Содержание материала

Разборные (болтовые, сжимные) контактные соединения выполняются в соответствии с требованиями ГОСТ 10434—82, ГОСТ 17441—84 и «Инструкции по проектированию и монтажу контактных соединений шин между собой и выводами электротехнических устройств» ВСН164-82/ММСС СССР.
Контактные соединения в зависимости от технических требований, предъявляемых к ним ГОСТ 10434—82, разделяют на 1, 2 и 3-й классы. Контактные соединения цепей, сечение проводников которых выбирается по длительно допустимому току (силовые цепи, линии электропередачи и т. п.), относят к 1-му классу.

В зависимости от климатического исполнения и категории размещения электротехнических устройств контактные соединения делят на группы А и Б. К группе А относятся контактные соединения электротехнических устройств всех исполнений, размещенных в помещениях с кондиционированным или частично кондиционированным воздухом (категория размещения 4.1), и электротехнических устройств исполнений У, УХЛ и ТС, размещенных в закрытых помещениях (металлических с теплоизоляцией, каменных, бетонных, деревянных) с естественной вентиляцией без искусственно регулируемых климатических условий (категория размещения 3) и в помещениях с искусственно регулируемыми климатическими условиями (категория размещения 4) при атмосфере типов I и II (ГОСТ 15150—69). К группе Б относятся контактные соединения электротехнических устройств других исполнений и категорий размещения при атмосфере типов I и II электротехнических устройств всех исполнений и категорий размещения при атмосфере типов III и IV.

Болтовые контактные соединения шин.

Эти соединения в зависимости от материала соединяемых шин и климатических условий делятся на соединения без средств стабилизации электрического сопротивления и со средствами стабилизации.
Контактные соединения шип из материалов медь— медь, алюминиевый сплав — алюминиевый сплав, медь—сталь, сталь—сталь для групп А и Б, а также из материалов алюминиевый сплав—медь и алюминиевый сплав—сталь для группы А не требуют применения средств стабилизации сопротивления. Соединения выполняют непосредственно с помощью стальных крепежных деталей (рис. 14, а).
Средства стабилизации электрического сопротивления контактных соединений шин из материалов алюминий—алюминий, алюминиевый сплав - алюминий для групп А и Б, а также из материалов алюминий — медь и алюминий—сталь для группы А следующие:
тарельчатые пружины (ГОСТ 3057—79) — рис. 14, б; крепежные изделия из цветных металлов (меди или ее сплавов, алюминиевых сплавов) (рис. 14, в);
защитные металлические покрытия, наносимые на рабочие поверхности контакт-деталей (рис. 14, а);
переходные пластины из алюминиевого сплава (рис. 14, е).
переходные медно-алюминиевые пластины (рис. 14, д);
1 Алюминиевый сплав —это сплав с σпр>130 МПа.
Разборные контактные соединения
Рис. 14. Разборные контактные соединения
1 — шина медная, из алюминиевого сплава или стали; 2 — алюминиевая шина; 3 — стальная шайба; 4 — тарельчатая пружина; 5 — стальной болт; 6 — стальная гайка; 7 — болт из цветного металла; 8 — гайка из цветного металла; 9 — шайба из цветною металла, 10 — металлопокрытие; 11 — шина медная, алюминиевая из алюминиевого сплава или стали; 12 — медно-алюминиевая пластина; 13 — пластина из алюминиевого сплава; 14 — шина из алюминиевого сплава

Рис. 15. Предохранение контактных соединений от самоотвинчивания контргайкой (а) и пружинной шайбой (б)
1 — шипы; 2 — шайба; 3 — болт; 4 — контргайка; 5 — гайка; 6 — пружинная шайба

Пластины из алюминиевого сплава и алюминиевые части медно-алюминиевых пластин с алюминиевыми шинами соединяют сваркой. Разборные соединения этих пластин с медными шинами выполняют с помощью стальных крепежных изделий.
Для группы Б контактные соединения шин из материалов алюминиевый сплав—медь, алюминиевый сплав — сталь выполняют, как показано на рис. 14, а, д, е, из материалов алюминий—медь, алюминий—сталь —  как показано на рис. 14, б, в, д, е. При этом рабочие поверхности шин и переходных пластин из алюминиевого сплава должны иметь защитные металлопокрытия.

Таблица 8

В табл. 8 приведены основные варианты контактных соединений шин шириной до 120 мм, при этом соблюдается следующее соотношение диаметра отверстия и диаметра болта:

Приведенные в таблице для шин шириной 60 мм и более продольные разрезы выполняются для более плотного прилегания контакт-деталей. Соединения шип шириной более 120 мм выполняются набором приведенных в табл. 8 базовых исполнений с устройством между ними продольных разрезов.
Для предохранения соединений от самоотвинчивания применяют контргайки или пружинные шайбы (рис. 15). Пружинные шайбы используют в соединениях с болтами до М8 включительно. В соединениях с тарельчатыми пружинами контргайки и пружинные шайбы не устанавливаются.

Разборные соединения шин с выводами электротехнических устройств.

Разборные (болтовые) соединения плоских шин с плоскими выводами аналогичны соединению шин между собой и выполняются так, как это было указано выше. Для присоединения токопроводов из трубчатых или коробчатых профилей к выводам к этим токопроводам привариваются плоские переходные детали, которые затем соединяются с выводами.

Разборные контактные соединения со штыревыми выводами
Рис. 16. Разборные контактные соединения со штыревыми выводами
1 — вывод из меди или ее сплава; 2 — стальная гайка; 3 — шина медная, из алюминиевого сплава или стали; 4 — гайка из меди или ее сплавов; 5 — шина алюминиевая или из алюминиевого сплава; 6 — металлопокрытие; 7 — медно- алюминиевая пластина; 8 — пластина из алюминиевого сплава; 9 — шина из алюминиевого сплава

Контактные соединения шин со штыревыми выводами для группы А выполняют:
стальными прижимными гайками (рис. 16, а) — для шин из меди, стали и алюминиевого сплава; опорные гайки во всех случаях на номинальный ток штыревых выводов выше 40 А применяются из меди или ее сплавов;
гайками из меди или ее сплавов (рис. 16, б) — для шин из алюминия с выводом на номинальный ток до 630 А; стальными гайками — на номинальный ток выше 630 А; при этом рабочие поверхности шин выполняют с защитным металлопокрытием (рис. 16, в), или с переходными медно-алюминиевыми пластинами (рис. 16, г), или с переходными пластинами из алюминиевого сплава (рис. 16, д).
Контактные соединения шип со штыревыми выводами для группы Б выполняют:
стальными гайками (рис. 16, а) — для шин из меди;
с переходными медно-алюминиевыми пластинами (рис. 16, г) или с переходными пластинами из алюминиевого сплава (рис. 16, д) — для шин из алюминия или алюминиевого сплава; при этом пластины из алюминиевого сплава должны иметь защитное металлопокрытие.
Размеры отверстий в шинах должны соответствовать диаметру вывода: