Содержание материала

Глава 15
ПЕРЕДВИЖНЫЕ ДИЗЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

§ 15-1. Общие сведения

На неэлектрифицированных участках торфопредприятий для выполнения погрузочно-разгрузочных и других тяжелых и трудоемких работ применяются самоходные установки с автономной системой электроснабжения. К таким установкам относятся, например, путепереукладчик ППР-2М, погрузочный кран ТПК-4, узкоколейная путевая машина УПК-1М.
Источником электроснабжения на подобных самоходных установках служит электростанция трехфазного переменного тока частотой 50 Гц. Электростанция комплектуется на базе передвижных дизельных электростанций. ч
Передвижные дизельные электростанции в настоящее время стандартизированы. Промышленность, начиная с 1958 г., выпускает электростанции серии ЭСД, прекратив производство агрегатов и электростанций старых конструкций (серия НД).
Электростанции серии ЭСД изготовляются на мощности от 5 до 100 кВт напряжением 230 и 400 В и частотой 50 и 400 Гц. Каждой электростанции присваивается условное обозначение, например ЭСД-75-Т/400 расшифровывается так: электростанция дизельная, номинальная мощность 75 кВт, ток трехфазный, номинальное напряжение 400 В.
Автоматизированные электростанции имеют обозначение — ЭСДА. Они выпускаются в соответствии с ГОСТом 10 032—62 и имеют три степени автоматизации:

  1. автоматическое поддержание номинального режима работы, аварийная сигнализация и защита, ручной пуск и управление (все электростанции типа ЭСД в основном удовлетворяют этому требованию);                                             
  2. включает первую степень и устройства для дистанционного и автоматического управления (пуск, прием нагрузки, останов);
  3. включает первую и вторую степень, автоматическую синхронизацию включения на параллельную работу и устройства для автоматизации вспомогательных операций с временем работы без обслуживающего персонала не менее 150 ч.

схема самовозбуждения синхронного генератора
Рис. 15-1. Принципиальная схема самовозбуждения синхронного генератора.
К основным элементам электростанций относятся: агрегат (дизель-генератор) — источник электрической энергии, силовой распределительный шкаф, шкаф управления, кабельные барабаны.
Генераторы электростанций имеют изолированную нейтраль. Они обеспечивают прямой пуск асинхронного короткозамкнутого электродвигателя мощностью, равной 70% от номинальной мощности электростанции при коэффициенте нагрузки не выше 30%.

§ 15-2. Электрооборудование передвижных дизельных электростанций

Источником электрической энергии на передвижных дизельных электростанциях служат обычно синхронные генераторы трехфазного тока и значительно реже — генераторы постоянного тока. Генераторы сочленяются непосредственно с быстроходными бескомпрессорными дизелями и представляют собой единый блок-агрегат. Частота вращения такого блока составляет 1500 об/мин. В качестве первичных двигателей агрегатов применяются стандартные дизели. Для передвижных дизельных электростанций промышленной частоты используются в основном синхронные генераторы серии ДГС, ЕСС и ГСФ.
Генераторы серии ДГС (дизельный генератор синхронный) применяются на электростанциях мощностью 10, 20, 30, 50 кВт. Для питания обмотки возбуждения генератора ДГС служит машинный возбудитель, составляющий конструктивно одно целое с генератором. Якорь возбудителя сочленяется непосредственно с валом генератора.
Генераторы серии ГСФ и ЕСС относятся к самовозбуждающимся электрическим машинам. Их самовозбуждение осуществляется за счет остаточного магнитного потока в стали ротора, который создает начальную э. д. с. в обмотке статора. Дальнейшее возбуждение и питание обмотки возбуждения постоянным током осуществляется от компаундирующего трансформатора и селеновых выпрямителей (рис. 15-1).
Электрические схемы передвижных электростанций включают: синхронный генератор с возбудителем, отключающие и защитные аппараты, регулятор напряжения, измерительные приборы и приборы защиты от поражения электрическим током, схему электрооборудования дизелей. Схемы автоматизированных электростанций дополнительно включают элементы автоматического контроля и управления режимом работы дизелей.
В качестве примера на рис. 15-2 приведена принципиальная электрическая схема электростанции ЭСД-50-Т/230 номинальной мощностью 50 кВт и напряжением 230 В. Аналогичные схемы имеют также электростанции мощностью 10, 20, 30 и 75 кВт.
Принципиальная схема состоит из следующих основных цепей: главной, регулирования напряжения, параллельной работы и синхронизации, собственных нужд и электрооборудования дизеля.
Главная цепь включает обмотки статора генератора и три отходящие линии, заканчивающиеся штепсельными гнездами ШГ. Линия 1  рассчитана на номинальную мощность генератора. Она имеет два вывода: штепсельное гнездо ШГ1 и зажимы О, К3, К2 и K1 блока главной линии. Линии 2 и 3 рассчитаны на 50%-ную нагрузку генератора каждая. В цепи генератора и отходящих линий установлены воздушные комбинированные автоматы, имеющие электромагнитные и тепловые расцепители, а также три амперметра и киловатт-метр.
Цепь синхронизации, включает трансформатор синхронизации Тр8, трансформатор освещения Тр7 и лампы ЛН9 и ЛΗ11 синхроноскопа. Включение на параллельную работу с однотипной электростанцией или с сетью осуществляется через линию 1 при холостом ходе и через липни 2 и 3 при работе под нагрузкой. Для контроля процесса синхронизации установлены приборы — нулевой вольтметр и частотометр.
Цепь регулирования напряжения позволяет выполнять как ручное, так и автоматическое регулирование.
Ручное регулирование обеспечивается реостатом РР, а автоматическое — угольным регулятором УРН. Переход на один из способов регулирования производится пакетным выключателем ПК3.
При автоматическом регулировании в случае изменения напряжения на выводах генератора Г изменяется вторичное напряжение трансформатора Тр5, что приведет к изменению величины тока в катушке электромагнита регулятора напряжения УРН. Изменение тока в катушке УРН изменит результирующее усилие, действующее на угольный столб УРН, что приведет к изменению тока возбуждения возбудителя и в конечном итоге к восстановлению и стабилизации заданного напряжения на зажимах генератора.

