Содержание материала

РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ
ПРОВОДА АВИАЦИОННЫЕ, АВТОМОБИЛЬНЫЕ И ТРАКТОРНЫЕ

11-1. НОМЕНКЛАТУРА

Для монтажа высоковольтной системы зажигания двигателей и электрической сети низкого напряжения в самолетах, автомобилях и тракторах применяют провода высокого в низкого напряжения.
Номенклатура проводов приведена в табл. 11-1.

11-2. САМОЛЕТНЫЕ ПРОВОДА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Провода высокого напряжения изготовляют с резиновой и полихлорвиниловой изоляцией. Их подразделяют на провода для самолетных двигателей и провода для автотракторных двигателей.
Провода зажигания серии ЛВС (ПВС-5, ПВС-7, ПВC-9, ПВС-11) имеют одинаковую конструкцию  и отличаются лишь толщинами изоляции и оболочки (рис. 11-1).

Рис. 11-1. Поперечный разрез проводов ПВС.
Токопроводящую жилу изготовляют из семи скрученных проволок из нержавеющей стали диаметром 0,3 мм с разрывным усилием не более 90 кГ/мм2 при удлинении не более 20%. Поверх токопроводящей жилы последовательно накладывают слои герметизирующего состава, полупроводящей резины, изоляционной резины типа РТИ-1, редкую оплетку из стекловолокна (в качестве каркаса) и оболочку из маслостойкой резины типа РШН-2 (провод марки ПВС-11 слоя полупроводящей резины не имеет).
Прочность сцепления изоляции с жилой характеризуется усилием вытягивания жилы из образца провода длиной 60 мм, которое не должно быть менее 8 кГ.
В табл. 11-2 приведены наружные диаметры, толщины оболочек и вес проводов серин ПВС.
Строительная длина проводов марки ПВС 15 м.

Таблица 11-1
Авиационные, автомобильные и тракторные провода

Продолжение табл. 11-1

Продолжение табл. 11-1

Провода марок ПВС-5 и ПВС-7 в готовом виде испытывают после пребывания в воде в течение 3 ч при 10—25° С переменным напряжением 18,5 кВ в течение 5 мин, а провода марок ПВС-9 и ПВС-11 — напряжением 25 кВ.
Образцы проводов ПВС-5 и ПВС-7 после выдержки в чистой воде при +85±3°С в течение 4 ч, а затем в 5%-ном растворе соли в течение 30 мин испытывают в течение 5 мин переменным напряжением 15 кВ, а провода марок ПВС-9 и ПВС-11 —18,5 кВ.
Таблица 11-2
Основные конструктивные данные проводов серии ПВС

Подвешивание на 1 мин груза весом 32 кГ на натянутый прокол не вызывает нарушения целости токопроводящих жил, изоляции и оболочки.
Образцы проводов после двухкратного навивания в противоположных направлениях под тяжением груза весом 4,5 кГ в навитом состоянии на стержень диаметром 30 мм под тяжением груза весом 2,3 кг выдерживает трехкратное воздействие тепла и агрессивных сред и испытание напряжением после каждого из следующих циклов:

  1. выдерживание в термостате при + 120±3°С в течение 5 ч и в подсоленной воде при + 50±2°С в течение 18 ч;
  2. вторичное выдерживание тех же образцов в термостате при Н2О±3°С в течение 5 ч и в минеральном масле при +90±3°С к течение 18 ч;
  3. третье выдерживание образцов в термостате при 120±3°С в течение 5 ч и в керосине при комнатной температуре в течение 18 ч.

