Содержание материала

Выполнение бетонных работ без энергоносителя.

Расчет и практика показывают, что с учетом экзотермического тепла, выделяемого цементом в массивных железобетонных конструкциях, т. е. с модулем поверхности (отношение охлаждаемой поверхности конструкции к ее объему) до пяти, при использовании быстродействующих цементов, противоморозных добавок, химических активаторов и суперпластификаторов бетонные работы в холодное время можно производить без энергоносителя. Разработку суперпластификаторов ведут НИИЖБ, ВНИИжелезобетона, МХТИ имени Д. И. Менделеева, МИСИ имени В. В. Куйбышева и другие организации. Способ этот приемлем при температуре не ниже —(5-4-10) °C.

Паропрогрев.

Такой способ применяется на предприятиях, выпускающих железобетонные изделия. Паропрогрев бетона производится насыщенным мятым паром. Паропрогрев конструкций, расположенных на грунтах, не допускающих смачивания, не разрешается. Этим способом термообработки обычно пользуются лишь при наличии котельной, в частности на реконструируемых предприятиях.

Выполнение бетонных работ под тепляками.

Данный способ с мобильными передвижными установками для теплоснабжения (воздухонагревателями, парообразователями, установками инфракрасного излучения) достаточно широко применяется за рубежом при температурах наружного воздуха до —50°С.
Развитие промышленности полимеров позволяет устраивать с их помощью легкие тепляки. Для этого служат специальные прозрачные нейлоновые и полиэтиленовые пленки, пригодные к употреблению при отрицательных температурах и в дождливую погоду.
Устройство тепляков при строительстве школ в Канаде зимой привело к удорожанию по сравнению со стоимостью работ летом всего до 1,5%. Для сооружения тепляков применяется, кроме пленки, брезент (например, на стройках Финляндии).

Обогрев бетонных конструкций и изделий теплым воздухом.

Этот способ основан на том, что излишняя (введенная для получения удобоукладываемой бетонной смеси) вода при повышенной температуре в замкнутом пространстве интенсивно испаряется из бетона и повышает влажность воздуха, что создает благоприятные условия для твердения бетона. Ограждение обогреваемого пространства коробами сохраняет в последних испаряемую из бетона влагу. При недостаточной относительной влажности воздуха рекомендуется обрызгивать обогреваемую конструкцию водой.
При воздушно-тепловом обогреве его продолжительность и максимально допустимую температуру рекомендуется назначать в зависимости от вида цемента (например, для портландцемента при температуре 40, 60 и 80°C продолжительность обогрева соответственно рекомендуется 20, 16 и 12 ч); при этом надо учитывать также массивность конструкции. Уточнять режим следует по практически достигнутым результатам (состоянию уже обогретого бетона, набранной им прочности). При пользовании добавками — пластификаторами температуру обогрева бетона можно ограничивать (например, до 40°C) по рекомендациям завода-изготовителя пластификатора.
Рассматриваемый способ обогрева может быть осуществлен любыми типами обогревателей (печами сопротивления, огневыми калориферами, электрокалориферами) и любыми теплоносителями (паром, горячей водой, топочными газами, электроэнергией ).
Термообработка должна вестись с исключением непосредственного воздействия высокой температуры источника на бетон. При устройстве бетонных и железобетонных фундаментов под оборудование или любого другого назначения и невозможности осуществления более простого способа термообработки конструкцию можно перекрыть плоским или шатровым ограждением и пустить под него теплый воздух.

Способ термоса.

Температурный режим твердения бетона поддерживается теплом подогретых материалов, экзотермическим теплом, выделяемым цементом в процессе твердения, и укрытием открытых поверхностей бетона (а иногда и опалубки) геплоизоляционными материалами. В отдельных случаях однорядную щитовую опалубку из 30-мм досок, установленную по периметру строительной конструкции, приходится укрывать снаружи теплоодеждой: одеялами из мешковины, заполненной шлаком, брезентом, толем и т. п. Можно использовать в качестве утеплителей «маты» (оболочка — мешок из полиэтилена, заполненный стекловатой, толщиной 50 мм).
Хорошие результаты утепления достигаются при укрытии открытых поверхностей бетона толем или полиэтиленовой пленкой, поверх которых насыпается слой опилок толщиной примерно 20 см. Способ термоса наиболее эффективен при бетонировании массивных конструкций при температурах наружного воздуха до —8°.