Цепь собственных нужд электростанции рассчитана на напряжение 12 В и осуществляет питание ламп освещения и сигнальных ламп. При неработающем генераторе лампы освещения получают напряжение от аккумуляторных батарей.

Цепь электрооборудования первичного двигателя включает аккумуляторные батареи, зарядный генератор Г3, стартер СТ и другие устройства — приборы, реле, датчики, обслуживающие процессы пуска и работы двигателя. Все электрооборудование двигателя работает при напряжении 24 В.

электрическая схема электростанции ЭСД-50
Рис. 15-2. Принципиальная электрическая схема электростанции ЭСД-50-Т/230.

§ 15-3. Выбор передвижной электростанции

Для выбора передвижной электростанции необходимо предварительно определить расчетную мощность электроприемников.
Для небольшого количества электроприемников расчетную мощность можно определить с помощью коэффициента спроса, который принимают ориентировочно или находят в справочных данных.
Методика определения расчетной мощности по данным коэффициента спроса изложена в § 12-3. Согласно этой методике, расчетная активная мощность генераторов электростанции может быть определена по формуле

где— суммарное максимальное потребление мощности, кВт;
, — расход мощности на собственные нужды.
Имея суммарную расчетную мощность электростанции и зная род тока, напряжение, частоту, условия эксплуатации, находят по каталогу для передвижных электростанций ближайшую номинальную мощность генератора и тип передвижной электростанции. При этом возможен вариант параллельной работы электростанций.
При подборе первичного двигателя для электростанций расчетную мощность двигателя можно определить по формуле:

(15-2)


коэффициент запаса;
коэффициент, учитывающий снижение мощности транспортного двигателя при эксплуатации его в стационарных режимах со скоростью, отличной от расчетной для транспортных условий; Αοδ ≈1,24-1,25;
коэффициент, учитывающий снижение мощности транспортного двигателя при эксплуатации его в стационарных условиях; для дизелей с водовоздушным охлаждением kст = 1,15— 1,25;
номинальная мощность генератора и возбудителя (для самовозбуждающихся генераторов Рн.в=0); номинальные к. п. д. генератора и возбудителя (при Рн.в=0 потери на возбуждение не учитываются);
к. п. д. передачи от двигателя и генератору и к возбудителю (при непосредственном соединении валов ηn1=ηn2=1).

Вопросы для самопроверки

  1. В каких случаях возникает необходимость применения дизельных электростанций?
  2. Поясните принцип работы синхронного генератора с независимым возбуждением и с самовозбуждением.
  3. Сделайте обзор основного электрооборудования, применяемого на передвижных дизельных электростанциях.
  4. Поясните электрическую схему передвижной электростанции, приведенной па рис. 15-2. Разберите узел схемы автоматического поддержания напряжения на зажимах генератора.
  5. Как определить мощность синхронного генератора, установленного на передвижной электростанции?
  6. Почему Правила запрещают заземлять пулевую точку синхронного генератора передвижной электростанции?
  7. Как осуществляется защита человека от поражения электрическим током при однофазных замыканиях на корпус на передвижных электростанциях?