Содержание материала

Учитывая многие случаи электротравм и пожаров, нужно уделять серьезное внимание электро- и пожаробезопасности при сооружении и эксплуатации бытовых помещений на строительных площадках (особенно вагонов-бытовок). Во многом условия в этом отношении являются общими. Соблюдение их позволяет исключить случаи электротравматизма и пожаров в бытовых помещениях: каждый вагон-бытовка должен иметь трубостойку для присоединения питающей линии; электролиния должна вводиться в вагон через изолирующую втулку или резиновую трубку, исключающие соединение жил или проводов с металлом; питающая линия для освещения должна соответствовать требованиям ПУЭ по марке и сечению, а также быть трехпроводной (третья жила кабеля или третий провод предназначается для зануления). Включающий аппарат питающей линии может быть использован для включения нескольких ближайших вагонов-бытовок, и его надо устанавливать снаружи. В выходные, праздничные или другие нерабочие дни питающую линию нужно отключать этим аппаратом.
Внутри вагона должен быть установлен щиток с пакетным выключателем на вводе и двумя группами предохранителей (для сети освещения и сети отопления) или два автоматических выключателя, что обеспечивает защиту от токов короткого замыкания и перегрузок. Согласно ПУЭ в деревянных жилых зданиях прокладывать сети скрыто не разрешается, поэтому в вагонах-бытовках или стационарно используемых деревянных бытовых помещениях электросети следует выполнять открыто, а также применять арматуру открытого типа.
Электропечи для обогрева надлежит применять только заводского изготовления, при однофазном исполнении мощностью 3—4 кВт, из расчета 2,5 кВт на 10 м2 обогреваемой площади, чтобы в помещении поддерживалась температура 20 °C. На печах должны иметься таблички с указанием их мощности и напряжения. Металлический кожух электропечи должен быть надежно изолирован от токоведущих частей и исключать возможность прикосновений персонала к токоведущим частям. Токоподводящие болты, к которым присоединяется линия питания, надо монтировать на панели из несгораемого изоляционного материала (асбестоцемент, шифер), вынесенной из зоны нагрева. Способ крепления проводов к панели должен исключать механические повреждения кожухом изоляции проводов, а также повреждения тепловым излучением.
В вагонах-бытовках полы обычно деревянные сухие, что исключает одновременное прикосновение человека к заземленным металлоконструкциям и к проводке электропечи, а потому занулять электропечь не требуется. Третий провод питающей линии должен быть закреплен на обшивке вагона, а также раме- тележке надежным болтовым соединением. Если лестница для входа в вагон металлическая, то она должна быть приварена. Сопротивление изоляции электросети бытового помещения должно быть не менее 0,5 МОм. Измерения нужно производить: после выполнения сети и ввода вагона в эксплуатацию, в каждом случае ремонта электросети и после перемещения вагона. Измерения сопротивления изоляции сети, сопротивления цепи «фаза — нулевой провод» и повторного заземления (оно может быть рекомендовано) дополнительно к занулению осуществляется согласно инструкции завода-изготовителя вагона-бытовки или ведомственной эксплуатационной инструкции.
При повреждении или аварии с электрооборудованием вагона-бытовки дежурный электромонтер обязан самостоятельно принять меры к восстановлению нормального состояния. При невозможности самостоятельно устранить повреждение он должен сообщить об этом ответственному за электрохозяйство.