Содержание материала

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ПОДШИПНИКОВ
Проверка состояния подшипников до пуска ЭМ сводится к контролю наличия достаточного количества смазки нужной марки, проверке системы маслоподачи и охлаждения, аппаратуры теплового и вибрационного контроля. Проверяется возможность свободного вращения ротора путем его проворота. Проворот ротора крупных электрических машин может проводиться вручную, с помощью рычага и домкрата, а также с помощью крана, натягивающего свободнонамотанный (незакрепленный на валу) трос [0.9J.
При провороте должны выполняться требования техники безопасности, исключающие возможность включения электрических машин.
После кратковременного включения электрических машин на пониженное напряжение (толчка) и разгона ротора до небольшой частоты вращения следует на выбеге проверить с помощью стетоскопа отсутствие ненормальных шумов, вызванных ударами, цеплянием, сухим трением в деталях опоры и г. п. В процессе последующего выхода на номинальную скорость нужно непрерывно контролировать нагрев вкладышей или наружных обойм подшипников качения, крышек-фланцев уплотнений, смазки, а также уровень вибрации.
Для отработки конструкции подшипников, проведения указанных выше пусконаладочных работ и контроля в эксплуатации следует рекомендовать метод контроля режима трения — проверка достаточности толщины масляной пленки по измерению ее электрического сопротивления [2.13]. Для этой цели к валу через щетку и к корпусу ЭМ подводится напряжение порядка 100 мВ постоянного тока, не способное привести к пробою пленки. Измерение небольшого (в миллиамперах) тока через подшипник позволяет установить режим трения, в котором он работает.
При непосредственном металлическом контактировании тел качения и беговой дорожки имеет место сухое трение, при полном разделении вершин микронеровностей масляной пленкой имеет место нормальный для работы подшипника гидродинамический режим. В первом случае измерительный ток проходит через подшипник, во втором — практически отсутствует. Если толщина масляной пленки недостаточна, то на определенной части оборота вала может иметь место металлический контакт. Метод позволяет определять часть полного оборота вала, в течение которого этот контакт отсутствует ("фактор ОМК").
Очевидно, что длительная работа подшипника невозможна, если ОМК < 100%. Измерение ОМК позволяет подбирать нужный смазочный материал, отрабатывать конструкцию и технологию изготовления электрических машин. В процессе пуска наблюдается постепенное увеличение ОМК. Частота вращения, при которой тела качения "всплывают" на смазку, может служить дополнительной оценкой выбранного смазочного материала.
Для электрических машин с неизолированными подшипниками методом контроля сопротивления смазочной пленки проверяются оба подшипника одновременно.
Другим прибором, который следует рекомендовать для контроля состояния подшипников качения при установившейся частоте вращения, является индикатор состояния подшипников ИСП-1 (см. гл. 7), измеряющий уровень вибрации, возбуждаемой ударными процессами в подшипниках [2.12].