Электротермос.

Является сочетанием способа термоса и электродного способа прогрева. По графику нарастания прочности устанавливают начальную температуру выдерживания бетона, необходимую для достижения требуемой прочности в конце твердения. После разогрева бетона до этой температуры электродным способом электроды отключаются от сети и бетон продолжает твердеть в условиях термоса. Применяется при этом обычная неутепленная опалубка, а для ее открытых поверхностей — теплоодежда.
Можно при данном способе, так же как и при способе термоса, вводить противоморозные дешевые добавки.

Периферийный электропрогрев.

Он применяется при прогреве массивных бетонных конструкций с модулем поверхности от двух до пяти в качестве дополнительного к способу термоса, когда последний по расчету не обеспечивает температурный режим твердения бетона. При этом электроды (преимущественно из круглой арматурной стали) устанавливают по периферии прогреваемой конструкции.

Рис. 6. Схема расположения электродов в железобетонной балке (аналогично в колонне) при применении способа электропрогрева
1 - фаза А; 2 — фаза В; 3 — фаза С

Данный способ исключает охлаждение и замораживание бетона в местах соприкосновения его с опалубкой, способствует более быстрому нарастанию прочности в глубине массива, устраняет дополнительные напряжения в бетоне, снижает расход электроэнергии по сравнению с обычным электродным способом.

Прогрев стержневыми электродами.

Прогреваемый бетон включается в электрическую цепь с помощью стержневых электродов (из арматурной стали диаметром 6—10 мм), устанавливаемых перпендикулярно оси железобетонной конструкции непосредственно через открытую ее поверхность или через отверстия (рис. 6), просверленные в опалубке (колонны, балки и др.).
Расход электроэнергии на прогрев 1 м3 бетона, например, при температуре наружного воздуха до —10°С, изотермическом прогреве до температуры 60°C с достижением прочности бетона 70% составляет 100 кВт-ч (средний расход электроэнергии при этом способе составляет 80—140 кВт-ч/м3).

Прогрев плавающими электродами.

Электроды из арматурной стали диаметром 6—8 мм втапливают в уложенный бетон сразу после вибрирования на глубину 3—4 см. Электроды должны находиться в защитном слое бетона и ни в коей мере не касаться арматурного каркаса или сетки.
Данный способ применяется главным образом при необходимости прогрева таких бетонных конструкций, как плиты, полы, а при периферийном прогреве — неопалубленных верхних поверхностей массивных железобетонных конструкций.

Прогрев инвентарными нагревательными панелями.

Такие панели представляют собой закрытые короба, заполненные теплоизоляционным материалом. К нижней стороне короба, примыкающей к уложенному бетону, прикрепляют три полосовых электрода на расстоянии между ними 250 мм, а к ним присоединяют три фазы сети пониженного напряжения.
Панели эффективны при прогреве тонких плит ребристых перекрытий и полов по заранее рассчитанной схеме их расположения.

Электропрогрев напыленными электродами.

  Способ отличается от обычного электродного прогрева лишь видом электродов, в связи с чем все требования при его использовании такие же, как и при электродном способе. Этот способ разработан НИИЖБ, которым он рекомендован для термообработки бетонных и железобетонных конструкций, а также бетона в стыках между сборными элементами.
При таком способе на поверхность опалубгж или стыкуемых •лементов наносится слой токопрово’дящего материала, выполняющего роль электродов. Для этой цели НИИЖБ рекомендует использовать металлы (цинк, латунь) или обладающие низким активным сопротивлением металлополимеры, изготавливаемые на основе синтетических смол. Для многократного применения напыленных электродов токопроводящий слой можно наносить на поверхность тканей, фанеры, пергамина, резины. Электроды на тканевой или резиновой основе накладываются па прогреваемую поверхность, а затем, по завершении прогрева, могут быть свернуты в рулоны и сохранены для очередного прогрева другой конструкции.
По данным НИИЖБ, применение напыленных электродов сокращает расход металла по сравнению с обычными стержневыми электродами в 21 раз.

