Содержание материала

Щетки различных марок и области их применения

К основным неисправностям генераторов относятся перегрев подшипников, вытекание из них масла, вибрация агрегата и одностороннее притяжение ротора. Перегрев подшипников (более -+80° С) может быть вызван загрязнением масла, недостаточным количеством масла, залитого в подшипниковую ванну, использованием не рекомендованного заводом-изготовителем масла; отсутствием вращения маслосмазывающих колец, неисправностью поверхности вкладышей подшипников пли шеек вала генератора, несоответствием зазора между шейкой вала и вкладышем (величина зазора для генератора должна быть около 0,2 мм), перекосом подшипника по отношению к шейке вала, наличием паразитных токов в подшипниках (последние могут появиться при нарушении изоляционной прокладки подшипника пли шунтировании его изоляции проводником).

Во всех случаях перегрева подшипников генератора или возбудителя агрегат останавливают, масло сливают, подшипник промывают и заливают чистым маслом. Слитое масло передают в лабораторию на анализ.

Вытекание масла из подшипников.

Масло может вытекать из подшипников при чрезмерном количестве его в подшипниках, из-за вязкости масла ниже рекомендуемого, неисправности крышек подшипников и уплотнений. Все неисправности устраняют при первой остановке машины.
Для предупреждения разрушения изоляции обмотки от попадающего на них масла лобовые и другие части обмотки при остановке агрегата на ремонт тщательно очищают от масла и грязи бензином, а затем покрывают их маслостойким эмалевым лаком СВД воздушной сушки с растворителем, составленным из смеси бензина и бензола. После сушки часть обмотки, на которую попадает масло, покрывают снова лаком воздушной сушки.
Обмотки можно покрывать и маслостойким лаком СВД печной сушки с растворителем, составленным из смеси толуола уайт-спирита, с температурой сушки +105° С. После сушки обмотку также покрывают лаком воздушной сушки.

Вибрация агрегата.

Вибрация может появиться при неправильной выверке линии вала, при изогнутых вале пли его шейках, при неправильной насадке полумуфты и неудовлетворительной балансировке ротора, соединительной муфты или маховика двигателя, при заниженном или завышенном по сравнению с нормальным зазоре между шейками вала и вкладышами подшипников, при ослаблении пли смещении роторной обмотки, при коротком замыкании в роторной обмотке, при недостаточной жесткости фундамента, при совпадении собственных колебаний фундамента с колебаниями машины и неравномерной осадке фундамента.

Предельно допустимая величина вибрации для генераторов

При увеличении вибрации выше предельно допустимой агрегат останавливают.
Одностороннее притяжение ротора генератора появляется вследствие большой разработки вкладышей подшипников, при деформации железа статора или межвитковых соединениях в обмотках статора. В этом случае генератор останавливают и устраняют причины неисправности.
К основным электрическим неисправностям относятся отсутствие напряжения на клеммах генератора при его пуске, снижение изолирующих свойств изоляции, перегрев обмоток и железа статора, потемнение контактных деталей и нарушения работы щеток.
Отсутствие напряжения на клеммах генератора при пуске его в работу или мгновенная посадка напряжения у работающего генератора может быть вызвана неправильным соединением в схеме обрывом цеди в схеме первичной коммутации или в цепи возбуждения, неисправностью вольтметра, коротким замыканием обмотки статора или в цепи возбуждения.
К снижению изолирующих свойств изоляции приводят загрязнение обмоток, их влажность, износ изоляции, ее порча из-за перегрева или попадания постороннего предмета. При снижении сопротивления изоляции ниже нормы из-за влажности обмоток генератора или возбудителя они подлежат обязательной сушке. Способы сушки машин излагаются ниже.

Перегрев обмоток и железа статора.

Причиной перегрева могут быть перегрузка генератора, недостаток охлаждающего воздуха или его температура выше нормы, высокая температура окружающего воздуха, короткое замыкание в витках обмотки, загрязнение машины в вследствие этого плохой отвод тепла охлаждающим воздухом от обмоток и железа статора.
Потемнение колец ротора или пластин коллектора возбудителя может быть вызвано чрезмерным увеличением плотности тока у щеток, неработоспособностью части из них, применением щеток несоответствующей марки.
Почернение группы пластин в определенной последовательности на коллекторе возбудителя приводит к короткому замыканию на соседних пластинах коллектора или между витками обмотки якоря возбудителя и обрыву цепи между коллектором и обмоткой якоря. Почернение вызывается эксцентричностью пли неровностью коллектора.
Быстрое изнашивание щеток, выкрашивание, появление в них трещин и откалываний могут быть вызваны вибрацией щеток из-за плохой их подгонки к обойме щеткодержателей и слабого нажатия пружиной, плохо продороженными слюдяными прокладками между ламелями, а также выступанием слюды на коллекторе.
К искрению под щетками приводят перегрузки генератора, нахождение щеток одинаковой полярности не на одной линии, загрязнение коллектора или колец, неровности коллектора, плохая притертость щеток, их слабое или неодинаковое нажатие, установка щеток несоответствующей марки, выступление слюды на коллекторе, установка щеток не на нейтрали.
Для определения нейтрали можно пользоваться двумя методами. При методе максимального напряжения ротор генератора (или якорь возбудителя) вращают с постоянным числом оборотов, генератору подается возбуждение от постороннего источника тока. Проверку осуществляют путем поворота щеточной траверсы с одновременным измерением напряжения па зажимах машины. 

Когда щетки будут стоять на нейтрали, вольтметр покажет максимальное напряжение.
При индуктивном методе машина должна быть неподвижной и возбужденной от постороннего источника напряжением 6—12 В. К зажимам якоря подключают вольтметр на 3—5 В с двусторонней шкалой. При различных углах поворота траверсы со щетками включают и отключают ток в цепи возбуждения, наблюдая за отклонением вольтметра. Положение щеточной траверсы, при котором показания вольтметра будут равны нулю (или минимальными), соответствуют расположению щеток на нейтрали.
К электрическим неисправностям относится также перегрев щеток и щеткодержателей. Это может быть вызвано искреннем щеток, перегрузкой одной из них вследствие плохой работы других щеток, слабым контактом между щеткой и гибким проводником, недостаточным сечением гибких проводников.
Шум щеток может быть вызван неровностями колец или коллектора возбудителя.