Содержание материала

Генераторы на электростанциях газопроводов могут работать каждый на свою секцию шин и два и более — параллельно на общие шипы.
Перед пуском агрегата в работу:
осматривают агрегат — двигатель, генератор и возбудитель, щит управления и распределительное устройство, проверяют, не забыт ли в них инструмент после ремонта или наладочных работ или другие посторонние предметы;
продувают генератор и возбудитель сжатым воздухом давлением не более 2,5 кгс/см2; при этом не применяют металлические мундштуки пли патрубки во избежание повреждения обмоток;
проверяют, залито ли масло в подшипники;
для проверки свободного хода проворачивают двигатель вместе с генератором рычагом, вставленным в углубления в маховике двигателя;
проверяют, прилегают ли щетки к поверхности контактных колец и коллектора всей своей поверхностью; щетки притирают стеклянной бумагой марки 0 или 00 (но не наждачной), протягивая ее под щеткой по направлению вращения; для полной пришлифовки щеток агрегат пускают в работу вхолостую на 4—5 ч, а затем с нагрузкой в 50% номинальной мощности; в процессе работы генератора и возбудителя первые 30—40 дней с новыми щетками не менее 1 раза в смену протирают сухой, чистой и неворсистой тканью контактные кольца и коллектор для удаления угольной пыли;

проверяют, установлены ли траверсы щеточного механизма на коллекторе возбудителя по заводской метке;
проверяют исправность заземления станины генератора, аппаратов и выключателей;
контролируют мегомметром сопротивление изоляции генератора. которое для статора должно быть не ниже 1 МОм для генераторов с номинальным напряжением до 1000 В и 10 МОм с напряжением выше 1000 В. Для роторов генераторов сопротивление изоляции должно быть не ниже 0,5 МОм;
проверяют правильность вращения генератора по принятой при наладочных работах фазировке.

Пуск генератора, работающего раздельно.

Перед пуском генератора отключают выключатели от шин станции и измеряют сопротивление изоляции его обмоток. Шунтовый реостат вводят на полное сопротивление. После этого разрешается пуск двигателя и разгон его до номинальной скорости, а затем постепенно выводится сопротивление шунтового реостата, поднимается напряжение генератора до номинального. После этого включают выключатель на главные шины станции.
Нагрузку па генератор дают постепенно, включая последовательно равные по мощности фидеры. По мере ввода нагрузки машинист (или автоматическое устройство) поддерживает, регулируя подачу топлива, частоту вращения двигателя. Одновременно дежурный у щита шунтовым реостатом поддерживает номинальное напряжение на шинах станции.
Когда генератор нагружен и двигатель отрегулирован на номинальные обороты, дежурный у щита включает автоматический регулятор напряжения. Если станция автоматизирована, то автоматический регулятор напряжения действует непрерывно.

Остановка генератора, работающего отдельно.

При остановке генератора дежурный у щита отключает нагрузку и затем вводит постепенно сопротивление в цепь возбуждения, понижая напряжение генератора до минимального, после чего отключает выключатель от сети и разрешает остановку двигателя. На автоматизированных электростанциях все операции выполняются автоматически в строгой последовательности.
Когда агрегат остановился, проверяется: отключены ли все фидеры от шин станции, введен ли реостат в цепь возбуждения и отключен ли выключатель от сети.
Все вспомогательные механизмы останавливает машинист. После этого вахтенный персонал осматривает агрегат, очищает его от масла и готовит к следующему пуску. Дежурный после остановки генератора измеряет сопротивление изоляции обмоток в горячем состоянии. Затем персонал электростанции заносит в журнал время остановки агрегата, величину сопротивления изоляции его обмоток, замеченные неисправности, а также отмечает его готовность к следующему пуску.

Пуск генератора в параллельную работу с другими генераторами.

Перед пуском дежурный проверяет, отключен ли выключатель главной цепи от шин станции, и измеряет сопротивление изоляции обмоток статора и ротора. Шунтовый реостат вводят полностью в цепь возбуждения. После этого машинист пускает двигатель и доводит частоту вращения до номинальной. Затем дежурный синхронизирует подключаемый генератор или же методом самосинхронизации присоединяет его на параллельную работу к сети. О пуске генератора в параллельную работу, а также о состоянии изоляции его обмоток дежурный делает запись в журнал электростанции.

Уход за коллектором, контактными кольцами и щетками.

Коллектор и контактные кольца должны быть чистыми и исправными. При осмотрах постоянно наложенных деток проверяют: не искрят ли щетки; не качаются и не застряли ли они в щеткодержателях; целы ли поводки, плотны ли их контакты и не замыкаются ли они на корпус; нет ли сработавшихся или вибрирующих щеток и не откололись ли их края.
При искрении под щетками контактные кольца или коллектор протирают сухой неволокнистой тряпкой или замшей (если этo не помогает, смачивают тряпку авиационным бензином) в полируют мелкой стеклянной шкуркой, наложенной на деревянную колодку.
Коллектор хорошо работающей машины с налаженной коммутацией должен иметь глянцевую поверхность с голубоватым оттенком. Нельзя смазывать коллектор или контактные кольца мазями или вазелином. При применении твердых щеток можно наносить на поверхность коллектора тонкий слой коллекторного воска или парафина. При применении графитных щеток контактные кольца можно слегка смазывать чистым минеральным маслом. Щетки выбирают в соответствии с указанием завода-изготовителя генератора. Установка щеток разных марок не допускается. Они не должны иметь раковин, отколотых краев, неисправных паводков. Давление на щетки устанавливают минимально необходимым для их безыскровой работы (обычно 150—200 кгс/см2).
Давления на разные щетки не должны отличаться более чем на ±10% от среднего значения.
Щетки тщательно пришлифовывают к контактному кольцу. Для этого применяют стеклянные полотно или бумагу, которые зажимают между щетками и коллектором и протягивают в направлении вращения машины. Во время пришлифовки щетки должны быть прижаты к коллектору; нажимать на них рукой не следует, необходимо следить, чтобы при шлифовке не были повреждены их кромки.
Щетки на коллекторе (контактных кольцах) располагают в шахматном порядке. Щетки двух соседних щеточных пальцев разной полярности должны работать на одной кольцевой части коллектора. Края щеток должны отстоять от края коллектора и заточки на 3—5 мм. Щетки должны свободно перемещаться  в обоймах щеткодержателей, но да качаться в них. Нормальная слабина щетки в обойме 0,1—0,2 мм; расстояние между нижним краем щеткодержателя и коллектором 3—4 мм.
По мере износа щетки заменяют; над обоймой щеткодержателя они должны выступать не менее чем на 3—4 мм. Щетки заменяют при их чрезмерном нагреве, подгорании рабочей поверхности и изломе кромки. Для замены необходимы заранее подготовленные щетки той жe марки и хорошо пришлифованные.
Для предохранения контактных колец синхронных генераторов от неравномерного износа следует 1 раз в 6 месяцев менять их полярность.
Технические характеристики щеток для электрических машин приведены в табл. 9, а области применения щеток различных марок — в табл. 10.

Таблица 9
Технические характеристики щеток