После охлаждения (после каждого цикла) в течение 1 ч образцы проводов ПВС-5 и ПВС-7 испытывают переменным напряжением 15 кВ, а проводов ПВС-9 и ПВС-11 напряжением 18,5 кВ. Напряжение прикладывают между стержнем и жилой после первых двух циклов в течение 30 мин, а после третьего цикла в течение 2 ч.
Образцы проводов ПВС-5 и ПВС-7, навитые на металлический стержень диаметром 30 мм под тяжением груза весом 2,3 кг, погруженные в сосуд с минеральным маслом, нагретым до 90±3°С, на 40 ч и после охлаждения до комнатной температуры выдерживают испытание напряжением 15 кВ в течение 2 ч, а образцы проводов ПВС-9 и ПВС-Н — напряжением 18,5 кВ.
Образцы проводов ПВС-5 и ПВС-7, испытанные на стержне диаметром 30 мм, выдерживают без повреждения оболочки нависание на стержень диаметром 12 мм в направлении, противоположном первоначальному, а образцы проводов ПВС-9 и ПВС-11 — на стержень диаметром 20 мм.
На оболочке провода не образуется трещин при навивании на стержень диаметром 25 мм в камере холода при —35±2°С.
На поверхности проводов не появляется вздутий после выдерживания образцов в термостате при 150° С в течение 1 ч.
Провода зажигания марок ПВЛ и ПВЛЭ изготовляют с токопроводящими жилами, состоящими из 19 медных луженых проволок диаметром 0,28 или 0,30 мм. Для изоляции применяют резину РТИ-1. Поверх изоляции накладывают оплетку из хлопчатобумажной пряжи и покрывают нитроцеллюлозным лаком.
Провода ПВЛЭ поверх лакированной оплетки снабжены оплеткой из медных луженых проволок диаметром 0,15—0,2 мм плотностью не менее 90%. Наружные диаметры и вес проводов приведены в табл. 11-3. Строительная длина проводов ПВЛ не менее 15 м, а ПВЛЭ не менее 7 м.
Провода марок ПВЛ и ПВЛЭ испытывают переменным напряжением 18 кВ в течение 5 мин. Пробивное напряжение проводов не менее 25 кВ. Провода проверяют на озоностойкость путем приложения переменного напряжения 15 кВ в течение 2 ч.

Таблица 11-3
Основные конструктивные данные проводов серии ПВЛ и ПВВ

Лаковую пленку проводов подвергают воздействию поверхностного разряда путем приложения переменного напряжения 18 кВ в течение 1 мин.
Лаковая пленка выдерживает изгибание образцов проводов на 180° вокруг стержня диаметром 13 мм после нахождения образцов проводов в термостате при 125±3° С в течение 5 ч.
Лаковая пленка проводов не набухает после нахождения образца провода в воде при комнатной температуре в течение 24 ч.
Провода сохраняют эластичность после выдерживания их в течение 7 ч в минеральном масле, нагретом до 85—90° С.
Эластичность лаковой пленки образцов провода сохраняется после выдерживания в камере холода при —60° С в течение 3 ч.
Теплостойкие провода зажигания марки ПВСТ. Токопроводящая жила провода марки ПВСТ состоит из 7 медных проволок диаметром 0,37 мм; поверх жилы накладывают изоляцию из фторопласта-4 радиальной толщиной 1,25 мм и оплетку из стекловолокна плотностью не менее 90%, покрытую кремний-органическим лаком К-44 или К-47.
Наружный диаметр провода ПВСТ минимальный 3.36 мм и максимальный 4,56 мм. Вес провода 32 кг/км. Строительная длина провода не менее 10 м.
Провод марки ПВСТ в готовом виде выдерживает испытание напряжением 20 кВ на аппарате сухого испытания. Кроме того, два образца от каждого сдаваемого километра провода испытывают на пробой переменным напряжением, величина которого должна быть не ниже 35 кВ.

11-3. АВТОМОБИЛЬНЫЕ И ТРАКТОРНЫЕ ПРОВОДА ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ

Провода зажигания марок ПВЛ-1 (рис. 11-2). ПВЛ-2 и ПВЛ-3. Токопроводящая жила проводов ПВЛ состоит из 19 скрученных медных проволок диаметром 0,28 или 0,3 мм. Верхний повив жилы состоит из луженых проволок, на верхний повив накладывают изоляцию из резины типа РТИ-1 толщиной 5,5 леи, и оплетку из хлопчатобумажной пряжи плотностью не менее 90%, покрытую нитроцеллюлозным лаком. Для обозначения года выпуска в оплетку вводят прядь обусловленного цвета. Провода марки ПВЛ-1 покрывают лаком черного цвета, провода других марок — натурального цвета.
Провода марок ПВЛЭ, ПВЛЭ-1, ПВЛЭ-2 и ПВЛЭ-3 поверх лакированной оплетки снабжены экраном из медных луженых прополок диаметром 0.15—0.2 мм плотностью не менее 90%.
Наружные диаметры и вес проводов приведены в табл. 11-3.
Строительная длина проводов марок ПВЛ-1, ПВЛ-2 и ПВЛ-3 — 15 ч, проводов марок ПВЛЭ-1, ПВЛЭ-2 и ПВЛЭ-3 —7 м.

