Содержание материала

Механизация погрузки торфа включает целый ряд машин и механизмов, имеющих электрический привод.

Погрузочные краны.

Основной машиной для погрузки торфа служит грейферный погрузочный кран па гусеничном ходу. Имеется несколько типов кранов в зависимости от особенностей питания их электроприводов. Погрузочные краны типа ПК-3, ПК-3М получают электроэнергию при помощи гибкого кабеля от понизительной подстанции, а краны ТПК-4 и КТП-1 имеют дизель-генераторные установки
На модернизированном кране ПК-3М установлены следующие электроприводы: правой и левой гусеницы, кабельного барабана, маневровой лебедки для подтягивания вагонов, грейферной лебедки, подъема стрелы и поворота верхней платформы.
Данные электроприводов приведены в табл. 9-4.
Таблица 9-4


Электроприводы крапа ПК-ЗМ

Тип электродвигателя

Номинальная мощность, кВт

Номинальная частота вращения, об/мин

Правая и левая гусеницы

АОС-63-6

2X10

900

Кабельный барабан

АОЛ-41-6

1,0

930

Маневровая лебедка

АОС-52-6

4,5

890

Грейферная лебедка

МТКВ-511-8
ПВ=25%

28

710

Механизм подъема стрелы

МТК-111-6 ПВ=25%

3,5

875

Механизм поворота верхней платформы

МТВ-311-6

11

950

Все электроприводы крана асинхронные. Для электропривода механизма поворота принят крановый электродвигатель с фазным ротором. Остальные электроприводы имеют короткозамкнутые закрытые электродвигатели — крановые (МТК и МТ-КВ) с повышенным скольжением (АОС) и нормального исполнения (АОЛ).
На рис. 9-8 приведена схема электрооборудования крапа ПК-ЗМ. Напряжение 500 В подается к погрузочному крану гибким кабелем марки КТГ, присоединяемому к кольцевому токосъемнику 1КТС кабельного барабана. Для питания электродвигателей, установленных на поворотной платформе крана, служит кольцевой токосъемник 2КТС, укрепленный на центральной колонне крана. С целью уменьшения колец в этом токосъемнике напряжение одной фазы подводится одновременно ко всем электродвигателям, установленным на нижней раме крана при помощи только одного кольца.
Управление электродвигателем ДВ механизма поворота верхней платформы ручное и осуществляется кулачковым контроллером. Ручное управление принято также для электродвигателя ДК, кранового барабана и электродвигателя ДП маневровой лебедки. Аппаратами управления служат универсальные переключатели типа УП. Остальные электродвигатели — грейферной лебедки ДГ, правой и левой гусеницы 1ДД, 2ДД и подъема стрелы ДС имеют дистанционное управление. Цепи управления электродвигателями приведены на рис. 9-8,б.
В цепь катушки линейного контактора Л включены замыкающие контакты выключателя ДВШ, сблокированного с дверью шкафа аппаратуры управления.
В цепь контактора 1В электропривода грейферной лебедки включены конечные выключатели с размыкающими контактами: 1ДВГ — для ограничения величины поднимаемого груза и 1КВП — для ограничения высоты подъема грейфера.
Конечные выключатели КВВ и КВН в цепи электропривода механизма подъема стрелы служат для ограничения угла поворота стрелы при ее подъеме и опускании, а конечный включатель 2ДВГ — для ограничения вылета стрелы, опускаемой с грузом, когда опрокидывающий момент груза превысит допустимый.
Погрузочный кран ТПК с дизель-электрическим приводом имеет механизмы и электроприводы, аналогичные крану ПК-3М, за исключением кабельного барабана, который здесь не требуется. Электропривод грейферной лебедки имеет крановый электродвигатель с фазным ротором мощностью 22 кВт вместо короткозамкнутого мощностью 28 кВт, установленного на кране ПК-3М.
Источником электрической энергии на кране ТПК-4 служит синхронный генератор трехфазного тока мощностью 62,5 кВА (50 кВт, 1500 об/мин), сочлененный при помощи эластичной муфты с дизелем мощностью 55 л. с., 1500 об/мин. Номинальное напряжение генератора 400 В.
Дизель и генератор установлены на поворотной платформе крана в виде чугунной рамы, которая служит одновременно противовесом.
В настоящее время выпуск кранов ТПК-4 прекращен.
Кран КТП-1 является усовершенствованной моделью погрузочного крана с автономным питанием. Он имеет дизель-электрическую станцию типа ДЭС-50М1.


Рис. 9-8. Схема электрооборудования погрузочного крана ПК-3М: а — схема силовых цепей; б — схема цепей управления.

Погрузочные машины непрерывного действия.

Погрузочные краны, экскаваторы и другие машины, используемые для погрузки торфа, имеют относительно низкую производительность. Поэтому затраты на погрузку торфа и трудоемкость погрузочных работ остаются высокими. Решение этого вопроса возможно при комплексной механизации погрузки торфа, что связано с созданием высокопроизводительных машин непрерывного действия.
Во ВНИИТП был разработан проект и изготовлена погрузочная машина непрерывного действия ПНД-0, которая состоит из следующих основных частей: ходовой части — гусеничной тележки, на раме которой установлена опорная трубчатая стойка; поворотной рамы с приемным транспортером и рабочим механизмом в виде ковшового колеса; выдающего транспортера; дизель-электрической станции. На раме гусеничного хода смонтирована лебедка для подтягивания вагонов.
Машина ПНД имеет следующие асинхронные электроприводы: рабочий механизм — 20 кВт; приемный транспортер — встроенный электродвигатель (мотор-барабан) — 14 кВт; выдающий транспортер — встроенный электродвигатель (мотор-барабан) — 20 кВт; правая и левая гутеничные тележки — 2X10 кВт.
Для питания электродвигателей на машине ПНД-0 установлен синхронный генератор типа ЕС-93-4С трехфазного тока напряжением 400 В, мощностью 75 кВт. Машина допускает также питание электроприводов от стационарной электрической сети, что особенно важно для топливных складов электростанций и перегрузочных пунктов.
Перегрузка торфа из торфовозных саморазгружающихся вагонов (тип ТСВ) в ширококолейные вагоны осуществляется с помощью пластинчатого торфоперегружатели ТПП, представляющего собой стационарное устройство, состоящее из пластинчатого транспортера с необходимым оборудованием. Электропривод транспортера асинхронный. Электродвигатель с фазным ротором типа АК91-6 имеет мощность 55 кВт и частоту вращения 970 об/мин.
Механизация разгрузки торфа из узкоколейных вагонов осуществляется с помощью торфовыгружателей типа ТВК и TBШ, имеющих электрический привод.