На торфяных электрифицированных машинах основным типом электропривода является одиночный. Наряду с этим на некоторых машинах имеются элементы группового электропривода. Например, на торфяном экскаваторе ТЭМП-2М привод приемного транспортера не имеет своего электродвигателя и получает движение от промежуточного вала торфоперерабатывающего механизма; на электростилочной машине ЭСМ-8А групповой привод применен для механизма передвижения и механизма шнека с транспортером; групповой привод осуществлен на самоходном кузове СКС-2 для механизма передвижения, привода кабельного барабана и привода выдающего транспортера.
Наличие группового электропривода обусловливается главным образом режимом работы комплекса механизмов на данной торфяной машине, а также соображениями экономического характера.
Электроприводы торфяных машин и установок торфопредприятий в подавляющем большинстве нерегулируемые (транспортеры, вентиляторы, насосы, конвейеры и др.). Наряду с этим имеется ряд электроприводов, требующих регулирования скорости (механизмы передвижения торфяных машин, крановые механизмы). Требования, предъявляемые к нерегулируемым и регулируемым электроприводам установок торфопредприятий, сравнительно просты, и поэтому основным типом электропривода принят асинхронный с короткозамкнутым или с фазным ротором.
Для нерегулируемых электроприводов используются асинхронные короткозамкнутые электродвигатели, а для регулируемых — короткозамкнутые многоскоростные либо асинхронные с фазным ротором. Применение электродвигателей с фазным ротором позволяет решать не только вопросы регулирования скорости, но и вопросы пуска: плавность пусковой операции, возможность получения больших пусковых моментов при ограниченном пусковом токе. Последнее обстоятельство очень существенно для некоторых электроприводов торфяных машин, к которым предъявляются специальные требования в отношении процессов пуска (электростилочные машины, самоходные кузова СКС).
Управление электроприводами большинства торфяных машин автоматическое и осуществляется дистанционно с помощью релейно-контакторной автоматики. Схемы автоматики включают различного рода блокировки и сигнализацию.
В отдельных случаях применяются аппараты ручного управления электроприводами, например контроллерное управление асинхронными электроприводами с фазным ротором (электростилочные машины ЭСМ-8А, самоходные кузова СКС-2).
Вопросы для самопроверки
- В чем заключаются основные преимущества электрического привода?
- Какие изменения в структуре электрического привода наблюдаются по мере его развития?
- Что такое многодвигательный электропривод и каковы его преимущества по сравнению с одиночным?
- Приведите примеры группового и одиночного электроприводов, применяемых на электрифицированных торфяных машинах, и поясните целесообразность их использования.
- Чем объяснить преимущественное применение асинхронных электродвигателей для приводов торфяных машин и установок торфопредприятий?
- Укажите и поясните области применения асинхронных электроприводов с короткозамкнутым и с фазным ротором в установках торфопредприятий.
- Поясните достоинства автоматизированного управления электроприводами по сравнению с ручным управлением.