этого, к понижению производительности труда, увеличению количества несчастных случаев, к снижению качества работ, большому количеству недоделок в строительной и монтажной частях, применению временных, необоснованных пусковых схем (пуск в эксплуатацию отдельных агрегатов по сокращенным программам водно-кислотных промывок; без начинки электрофильтров электродами; при работе парогенераторов по временным газоходам или на временную металлическую трубу с пониженной нагрузкой из-за неготовности дымовой трубы; пуск блоков, работающих на твердом топливе, на мазуте от растопочного мазутохозяйства с минимально допустимой нагрузкой из-за неготовности топливоподачи и т. д.
Одним из условий возможности сокращения продолжительности монтажа является использование мостовых кранов котельной. Поэтому очень важно заблаговременно составить график распределения кранов по агрегатам и видам работ и в процессе работ строго его соблюдать. Как показала практика, пределом насыщения помещения котельной мостовыми кранами является установка трех мостовых кранов, из которых: два крана грузоподъемностью 30—50 тс предназначены для монтажа основных тяжелых блоков и один кран меньшей грузоподъемностью с увеличенными скоростями подъема крюка, передвижения тележки и моста крана — для подъема деталей, монтируемых россыпью.
Установка четвертого мостового крана неоправданна, так как в этом случае крапы запирают друг друга, возникают длительные простои, ухудшается использование и теряется оперативность.
Наиболее эффективное использование мостовых кранов достигается в том случае, когда установка блоков на место обеспечивается в минимально короткие сроки. Поэтому работы по монтажу блоков должны производиться в три смены, без выходных дней, но скользящему графику.
Работа бригад па сборке блоков и монтаже парогенераторов должна оплачиваться, как правило, по укрупненным аккордным нарядам, с приложением калькуляций. Форма оплаты труда по укрупненным нарядам очень эффективна и потому, что освобождает линейный персонал от составления бесчисленного количества нарядов и дает ему возможность заниматься своими прямыми обязанностями — организацией и технологией производства, заботиться о повышении качества монтажа и полноценной загрузке бригад.
При поточном монтаже необходима четкая специализация бригад. Создание специализированных бригад приводит, как показала практика, к увеличению производительности труда па 15—20%, а также повышает культуру производства и качество работ.
Как показал опыт, наиболее целесообразной формой организации труда па монтаже блоков парогенератора является создание одной бригады численностью 36—40 чел. составленной из четырех обычных бригад по 8 -10 чел, каждая, работающих в три смены по скользящему графику. Расчет этой бригады по наряду — котловой.
В целях обеспечения поточного монтажа оборудованием строго по графику функции приемки, складирования, хранения и подачи в монтаж технологического оборудования, хранения и подачи в монтаж технологического оборудования ТЭС целесообразно возложить на монтажные организации. Это мероприятие намного упорядочивает комплектование и подачу в монтаж оборудования по заявкам цехов.
Проектные организации уделяют мало внимания вопросам культуры производства монтажа. Да и сами строительно-монтажные организации нередко в погоне за мнимой экономией средств и времени недооценивают влияния культуры производства на повышение производительности труда, относятся к этому вопросу как к второстепенному, направляя все свои усилия непосредственно на прямую задачу — выполнение плана и ввода в необходимые сроки новых мощностей, забывая при этом, что при отсутствии должной культуры производства все это дается гораздо большими усилиями и трудозатратами.
Культура производства это, прежде всего чистота и освещенность рабочих мест; наличие грузопассажирских лифтов, инвентарных подвесных лесов, люлек, подмостей, талрепов с телескопическими надставками из труб, контейнеров для обрезков металла, мусоропроводов, пеналов сварщиков для электродов и огарков, инструментальных сумок для слесарей-монтажников, форменной, унифицированной спецодежды, обязательное ношение касок; связь бригадиров и стропальщиков с крановщиками мостовых крапов посредством портативной радиоаппаратуры.
Существует ряд вопросов, которые на первый взгляд не имеют прямого отношения к культуре производства и относятся больше к организационным неполадкам стройки. Однако нельзя не учитывать, что всякая организационная неустроенность, отсутствие порядка и твердо налаженного режима конечно характеризуют и уровень культуры данного производства.
Пассажирский транспорт рабочих. К косвенным факторам, определяющим культурный уровень, относится организация пассажирского транспорта рабочих. К началу монтажа крупных ТЭС очень часто не успевают построить достаточное количество жилья для расселения не только семейных рабочих, но и общежитий для одиночек, в результате чего приходится расселять монтажников в домах частного сектора, в округе до 20—50 км, и доставлять их на работу и с работы на автотранспорте строительства. Так было в свое время на монтажах Томь-Усинской и Беловской ГРЭС, на монтажах Омской ТЭЦ-3 и Курганской ТЭЦ, а в недавние времена на Лукомльской, Костромской, Ладыжинской, Запорожской, Углегорской ГРЭС и др.
Необеспеченность надежно налаженным транспортом для доставки монтажников в любую смену к месту работы совершенно очевидно вызывает большие прямые (опоздания на работу) и косвенные (снижение производительности труда) производственные потери.
Организация питания рабочих. Большие расстояния до столовой от рабочих мест, недостаточное количество в столовой посадочных мест, плохое приготовление пищи и некультурное обслуживание рабочих отрицательно влияют на производительность труда. Совершенно другая картина наблюдалась на монтаже Ладыжинской и Запорожской ГРЭС, где столовые были построены рядом с монтажной площадкой, в них было обеспечено достаточное количество посадочных мест, хорошее приготовление пиши, четко организована раздача — таким образом, сведены до минимума потери ' рабочего времени.
Туалеты и питьевые фонтанчики. Расточительно много времени на монтажах теряется из-за того, что проектные организации не уделяют достаточно внимания размещению па строительно-монтажных площадках и непосредственно на монтаже основного оборудования туалетов и питьевых точек. Да и сами строительно-монтажные организации, видимо, не придают большого значения созданию на рабочих местах нормальных условий, ведь только на этом внутрисменные потери рабочего времени достигают 5—6%.
Особенно ощутимы эти потерн на монтаже современных парогенераторов, высота которых достигает более 60 м. Спуск и подъем на верхние отметки при отсутствии туалетов и питьевых точек на рабочих местах занимает много рабочего времени. Пока, к сожалению; только на монтаже Рязанской ГРЭС предпринимаются первые попытки осуществления на различных отметках деаэраторно-бункерного отделения туалетов и питьевых фонтанчиков.
За рубежом санитарно-бытовые благоустройства монтажников на рабочих местах подвергались тщательному исследованию, и в настоящее время, например, в ФРГ и США на определенных высотных отметках монтажа основного оборудования парогенераторов оборудуются туалеты и питьевые точки. При этом подъем людей на свои рабочие места осуществляется эскалатором, который с утра работает только наверх и переключается на работу вниз лишь в обеденный перерыв и после окончания рабочей смены.

На монтаже парогенератора № 6 на Костромской ГРЭС все перечисленные выше мероприятия, касающиеся непосредственно монтажа парогенератора и характеризующие высокий уровень культуры производства, были осуществлены и проводились в течение всего времени монтажа парогенераторов в полной мере. Здесь в любое время суток можно было подняться па любую отметку парогенератора и не встретить на рабочих местах обрезков металла или мусора, монтажников без спецовки или без каски, срезанных ограждений площадок и лестниц или небрежно сколоченных подвесных лесов, временных самодельных неинвентарных мостиков и т. д. Высокая культура производства в немалой степени способствовала успешному завершению монтажа парогенератора № 6 паропроизводительностью 950 т/ч в рекордно короткий срок— 120 календарных дней.