Возведение зданий и сооружений из монолитного железобетона при малых положительных и низких температурах наружного воздуха осложняется тем, что приобретение бетоном распалубочной прочности длится весьма долго. Расширение воды при замерзании бетона даже в пределах 10% его объема сильно ухудшает структуру бетона: он становится пористым и непригодным для сооружений, особенно гидротехнических, находящихся в условиях переменной влажности и высыхания, замораживания и оттаивания; резко снижается прочность и долговечность бетона, ибо при замерзании образуются ледяные прослойки между цементом, раствором и крупным заполнителем. При замерзании еще не окрепшего железобетона нарушается сцепление бетонной массы с арматурой.
Учитывая все это, техническими условиями допускается замораживание бетона лишь после достижения им 50% проектной прочности. Замораживание бетона, не достигшего требуемой прочности, снижает его конечную прочность на 15—20%. Поэтому в зимних условиях при среднесуточной температуре ниже 0°C бетонные работы должны вестись с термообработкой в соответствии со СНиП III-15—76 [45].
В зимний период бетонную смесь рекомендуется готовить из оттаявших или подогретых заполнителей и теплой воды. Например, для портланд- и шлакопортландцемента марок 200—300 наибольшая температура заполнителей бетона и воды допускается в пределах 80°C, при выходе смеси из бетоносмесителя—до 45 °C и при укладке ее в опалубку после транспортировки на строительную площадку —нс ниже 5 °C.
Поскольку бетон является основным строительным материалом, то индустриализация строительства во многом зависит от темпов бетонных работ. При возведении зданий и сооружений из монолитного бетона темпы строительства определяются главным образом длительностью изготовления арматурных каркасов, степенью оборачиваемости опалубки, временем приобретения бетоном требуемой прочности перед использованием конструкции в деле. Многие здания рационально строить из монолитного железобетона, применяя скользящую опалубку.
Приобретение бетоном необходимой прочности в короткий срок практически недостижимо без термообработки. Она должна производиться на основе специального проекта, что позволяет получить бетон предусмотренного качества в установленные сроки и свести к минимуму дополнительные затраты. Несмотря на многие новые эффективные способы термообработки бетона, большинство строительных организаций продолжает применять электродный способ прогрева.
В проекте термообработки определяются: температуры бетонной смеси при выгрузке ее из бетоносмесителя и у места укладки; методы термообработки и температурный режим выдерживания бетона; способы утепления опалубки и укрытия открытых поверхностей конструкций; прочность бетона к моменту распалубливания; сроки и порядок распалубливания и загружения конструкций; правила техники безопасности, в частности электробезопасности.
Рис. 5. Установка для электропрогрева бетона типа КТП-63-ОБ
При электротермической обработке бетона чаще всего используют комплектные трансформаторные подстанции КТП- 63-ОБ напряжением 380/121— 49 В, с трансформатором мощностью 63 кВ-А (рис. 5).
Они предназначены для работы в длительном режиме при высоте над уровнем моря не более 1000 м и температуре окружающего воздуxa от +5 до —40°С. КТП не может использоваться в условиях тряски и вибрации, во взрывоопасной и химически актив ной средах. Технические параметры КТП соответствуют данным примененного силового трансформатора. Общая ее масса составляет 900 кг.
Трансформатор — трехфазный, двухобмоточный, с естественно масляным охлаждением.
Для защиты оборудования КТП от перегрузок и внешних коротких замыканий на первичной стороне трансформатора установлен автоматический выключатель. Вольтметр с переключателем позволяют измерять линейные напряжения; амперметр переключателем и трансформаторы тока предназначены для контроля за нагрузкой. В нижней части шкафа расположен клеммный блок для присоединения питающей четырехпроводной линии. Чтобы предотвратить открывание откидного кожуха без отключения подстанции КТП, предусмотрена электромеханическая блокировка запирания шкафа, оснащенного замком.
Все переключения можно производить только при предварительно снятой нагрузке, а ремонтные работы — при отсоединенной питающей сети. Для заземления (зануления) КТП имеется специальный болт. Требования и правила техники безопасности при пользовании данной КТП такие же, как и для передвижных электроустановок напряжением до 1000 В.