Рис. 11-2. Провод марки ПВЛ.
Провода марок ПВЛ-1, ПВЛ-2, ПВЛ-3, ПВЛЭ-1, ПВЛЭ-2 и ПВЛЭ-3 до наложения хлопчатобумажной оплетки испытывают переменным напряжением 15 кВ в течение 5 мин после 12 ч пребывания в воде при +25° С. Кроме того, образцы проводов после наложения лаковой пленки (экранированные до наложения экрана) испытывают переменным напряжением 20 кВ в течение 5 мин после 6 ч пребывания в воде.
Образцы проводов ПВЛ-I и ПВЛЭ-1 выдерживают испытание на корону переменным напряжением 20 кВ в течение 2 ч, а провода ПВЛ-2, ПВЛ-3, ПВЛЭ-2 и ПВЛЭ-3 — напряжением 15 кВ.
Образцы провода ПВЛ-1 после выдержки в термостате при 85—90° С в течение 24 ч, провода марки ПВЛ-2 —20 ч, провода ПВЛ-3 — 10 ч (после охлаждения при комнатной температуре в течение 30 мин) выдерживают испытание на изгибание на 180° вокруг стержня диаметром 13 мм для провода марки ПВЛ-1 и 20 мм для проводов марок ПВЛ-2 и ПВЛ-3.
Образцы провода выдерживают без образования трещин изгибание на 180° вокруг стержня диаметром 100 мм при —10° С после выдержки их в течение 90 мин при той же температуре и при —60° С в течение 3 ч. Вынутые из камеры холода образцы проводов, промороженные в течение 3 ч при —60° С, после 30 мин отдыха при комнатной температуре выдерживают без появления трещин изгибание на 180° вокруг стержня диаметром 7,5 мм для провода марки ПВЛ-1 и 13 мм для проводов марок ПВЛ-2 и ПВЛ-3.
На поверхности проводов не образуются трещины и не происходит проникновение масла через лакированную оплетку после погружения образцов в нагретое минеральное масло с последующим изгибанием на 180° вокруг стержня (табл. 11-4).

Таблица 11-4
Условия испытания маслостойкости проводов

Провод марки ПВВ (рис. 11-3) имеет токопроводящую жилу, состоящую из 19 медных луженых проволок диаметром 0,28 мн, скрученных с шагом не более 20 мм. Жилу изолируют полихлорвиниловым пластикатом черного, коричневого или синего цвета по ВТУ МХП 1535-47 толщиной не менее 2,66 мм. Защитного покрова провод не имеет.
Провод марки ПВВО имеет неметаллическую жилу, представляющую собой чулок из хлопчатобумажных нитей, пропитанных полупроводящим составом. Жилу изолируют полихлорвиниловым пластикатом черного, коричневого или синего цвета без наружного защитного покрытия.
Такой провод обладает повышенным распределенным сопротивлением, которое поглощает импульсы тока при работе системы зажигания, сокращая возникающие радиопомехи. Эти про

Рис. 11-3. Поперечный разрез провода марки ПВВ.
вода заменяют сосредоточенные сопротивления на автомашинах для подавления радиопомех.
Наружные диаметры и вес проводов ПВВ и ПВВО приведены в табл. 11-3.
Строительная длина проводов не менее 15 м.
Провода с полихлорвиниловой изоляцией марок ПВВ и ПВВО испытывают в бухтах переменным напряжением 15 кВ в течение 5 мин после 6 ч пребывания в воде при +25°С. Пробивное напряжение проводов при плавком повышении приложенного переменного напряжения не менее 30 кВ.
На образцах проводов не появляется разрывов и трещин, видимых невооруженным глазом, после выдержки их в холодильной камере при —35° С в течение 1 ч с последующим изгибанием на 180° вокруг стержня диаметром 50 мм при той же температуре.
Поверхность образцов проводов остается без каких-либо изменений после выдержки в термостате при 150° С в течение 1 ч.
Образцы проводов выдерживают испытание переменным напряжением 15 кВ, приложенным между жилой провода и стержнем в течение 2 ч, после нахождения в среде минерального масла при 90±3°С в течение 40 ч.
Образцы проводов, навитые на стержень, выдерживают испытание переменным напряжением 15 кВ в течение 30 мин после нахождения в термостате при 120±3°С в течение 5 ч.
Эти образцы после нахождения в термостате при 12О±3°С в течение 5 ч и минеральном масле при 90±3°С в течение 18 ч выдерживают испытание переменным напряжением 15 кВ в течение 30 мин. Эти же образцы после нахождения в термостате при ГЛ)±3°С в течение 5 ч и в бензиле при комнатной температуре и течение 18 ч выдерживают испытание переменным напряжением 15 кВ в течение 2 ч.
Омическое сопротивление жилы провода марки ПВВО, измеренное при 15—25 С, находится в пределах 15 000—40 000 Ом/м. Величина сопротивления постоянному току не уменьшается более чем на 35% при повышении температуры до +80° С и не увеличивается более чем на 15% при понижении температуры до —40° С.
При перегибе провода через стержень диаметром, равным 5 D, сопротивление жилы изменяется не более чем на ±10%.