Предварительный кратковременный электроразогрев бетонной смеси.

Этот способ·, являющийся отечественным изобретением (автор — А. С. Арбеньев, авт. свид. № 168173), предусматривает быстрый (6—15 мин) разогрев бетона (до 60—80 °C) до укладки в опалубку или форму, укладку его с уплотнением в горячем состоянии, выдерживание способом термоса или в среде с положительной температурой, т. е. без расхода электроэнергии.
При электроразогреве бетона, даже при самых больших скоростях подъема температуры, исключаются его структурные изменения и он получается высокого качества, так как характер разогрева бетонной смеси определяется стабильностью ее токопроводящих свойств; кроме того, виброуплотнение производится при высоких температурах. Данный способ применяется при укладке больших объемов бетона на строительных площадках и изготовлении железобетонных конструкций на заводах и полигонах. Расход электроэнергии в среднем составляет 35— 50 кВт · ч/м3 (при электродном способе 80—140 кВт · ч/м3).
При укладке бетонных смесей, предварительно разогретых электрическим током, ускоряются реакции гидратации и экзотермии цемента, бетон твердеет в два-три раза быстрее,  полностью устраняется влияние арматуры на электрическое и тепловое поля.

Рис. 7. Бункер емкостью 0,7 м3 для электроразогрева бетона с установленными в нем съемными пластинчато-трубчатыми электродами

Уплотнение смеси в горячем состоянии предотвращает остаточное тепловое расширение бетона и повышает качество строительной конструкции. К преимуществам данного способа относится также возможность отказа от подогрева заполнителей на заводе (или бетонном узле), ограничиваясь лишь их оттаиванием, исключение расхода металла на электроды, электрических проводов для сетей и потерь электроэнергии в них.
Ускорения нарастания прочности железобетонных изделий или конструкций и сокращения времени выдерживания их в опалубке на 6—8 ч можно достигнуть, если после укладки предварительно разогретого бетона в опалубку она будет покрываться упомянутыми выше одеялами. Разогрев осуществляют в бункерах емкостью от 0,7 до 2 м3 с установленными в них тремя электродами (по количеству фаз) специальной конструкции (рис. 7). При расстоянии между ними 350 мм смесь достаточно равномерно разогревается при напряжении сети 380/220 В в течение 10 мин.
Наиболее рациональны не пластинчатые, а пластинчатотрубчатые электроды, предложенные сотрудниками ВНИИ заводской технологии сборных железобетонных конструкций и изделий (авторы —Р. В. Вегенер и др., авт. свид. № 245611). Такие электроды предотвращают обезвоживание и загустевание смеси в приэлектродной зоне, способствуют равномерному разогреву ее в емкости (рис. 8). Наиболее эффективна для электроразогрева бетона установка, питающаяся от сети напряжением 380/220 В, оснащенная приборами простейшей автоматики.


Рис. 8. Установка для электроразогрева бетона
а — лицевой вид; б — вид сзади

Предварительный электроразогрев бетонной смеси в кузове бетоновоза (автосамосвала).

Готовая бетонная смесь с температурой 5—25°С доставляется на строительную площадку в кузове бетоновоза или самосвала. При въезде на площадку в кузове устанавливают раму с электродами, вибратором и термометром сопротивления. Затем подается напряжение, и бетон разогревается до заданной температуры (70— 75°C), после чего он укладывается в опалубку, уплотняется и теплоизолируется. Установка обычно выполняется с автоматизацией для поддержания режима температуры разогрева бетона, экономии электроэнергии и соблюдения условий электробезопасности.
Такая установка действует следующим образом: по команде оператора шофер подает бетоновоз на пост электроразогрева и покидает его. В кузов устанавливают раму с электродами, присоединяют заблаговременно выполненное рабочее заземление и контрольный заземлитель, закрывают ворота поста, после чего начинается разогрев. По его окончании автоматически отключается источник электроэнергии — трансформатор, присоединенный к сети 380/220 В, мощность которого принимается с учетом объема одновременно прогреваемого бетона.
Решение о применении описанного способа может быть принято, если строительная площадка располагает необходимой мощностью при кратковременности ее потребления.

