Содержание материала

Глава 7
УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДАМИ

§ 7-1. Общие сведения

Управление электроприводами заключается в осуществлении пуска, торможения, регулирования скорости, реверсирования, а также поддержания заданного режима работы привода в соответствии с требованиями технологического процесса.
На ранней ступени своего развития управление электроприводами осуществлялось с помощью аппаратов ручного управления — рубильников, контроллеров, реостатов. По мере предъявления к электроприводу более жестких требований аппаратура ручного управления не могла выполнять возлагаемых на нее функций, что привело к созданию аппаратов автоматического управления и соответственно систем автоматического управления электроприводами.
Наиболее широкое применение в настоящее время нашли системы релейно-контакторной автоматики, где в качестве основных аппаратов применяются контакторы и реле. Эти системы управления являются разомкнутыми и отличаются от замкнутых тем, что появление возмущающих воздействий, например изменение нагрузки на валу электродвигателя, изменяет заданный режим работы электропривода. В данном случае может измениться скорость вращения электродвигателя.
Для сложных электроприводов применяются замкнутые системы или системы автоматического регулирования. Они характеризуются наличием обратных связей и автоматических регуляторов, которые позволяют поддерживать заданный режим работы с любой точностью при любых возмущениях. В качестве регуляторов и преобразователей в таких системах применяются электромашинные усилители (ЭМУ), магнитные усилители (МУ), управляемые ионные приборы и кремневые выпрямители-тиристоры, а также ионные и полупроводниковые (транзисторные) устройства и логические элементы.
Практика современного автоматизированного управления электроприводами включает также программное управление и вычислительные машины.
Системе релейно-контакторной автоматики присущ ряд недостатков, вследствие чего она не может обеспечить всех требований, предъявляемых современными интенсивными производственными процессами к электроприводу. Этим и объясняется появление новых систем автоматики — замкнутых систем.
Электроприводы торфяных установок в подавляющем большинстве имеют релейно-контакторную автоматику. В отдельных случаях встречаются электроприводы с ручным управлением (например, стилочные машины, саморазгружающиеся кузова типа СКС и др.).

§ 7-2. Начертание и построение электрических схем управления

Любая электрифицированная установка состоит из электрических машин, приборов, аппаратов и других устройств, которые электрически соединяются между собой и образуют электрическую схему соединений. Для облегчения изображения и чтения схем каждый аппарат, электродвигатель, реле имеют условное обозначение (см. Приложение 1); начертание их выполняется по определенной системе, согласно ГОСТу 2.721—68, ГОСТу 2.748—68, ГОСТу 2.750—68, ГОСТу 2.751—68, введенным в действие с 1 января 1971 г.
Электрические схемы принято делить на принципиальные, элементные, или развернутые, и монтажные.
Принципиальная схема содержит в условном виде только те элементы и связи между ними, которые поясняют принцип работы установки в наиболее общем виде. В качестве примера на рис. 7-1,а приведена принципиальная схема управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем.
На этой однолинейной схеме приведен трехфазный короткозамкнутый электродвигатель, включенный в сеть трехфазного тока напряжением 380 В. В цепь электродвигателя последовательно включены автомат с максимальными и тепловыми расцепителями и главные контакты линейного контактора Л.
Элементная схема является дальнейшей разработкой и развитием принципиальной схемы. На ней указываются все электрические соединения между рабочими элементами аппаратов электроустановки или прибора (рис. 7-1, б). При этом отдельные элементы одного и того же аппарата или машины размещаются в соответствии о их расположением в электрической цепи, независимо от кинематической или конструктивной связи этих элементов. Основные особенности вычерчивания элементных схем состоят в следующем:

  1. Все электрические цепи схемы разделяются на группы главного тока или силовые (цепи электродвигателей, генераторов), управления, блокировки, сигнализации и т. д. Цепи главного тока вычерчиваются утолщенными линиями, а остальные — тонкими.


Рис. 7-1. Схемы управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем: а — принципиальная; б — элементная (развернутая); в — монтажная; А — автомат. Л — линейный контактор. П — предохранитель, Р — рубильник.

  1. Контакты аппаратов изображаются на схеме в нормальном положении. Нормальным называется положение контактов, которое они занимают: при обесточенной катушке — у электромагнитных реле и контакторов; при отсутствии механического воздействия — у кнопок управления, путевых выключателей и переключателей с самовозвратом; при отключенном состоянии аппарата — у рубильников, высоковольтных выключателей, разъединителей; при нулевом положении рукоятки или штурвала — у контроллеров, командоконтроллеров, ключей управления.
  2. Контакты делятся на «замыкающие» (сокращенно «з») и «размыкающие» («р»), которые замыкают и размыкают цепь тока при срабатывании аппарата.
  3. Состояние контактов для каждого положения рукоятки тех аппаратов, которые имеют несколько рабочих положений (например, контроллер, командоконтроллер), должно поясняться диаграммой. Диаграммы должны также пояснять положение контактов путевых выключателей и переключателей при различных положениях упоров подвижных частей рабочего механизма.

 Каждому аппарату в схеме присваиваются буквенные индексы, характеризующие назначение (функцию) аппарата или машины и сохраняющиеся одинаковыми для всех его элементов. Контакторы обозначаются чаще всего одной буквой. Для обозначения реле используют не менее двух букв; из них первой буквой является Р (реле), а второй — функциональная буква, например, PH — реле напряжения. Если в схеме имеется несколько аппаратов или машин, выполняющих одинаковые функции, они обозначаются одинаковыми буквами с арабской цифрой — порядковым номером. Номер ставится перед буквенным индексом, например 1Л, 2Л, 1РП, 2РП и т. д.
В качестве примеров буквенных обозначений аппаратов можно привести следующие индексы:
Контакторы
К — контактор            (общее обозначение);                     
Н—контактор «назад»;
Л — контактор            линейный;                                           
Т — контактор жжения;
В — контактор            «вперед»;                                             
У—контактор ускорения.
Реле
Р — реле (общее обозначение);                                                     
РП — реле промежуточное;
РМ — реле максимальное;                                                                
РУ — реле ускорения;
PH — реле напряжения;                                                                    
PC — реле скорости;
РТ — реле тока (или тепловое);
РВ — реле времени.
Командоаппараты
КУ — кнопка управления;
ПВ — путевой выключатель;
КК — командоконтроллер;                                             
КВ — конечный выключатель.
Монтажная схема (рис. 7-1, а) является чертежом, на основании которого производится монтаж электрооборудования установки. Поэтому на монтажной схеме аппараты изображаются в соответствии с их действительным расположением на панели, пульте и т. д. Все элементы одного аппарата вычерчиваются вместе, а аппарат условно изображается в виде прямоугольника. На монтажной схеме изображаются разводки проводов и кабелей силовых и вспомогательных цепей с указанием марки, сечения и способа их прокладки. Все провода имеют определенные буквенные или цифровые обозначения, элементы аппаратов изображаются условными знаками, а их зажимы маркируются в соответствии с элементной схемой. Монтажная схема составляется на основании принципиальной и элементной схем.