Содержание материала

§ 9-5. Электроприводы механизмов для приема, подачи, распределения и транспорта торфа

Механизмы приема, подачи, распределения и транспорта торфа относятся к установкам непрерывного транспорта, наиболее распространенными из которых являются конвейеры различных типов. Их конструкция определяется, главным образом, характером перемещаемых грузов, весом и скоростью движения.
На торфобрикетных заводах применяются следующие типы конвейеров: пластинчатые питатели, ленточные, скребковые и шнековые транспортеры, элеваторы.
Эти механизмы, за исключением питателей, не требуют по условиям технологии регулирования скорости, имеют небольшие мощности, поэтому для привода их применяют асинхронные короткозамкнутые электродвигатели. Пуск электродвигателей дистанционный и осуществляется при помощи магнитных пускателей.

Рис. 9-9. Схема управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с использованием автоматического воздушного выключателя и контактора.
В качестве примера на рис. 9-9 приведена схема управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем для привода скребкового транспортера (электродвигатель типа АО2-52-6, Р= 7,5 кВт). В цепи статора электродвигателя установлен автоматический воздушный выключатель (автомат) и контактор. Преимущество автомата заключается в том, что исключается возможность обрыва одной фазы, как это может иметь место при установке предохранителей; не требуется замены элементов, как в предохранителях, при сгорании их плавкой вставки.
Автомат снабжен электромагнитными и тепловыми расцепителями мгновенного действия. Электромагнитные расцепители служат для защиты от токов короткого замыкания, а тепловые — для защиты электродвигателя и питающих его проводов от перегрева пусковым током при застопоривании механизма.
При длительном режиме работы для защиты электродвигателя от длительных перегрузок используются тепловые реле, встроенные в магнитный пускатель.

Рис. 9-10. Принципиальная схема управления электроприводом постоянного тока с магнитным усилителем (система МУ—Д).
Механизмы пластинчатых питателей требуют регулирования скорости, поэтому электроприводы питателей выполняются регулируемыми. Вначале для этой цели применялись трехскоростные асинхронные электродвигатели, а затем получил распространение более совершенный тип регулируемого электропривода с использованием электродвигателя постоянного тока. Регулирование скорости осуществляется по системе магнитный усилитель — двигатель (система МУ-Д). На рис. 9-10 приведена принципиальная схема, поясняющая сущность данного способа регулирования.
Трехфазный магнитный усилитель имеет рабочие обмотки РО, включенные в выпрямительный мост В и обмотку управления УО, к которой подводится постоянный ток. Принцип действия магнитного усилителя основан на том явлении, что индуктивное сопротивление его рабочих обмоток может изменяться с помощью небольшого по величине тока управления /у, подаваемого в обмотку управления УО. Если этот ток равен нулю, то сопротивление рабочих обмоток оказывается очень большим, при этом практически все напряжение сети приходится на эти обмотки, и напряжение на зажимах выпрямительного моста, а следовательно, и на зажимах электродвигателя постоянного тока, Д близко к нулю. По мере увеличения тока управления или, как обычно говорят, при подмагничивании магнитного усилителя сопротивление его рабочих обмоток падает, уменьшается падение напряжения на них и растет выпрямленное напряжение на зажимах электродвигателя, что привадит к увеличению его скорости вращения. Таким образом, можно получить очень плавное регулирование скорости и сравнительно широкий диапазон регулирования Д=6-10.
Отечественной промышленностью выпускаются комплектные приводы серий ПМУ и ПМУ-П на магнитных усилителях мощностью 0,1—8 кВт.
Для электроприводов пластинчатых питателей применяют комплектные приводы типа ПМУ с электродвигателями типа ПБС-63 мощностью 7,8 кВт.

§ 9-6. Электроприводы механизмов для измельчения торфа

Поступающий на завод торф содержит большое количество крупных фракций, которые не могут пройти через сушилки. Для измельчения и рассева торфа применяются молотковые дробилки и грохоты. Эти механизмы работают в длительном режиме с мало- изменяющейся нагрузкой. Электроприводы этих механизмов нерегулируемые.
Для привода дробилки применяется асинхронный короткозамкнутый электродвигатель общепромышленного исполнения типа АО2-91-6 номинальной мощностью Р=55 кВт. Управление электродвигателем дистанционное и осуществляется при помощи магнитного пускателя. В качестве защитных устройств используются комбинированный автоматический воздушный выключатель, тепловые реле, встроенные в магнитный пускатель.
Грохоты имеют асинхронный привод в короткозамкнутом исполнении. Электродвигатели грохотов принимаются во взрывобезопасном исполнении (типа КОМ-32-6, Р=4,5 кВт). Схема управления электроприводом грохота аналогична приведенной на рис. 9-9.