К, Т, М — испытания производятся в сроки, устанавливаемые системой ППР

1

2

3

4

16.1. Измерение

 

У электродвигателей мощностью более 5

Сопротивление изоляции измеряется мегаомметром на

сопротивления

 

МВт измерения производятся в соответствии

 

изоляции.

 

с установленными нормами и инструкциями

напряжение:

 

 

заводов-

500 В — у электродвигателей на

 

 

изготовителей.

пряжением до 500 В; 1000 В — у

 

 

 

электродвигателей напряжением

 

 

 

до 1000 В; 2500 В — у

 

 

 

электродвигателей напряжением

 

 

 

выше 1000 В.

1) обмоток ста

К,Т

Сопротивление изоляции должно быть не

Значения сопротивлений

тора, у электро-

 

ниже

относятся

двигателей на

 

значений, приведенных в табл. 14.

ко всем видам изоляции.

напряжение вы

 

 

 

ше 1000В или

 

 

 

мощностью от

 

 

 

1 МВт до 5 МВт;

 

 

 

2) обмоток

К, Т

Сопротивление изоляции обмоток должно

 

статора, у

 

быть

 

электродвигателе

 

не менее 1 МОм при температуре 10-30 град.

 

на

 

С,

 

напряжение

 

а при температуре 60 град. С — 0,5 МОм;

 

до 1000В;

 

 

 

1

2

3

4 1

3) коэффициент

К, Т

Значение К60/К15 должно быть не ниже 1,3

Производится мегаомметром на

абсорбции (от-

 

уэлектродвигателей с термореактивной

напряжение 2500 В для

ношение

 

изоляцией и не ниже 1,2 у электродвигателей

 

К60/К15) обмо

 

с микалентной компаундированной изоляцией.

электродвигателей мощностью от 1 до 5МВт, а

ток статора элек

 

 

 

тродвигателей

 

 

также меньшей мощности для

напряжением

 

 

элек-

выше 1000 В;

 

 

тродвигателей наружной

 

 

 

установки с

 

 

 

микалентной компаундированной

 

 

 

изоляцией.

4) обмоток

К, Т

Сопротивление изоляции должно быть не

Производится у синхронных электродвигателей и асинхронных

ротора;

 

менее

 

 

 

0,2 МОм.

электродвигателей с фазным рото

 

 

 

ром напряжением 3 кВ и выше

 

 

 

или мощностью более 1 МВт

 

 

 

мегаомметром на напряжение

 

 

 

1000 В (допускается 500 В).

5) термоиндика-

К

Не нормируется.

Производится мегаомметром на

торов с соедини-

 

 

напряжение 250 В.

тельными про-

 

 

 

водами;

 

 

 

6) подшипников.

К

Не нормируется.

Производится у

 

 

 

электродвигателей напряжением 3

 

 

 

кВ и выше, подшипники которых

 

 

 

имеют изоляцию относительно

 

 

 

корпуса, производятся

 

 

 

относительно фундаментальной

 

 

 

плиты при полностью собранных

 

 

 

маслопроводах мегаомметром на

 

 

 

напряжение 1000 В при ремонтах

 

 

 

с выемкой ротора.

1

2

3

4

16.2. Оценка состояния изоляции обмоток электродвигателей перед включением.

К

Электродвигатели включаются без сушки, если значения сопротивления изоляции обмоток и коэффициента абсорбции не ниже значений, приведенных в п. 16.1.

 

16.3. Испытание
повышенным
напряжением
промышленной
частоты.

К

Значение испытательного напряжения принимается по табл. 15.

По решению технического руководителя Потребителя испытание электродвигателей напряжением до 1000 В может не производиться.

16.4. Измерение сопротивления постоянному току:

  1. обмоток статора и ротора;
  2. реостатов и пускорегулиро- вочных резисторов.

К

Измеренные значения сопротивлений различных фаз обмоток, приведенные к одинаковой температуре, не должны отличаться друг от друга и от исходных данных более чем на± 2%. Сопротивление не должно отличаться от исходных значений более чем на ± 10%.

Производится у
электродвигателей напряжением 3 кВ и выше, сопротивление обмотки ротора измеряется у синхронных двигателей и электродвигателей с фазным ротором.
У электродвигателей напряжением 3 кВ и выше производится на всех ответвлениях. У остальных измеряется общее сопротивление реостатов и пусковых резисторов и проверяется целостность отпаек.

16.5. Измерение зазоров между сталью ротора и статора.

К

У электродвигателей мощностью 1000 кВт и более, у всех электродвигателей ответственных механизмов, а также у электродвигателей с выносными подшипниками скольжения размеры воздушных зазоров в точках, расположенных по окружности ротора и сдвинутых относительно друг друга на угол 90 град., или в точках, специально предусмотренных при изготовлении электродвигателя, не должны отличаться более чем на 10 % от среднего размера.

Производится, если позволяет конструкция электродвигателя.

16.6. Измерение зазоров в подшипниках скольжения.

К

Увеличение зазоров в подшипниках скольжения сверх значений, приведенных в табл. 30 (Приложение 3.1) ПТЭЭП, указывает на необходимость перезаливки вкладыша.

 

16.7. Проверка электродвигателя на холостом ходу или с нена- груженным механизмом.

К

Ток холостого хода не должен отличаться более чем на 10 % от значения, указанного в каталоге или в инструкции завода- изготовителя. Продолжительность испытания — 1 час.

Производится у
электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и мощностью 100 кВт и более.

16.8. Измерение вибрации подшипников электродвигателя.

КМ

Вертикальная и поперечная составляющая вибрации, измеренные на подшипниках электродвигателей, сочлененных с механизмами, не должна превышать значений, указанных в заводских инструкциях. При отсутствии таких указаний см. табл. 31 (Приложение 3.1) ПТЭЭП.

Производится у
электродвигателей напряжением 3 кВ и выше и электродвигателей ответственных механизмов.

1

2

3

4

16.9.
Измерение разбега ротора в осевом направлении.

К

Не выше 4 мм, если в заводской инструкции не установлена другая норма.

Производится у электродвигателей, имеющих подшипники скольжения, ответственных механизмов или в случае выемки ротора.

16.10. Проверка работы электродвигателя под нагрузкой.

К

Производится при нагрузке электродвигателя не менее 50% номинальной.

Производится у электродвигателей напряжением выше 1000 В.

16.11. Гидравлические испытания воздухоохладителя.

К

Производится избыточным давлением 0,2-0,25 МПа (2-2,5 кгс/см2), если отсутствуют другие указания завода- изготовителя.

Продолжительность испытания — 5-10 мин.

16.12.
Проверка
исправности
стержней
коротко-
замкнутого
ротора.

К

Стержни короткозамкнутых электродвигателей должны быть целыми.

Производится у асинхронных электродвигателей мощностью 100 кВт и более.

16.13. Испытание
возбудителей.

 

Производится у синхронных электродвигателей в соответствии с требованиями заводских инструкций.

-