Способ ускоренного твердения бетона.

Данный способ исследован и предложен кафедрой строительных материалов Горьковского инженерно-строительного института имени В. П. Чкалова. Бетонная смесь после ее укладки и предварительного вибрирования в форме (или опалубке) подвергается быстрому электроразогреву, а затем снова уплотняется и выдерживается до приобретения бетоном распалубочной прочности. Установлено, что изменение температурных полей на отдельных участках изделия или конструкции не превышает 8—12°С.
Согласно выводам института такой способ формования и термообработки более эффективен, чем горячее формование, так как исключаются потери тепла при повышенном водосодержании бетонной смеси, перегрузке ее из бункера. Кроме того, формирование изделий с положительной температурой упрощает технологию их изготовления, а на сравнительно медленный их разогрев требуется меньшая (в 1,5—2 раза) мощность электрооборудования.

Индукционный прогрев переменным током промышленной частоты.

Физическая сущность такого прогрева бетона заключается в следующем. Если катушку-индуктор присоединить к сети переменного тока и поместить в ней стальной сердечник, то вокруг катушки возникает электромагнитное поле, силовые линии пронизывают сердечник и наводят в нем вихревые токи. Поскольку сердечник обладает электрическим сопротивлением, то энергия вихревых токов, по закону Джоуля — Ленца, будет превращаться в тепло. Именно на этом основан индукционный метод прогрева каркасных железобетонных конструкций и изделий. При последних обычно пользуются инвентарными, оборачиваемыми индукторами.
Расчет индукционного прогрева сводится к определению количества витков индуктора, необходимого для создания при заданном напряжении электросети такой напряженности магнитного поля, при которой арматурным каркасом обеспечивается нужное для прогрева бетона тепловыделение. При этом определяют требуемую электрическую мощность, силу тока в индукторе, сечение проводов, расположение витков на индукторе. Как установлено, активной нагрузкой являются лишь те элементы конструкции, которые расположены параллельно оси индуктора, т. е. вдоль силовых линий магнитного поля (прутковая арматура, жесткий каркас и т. д.). Следует учитывать, что на гранях, соприкасающихся с уже уложенным холодным бетоном и с холодным воздухом, происходит интенсивный отсос тепла из прилежащих к ним прогреваемых зон. 

Во избежание этого расчетную высоту индуктора в указанных местах надо увеличивать на 20—30 см в обе стороны.
Тепловой эффект индукционного прогрева достигается при изготовлении железобетонных изделий и конструкций в деревянной опалубке (ток индуктируется в арматурном каркасе) и металлической опалубке (ток индуктируется в каркасе и опалубке). При изготовлении бетонных изделий в металлической опалубке ток индуктируется в ней. При данном способе прогрева по сравнению с обычным электродным расход электроэнергии несколько выше и составляет 110—130 кВт-ч/м3. По данным Главмосстроя, расход электроэнергии при индукционном прогреве колонн объемом 0,48 м3 равнялся 48— 50 кВт-ч.

Импульсный индукционный прогрев.

  Принцип прогрева при этом способе остается индукционный, но температурный режим осуществляется периодическим включением индукторов. Периоды их включения и, следовательно, твердения бетона без потребления электроэнергии определяются расчетом с экспериментальной проверкой для каждого типа изделий или конструкций.

Обогрев бетона инфракрасными лучами.

