Содержание материала

КОНТРОЛЬ ОБМОТОК

Измерение "холодных" сопротивлений.

Измерение "холодных" сопротивлений обмотки (см. гл. 5) и сравнение их с расчетным значением позволяет выявить ошибки в числе витков и схеме соединения, качество пайки соединений, несимметрию сопротивления аналогичных обмоток. В случае многовитковых катушек из тонкого провода несоответствие сопротивления расчету может быть следствием технологических причин (вытяжки провода при намотке и др.).

 Проверка симметрии напряжения холостого хода обмоток фаз генераторов.

Проверка проводится по схеме рис. 2.3 с отсчетом по двум вольтметрам, что позволяет исключить влияние нестабильности режима проверки (изменения скорости вращения или тока возбуждения).
Проверка симметрии напряжения фаз
Рис. 2.3. Проверка симметрии напряжения фаз Рис. 2.4. Направление тока и магнитного потока

Рекомендуется проверять симметрию как фазных, так и линейных напряжений.

  1. Измерение коэффициента трансформации. Измерение коэффициента трансформации (гл. 3) проводится для асинхронных двигателей с фазным ротором.
  2. Проверка симметрии обмоток фаз для асинхронных двигателей с фазным ротором. Проверка может быть проведена при питании одной из фаз обмотки статора (при этом проверяется обмотка ротора) или ротора (при этом проверяется обмотка статора) и сравнении максимальных значений ЭДС разомкнутых обмоток фаз, имеющих место при повороте ротора.
  3. Проверка симметрии обмоток фаз для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. для асинхронных двигателей с КЗ ротором симметрия обмоток фаз проверяется по равенству токов XX. Для исключения влияния возможной несимметрии  питающих напряжений опыт проводится трижды (для трехфазных электрических машин) с последовательным переключением питающих проводов.
  4. Проверка симметрии короткозамкнутой обмотки ротора. Для этой цели проводится опыт КЗ (при токах примерно Uном) с контролем токов фаз статора. При медленном повороте ротора не должно наблюдаться значительных изменений значений фазных токов.

Способ проверки целости стержней короткозамкнутых роторов описан в [2.7,2.8].

Проверка полярности обмоток ЭМ постоянного тока.

 Напомним, что связь между направлением тока и магнитного потока, который он создает, определяется по рис. 2.4, а связь между направлением магнитного поля, направлением движения проводника в поле, направлением тока, ЭДС и силы, действующей на проводник в поле, по рис. 2.5, а, 6Указанные правила позволяют проверить правильность схемы соединений обмоток возбуждения, добавочных полюсов и компенсационной.


Рис. 2.5. Связь электромагнитных и механических величин: а - поле—движение—ЭДС; б - поле-ток-сила
Рис. 2.6. Чередование полярности главных и добавочных полюсов

Проверка полярности главных полюсов (ГП) или добавочных полюсов (ДП) может производиться с помощью магнитной стрелки, приближенной к головкам болтов, крепящих полюсы к магнитопроводу. При этом питание подается поочередно к каждой из проверяемых систем обмоток. Включая и выключая небольшой ток (дающий намагничивание, намного большее, чем остаточное), можно определить правильность чередования полюсов.
Учитывая, что поле вблизи болтов неравномерно, для небольших ЭМ можно устанавливать между головкой болтов и компасом (стрелкой) стальной (не намагниченный!) стержень.
Правильное чередование ГП и ДП видно из рис. 2.6: у генератора ДП расположен впереди "своего" (имеющего ту же полярность) ГП, у двигателя — сзади "своего" ГП.
Полярность отдельно якорной или компенсационной обмотки можно определить по полярности головок болтов ДП, включая эти обмотки поочередно. Полярность компенсационной обмотки должна совпадать с полярностью обмотки ДП и быть противоположна полярности якоря.
Полярность обмоток полюсов крупных электрических машин можно также определить, приближая к головкам болтов небольшую пробную многовитковую катушку, включенную на гальванометр с двухсторонней шкалой, и наблюдая направление отклонения стрелки [2.9]. Предварительно такой индикатор проверяется на катушке (соленоиде) с известной полярностью.
Связь полярности якоря, ГП и направления вращения электрических машин постоянного тока см. [0.8; 2.9].
Проверить эти связи проще всего, наблюдая направление малых углов поворота якоря при кратковременном подключении его к источнику низкого напряжения при полном токе возбуждения электрических машин.