КОНТРОЛЬ ОБМОТОК
Измерение "холодных" сопротивлений.
Измерение "холодных" сопротивлений обмотки (см. гл. 5) и сравнение их с расчетным значением позволяет выявить ошибки в числе витков и схеме соединения, качество пайки соединений, несимметрию сопротивления аналогичных обмоток. В случае многовитковых катушек из тонкого провода несоответствие сопротивления расчету может быть следствием технологических причин (вытяжки провода при намотке и др.).
Проверка симметрии напряжения холостого хода обмоток фаз генераторов.
Проверка проводится по схеме рис. 2.3 с отсчетом по двум вольтметрам, что позволяет исключить влияние нестабильности режима проверки (изменения скорости вращения или тока возбуждения).
Рис. 2.3. Проверка симметрии напряжения фаз Рис. 2.4. Направление тока и магнитного потока
Рекомендуется проверять симметрию как фазных, так и линейных напряжений.
- Измерение коэффициента трансформации. Измерение коэффициента трансформации (гл. 3) проводится для асинхронных двигателей с фазным ротором.
- Проверка симметрии обмоток фаз для асинхронных двигателей с фазным ротором. Проверка может быть проведена при питании одной из фаз обмотки статора (при этом проверяется обмотка ротора) или ротора (при этом проверяется обмотка статора) и сравнении максимальных значений ЭДС разомкнутых обмоток фаз, имеющих место при повороте ротора.
- Проверка симметрии обмоток фаз для асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором. для асинхронных двигателей с КЗ ротором симметрия обмоток фаз проверяется по равенству токов XX. Для исключения влияния возможной несимметрии питающих напряжений опыт проводится трижды (для трехфазных электрических машин) с последовательным переключением питающих проводов.
- Проверка симметрии короткозамкнутой обмотки ротора. Для этой цели проводится опыт КЗ (при токах примерно Uном) с контролем токов фаз статора. При медленном повороте ротора не должно наблюдаться значительных изменений значений фазных токов.
Способ проверки целости стержней короткозамкнутых роторов описан в [2.7,2.8].
Проверка полярности обмоток ЭМ постоянного тока.
Напомним, что связь между направлением тока и магнитного потока, который он создает, определяется по рис. 2.4, а связь между направлением магнитного поля, направлением движения проводника в поле, направлением тока, ЭДС и силы, действующей на проводник в поле, по рис. 2.5, а, 6Указанные правила позволяют проверить правильность схемы соединений обмоток возбуждения, добавочных полюсов и компенсационной.
Рис. 2.5. Связь электромагнитных и механических величин: а - поле—движение—ЭДС; б - поле-ток-сила
Рис. 2.6. Чередование полярности главных и добавочных полюсов
Проверка полярности главных полюсов (ГП) или добавочных полюсов (ДП) может производиться с помощью магнитной стрелки, приближенной к головкам болтов, крепящих полюсы к магнитопроводу. При этом питание подается поочередно к каждой из проверяемых систем обмоток. Включая и выключая небольшой ток (дающий намагничивание, намного большее, чем остаточное), можно определить правильность чередования полюсов.
Учитывая, что поле вблизи болтов неравномерно, для небольших ЭМ можно устанавливать между головкой болтов и компасом (стрелкой) стальной (не намагниченный!) стержень.
Правильное чередование ГП и ДП видно из рис. 2.6: у генератора ДП расположен впереди "своего" (имеющего ту же полярность) ГП, у двигателя — сзади "своего" ГП.
Полярность отдельно якорной или компенсационной обмотки можно определить по полярности головок болтов ДП, включая эти обмотки поочередно. Полярность компенсационной обмотки должна совпадать с полярностью обмотки ДП и быть противоположна полярности якоря.
Полярность обмоток полюсов крупных электрических машин можно также определить, приближая к головкам болтов небольшую пробную многовитковую катушку, включенную на гальванометр с двухсторонней шкалой, и наблюдая направление отклонения стрелки [2.9]. Предварительно такой индикатор проверяется на катушке (соленоиде) с известной полярностью.
Связь полярности якоря, ГП и направления вращения электрических машин постоянного тока см. [0.8; 2.9].
Проверить эти связи проще всего, наблюдая направление малых углов поворота якоря при кратковременном подключении его к источнику низкого напряжения при полном токе возбуждения электрических машин.