При таком способе обогрев бетона, уложенного в конструкцию, изделие в форме или в стык, производится генераторами инфракрасных лучей, которыми служат лампы инфракрасного излучения напряжением  220 В, мощностью 250 и 500 Вт и трубчатые электронагреватели.
Данный способ рекомендуется, когда надо ускорить твердение бетона. Например, он был успешно применен автором на заводе, выпускающем железобетонные изделия, формовавшиеся на теплом полу.
При строительстве водонапорной башни инфракрасные излучатели (лампы) размещали в коробах, подвешенных снаружи; по мере бетонирования короба поднимали одновременно с подвижной опалубкой.

Греющая опалубка.

При этом способе тепло подводят к поверхности бетона через опалубку, а внутрь него оно проникает кондуктивно, т. е. благодаря его теплопроводности. Обычно греющую опалубку используют для предотвращения замерзания наружных слоев бетона и создания в нем нормальных температурных условий твердения, а чаще для активной тепловой обработки, осуществляемой при расположении греющей опалубки с одной или двух сторон обогреваемой конструкции. В зимнее время односторонняя тепловая обработка эффективна для конструкций толщиной не более 15 см. При толщине 15— 40 см желательно производить двусторонний обогрев. Греющую опалубку можно применять в сочетании с разного рода добавками, высокоэффективными цементами и пр. Для открытых поверхностей бетонных конструкций применяют греющие покрывала.
Электронагревателями для термоопалубок и греющих покрывал могут служить: стальной изолированный провод, греющие кабели и провода; пластинчатые, стержневые, сетчатые, тканевые неметаллические (ТНН), модульные неметаллические (МН), опрессованные стеклопластиком (ЭССИ) электроды.
К достоинствам способа относятся: экономия металла (по сравнению с электродным способом); сокращение затрат благодаря оборачиваемости электронагревателей, снижение расхода электроэнергии.

Способ электротермообработки учитывает экзотермию цемента, т. е. химическую реакцию между цементом и водой, протекающую с выделением теплоты. Несмотря на то, что энергия подается импульсами, все равно прочность бетона возрастает. Так что данный способ позволяет экономить электроэнергию. Его эффективность повышается с уменьшением модуля поверхности конструкции или изделия.

Обогрев монолитных конструкций термоэлектрическими матами.

Ростовским НИИ Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова разработан электротерморегулируе- мый способ зимнего бетонирования с применением термоэлектрических матов (ТЭМ), в которых одновременно совмещены три рабочих элемента: наружная влагозащитная оболочка, теплоизоляционный слой и электронагревательный элемент.
При осуществлении данного способа используется электрооборудование и материалы, выпускаемые отечественной промышленностью. На базе автоприцепа-фургона можно соорудить передвижную электропрогревную установку, оснащенную трансформатором, необходимым количеством ТЭМ, кабельнопроводниковой продукцией.

Электропрогрев изделий в полигонных условиях электродами, расположенными в полу.

Железобетонные изделия, которые нерентабельно изготавливать на специализированных заводах, строительные организации выпускают, применяя электротермообработку, на полигонах. При этом способе теплопотери меньше, чем при пропаривании, и тепловая энергия используется полнее. Чем массивнее изделие и менее теплопроводен бетон (например, легкий), тем ниже стоимость электротермообработки. Данный способ наиболее целесообразен при выпуске изделий с модулем поверхности до 20, в частности плит толщиной до 12 см, балок размерами 15X30 см, мелких однородных изделий с модулем поверхности более 20, в общей групповой опалубке по нескольку штук.
К деревянному полу прикрепляются полосовые электроды из кровельного железа шириной 20 см, длиной до 3 м, на расстоянии между ними 200 мм, при напряжении сети 51—65 В. С помощью бортовой оснастки можно выполнить сплошной стенд и формовать на нем любые изделия. Линия может быть разбита на секции, отделенные друг от друга легкими барьерами. К присоединительным устройствам, расположенным у каждой секции, подается отдельное питание от электросети. Таким образом, можно в любой момент обесточить секцию и производить на ней нужные работы: устанавливать опалубку, укладывать бетон, уплотнять его. Электроды группируют по фазам симметрично, и затем присоединяют алюминиевые провода с помощью простейшего устройства.
Для поддержания надежного контакта электродов с бетоном изделия за электродами требуется такой же уход, как и за стальными формами; их надо смазывать отработанным машинным маслом или графито-каолиновой эмульсией. Электрооборудование при данном способе такое же, как и при обычных способах электропрогрева. Остывание изделий нужно осуществлять в формах, укрытых теплоодеждой, при выключенном токе, т. е. без затрат электроэнергии.

Электронагревательные панели со специальным нагревательным проводом.

Полтавским инженерно-строительным институтом разработана конструкция электронагревательной бетонной панели с нагревательным проводом марок ПОСХГ1 или ПОСХВ. Внутренняя продольная арматура из стальных стержней обеспечивает необходимую прочность панели; нагревательный провод, кроме своей основной функции, выполняет роль поперечной связующей арматуры. Провод наматывается на деревянную рамку с шагом 5—7 мм, а его длина, приходящаяся на панель размерами 0,9X0,6 м, равна 85 м. Потребляемая мощность панели 1,5 кВт; панели питаются от сети напряжением 220 В. На поверхности панели создается температура 80—85°C. Такие панели можно использовать для обогрева укладываемого бетона зимой, но в этом случае они не должны примыкать к уложенному бетону.

Контактный электропрогрев стальной изолированной проволокой.

Этот способ весьма распространен за рубежом. Главленинградстроем разработаны рекомендации и произведены расчеты по его применению. Сущность способа заключается в том, что в тело бетона закладывается изолированная стальная проволока диаметром 2 мм, присоединяемая к источнику пониженного напряжения. При прохождении тока через проволоку она нагревается (допускаемая изоляцией температура — до 80°С).
На заводе ЖБИ-22 Главленинградстроя изоляция на голую проволоку наносится механизированным путем; в качестве изоляции используется кабельный пластикат рецептуры № 238 с
температурой плавления 140°С, выпускаемый в гранулах ленинградским заводом «Севкабель». По данным Главленинградстроя, расход пластиката для изоляции 1 км проволоки диаметром 2 мм составляет 8 кг; с помощью 1 т проволоки можно осуществить электропрогрев 1090 м3 бетона при среднем расходе на 1 м3 бетона 40 м проволоки. ПКТИ Главленинградстроя произведен расчет и составлена таблица для определения длины проволоки при прогреве 1 м3 бетона. В зависимости от диаметра длина проволоки должна приниматься: 1,1 мм — 49 м; 1,4 мм — 69 м; 1,8 мм — 96 м; 2 мм—115 м; 2,2 мм — 135 м.
Проволока закладывается до укладки бетона в виде петель, размещаемых с шагом 10—30 см, прикрепляемых к арматурному каркасу. Температура в различных точках конструкции не должна превышать 15°C по длине и 10°C по сечению. Длина петли назначается с учетом принятого для прогрева напряжения. Например, при диаметре 2 мм и напряжении 49 В длина проволоки составляет 20 м, при 60 В — 24,5 м. Учитывая возможные обрывы проволоки при укладке и уплотнении бетона, нарушения изоляции, а также перегорания, рекомендуется для большей надежности располагать в прогреваемой части конструкции по две петли рядом. Применять проволоку с поврежденной изоляцией не разрешается.
Источником пониженного напряжения может служить обычное оборудование, предназначенное для электропрогрева бетона; при соответствующем их комплектовании можно использовать для этой цели сварочные трансформаторы различных типов. Наиболее приемлемым напряжением переменного тока считается 51—65 В. Выбор режима и потребляемой мощности для прогрева захваток бетона, организация работ, контроль за режимом и прочностью бетона, условия электробезопасности — такие же, как и при электродном прогреве.

Электропрогрев инвентарными шинопроводами и электродами.

Этот способ, защищенный авторским свидетельством (№ 376543, авторы — М. Труб, И. Жиравов), является развитием способов с плавающими электродами и электродными панелями. По данным авторов, при пользовании плавающими электродами безвозвратно расходуется до 10 кг стали на 1 м3 бетона. Недостатком электродных панелей является необходимость специального их изготовления и недостаточная эффективность (поэтому они не получили распространения).
Данный способ, разработанный Индустройпроектом, рекомендуется им при бетонировании плоских конструкций и покрытий с большим модулем поверхности (например, полов сельскохозяйственных и промышленных объектов). При этом применяется комплект инвентарных (оборачиваемых) шинопроводов со смонтированными на каждом из них электродами.  Шинопровод позволяет присоединить к нему линию от источники питания и электроды. Шинопроводы для прогрева железобетонных поверхностных конструкций выполняются из угловой стали, электроды — из круглой, а для прогрева конструкций, возводимых в вертикальной опалубке, — из полосовой стали. Источником электроэнергии может служить любой из применяемых при электродном прогреве.
Прогрев осуществляется следующим образом: на забетонированной поверхности размещают шинопроводы с электродами так, чтобы электрод одного шинопровода находился между электродами другого, с расчетным шагом между ними в зависимости от предусматриваемого напряжения. Затем шинопроводы присоединяют к сети, чередуя фазы. Два замыкающих (крайних) шинопровода с односторонне несущими электродами присоединяют к одной фазе для равномерного распределения нагрузки по фазам и соответственно температуры в прогреваемой конструкции. По данным авторов описываемого способа, температура в бетоне достигает 50—60°C.
Когда прогреваемая конструкция приобретает требуемую прочность, устройство с шинопроводами и электродами переставляют на следующую конструкцию и снова подключают к электросети. Главное преимущество такого устройства — его оборачиваемость, что приводит к экономии металла. Недостатком способа является необходимость постоянного и тщательного контроля за примыканием электродов к поверхности бетона. В местах, в которых электроды не примыкают к бетону, активный прогрев его не происходит.

Автоматическое управление прогревом бетона с информацией о прочности.

Днепропетровским филиалом НИИ строительного производства Госстроя УССР разработан автоматический прибор для управления прогревом с информацией о прочности, состоящий из программно-регулирующего и счетно-решающего устройств.
Программно-регулирующее устройство позволяет: по температуре бетона автоматически регулировать подачу теплоносителя, поддерживая заданный температурный режим прогрева изделий; соблюдать заданную скорость подъема и снижения температуры бетона; предотвращать тепловые удары при случайных перебоях в подаче теплоносителя.
Счетно-решающее устройство прибора непрерывно информирует о текущей прочности бетона, корректирует продолжительность прогрева железобетонных изделий при случайном нарушении режима тепловой обработки до приобретения ими заданной прочности; при достижении заданной прочности бетона автоматически заканчивается процесс прогрева. Кроме того, прибор непрерывно записывает на ленте фактическую температуру бетона.
Исполнительным механизмом является клапан с электромагнитным приводом переменного тока. Прибор допускает работы при температурах окружающего воздуха от 0 до 50°C и относительной влажности до 80%. Питание прибора и исполнительного механизма производится от сети напряжением 220 В переменного тока. Прибор одноточечный, датчиком служит термометр сопротивления.

Способ «гелиожелезобетона».

 В Ташкенте, Намангане, Душанбе, Кулябе и Ереване изготавливают железобетонные изделия при солнечном обогреве. По гелиотехнологии обычные формы покрывают специальными крышками, позволяющими железобетонному изделию поглощать и аккумулировать солнечную радиацию. При этом достигается высокая степень использования тепловой гидратации цемента. В результате экзотермии цемента в изделии выделяется 40—50% тепла.
Такая технология придает прочность бетону, достаточную для распалубливания изделия и суточной оборачиваемости форм за 20—22 ч.
Как установлено практикой, применяя быстродействующие цементы, эффективные химические добавки и предварительно разогретые бетонные смеси, в районах с жарким климатом посредством способа «гелиожелезобетона» можно выпускать железобетонные изделия круглый год [29].