При перевозке трансформаторов по железной дороге необходимо выполнить требования железнодорожного габарита СССР, которым лимитируется определенный размер очертания транспортируемого груза в его поперечном сечении (рис. 39).
В случае, если груз не укладывается в железнодорожный габарит, его перевозят как негабаритный с особого разрешения. Проект перевозки трансформатора согласуется с соответствующей службой МПС.
При транспортировке трансформатора по шоссейной дороге составляют проект транспортировки, в котором должны быть учтены соответствия габарита транспортируемого трансформатора сооружениям, имеющимся на пути следования трансформатора (трейлера) с грузом.
Кроме сооружений по трассе следования трансформатора, проектом должны быть учтены линии связи, электропередачи, воздушные трубопроводы и другие действующие сооружения, которые необходимо восстанавливать после проследования груза. Проект согласуется со всеми заинтересованными организациями, а также с Государственной автоинспекцией, управлением дорожного хозяйства и в случае необходимости с пожарной инспекцией.
Крупные трансформаторы мощностью 10 000 кВ·А и выше отправляют с завода без масла с демонтированными узлами и деталями.
При отправке крупных трансформаторов и при сливе масла последнее остается в баке трансформатора в объеме не более 75% от номинального, свободное пространство внутри бака заполняется азотом под давлением, что препятствует переливанию масла внутри бака. При транспортировке и хранении таких трансформаторов необходимо сохранить герметизацию бака, чтобы избежать слива масла и увлажнения обмоток.
Трансформаторы 4-го и 5-го габаритов, масса которых превышает (без съемных частей) 75 т, отправляют с завода-изготовителя без масла, бак заполняют азотом.
С крупных трансформаторов демонтируют при отправке следующие узлы и детали: расширитель, выхлопную трубу, тележку, весь комплект охлаждающего устройства, вводы.
Для транспортировки трансформаторов по железной дороге используются специальные вагоны — железнодорожные транспортеры с пониженной базой для установки груза («крокодилы»).
В табл. 19 приведены основные данные железнодорожных транспортеров грузоподъемностью 80—150 т, которые используются для транспортировки крупных трансформаторов, устанавливаемых на подстанциях КС с электроприводом нагнетателей или на районных подстанциях энергосистем, сооружаемых в основном по проектным решениям энергоснабжения электроприводных КС.
Таблица 19
Основные данные транспортеров
Грузоподъемность, т | длина погрузочной площадки, мв | Ваза, мм | Высота погрузочной площадки, ми | Общая длина транспортера, мм | Число осей в тележках | Масса тары транспортера, т |
150 | 9156 | 20 270 | 960 | 29 215 | 12 | 85 |
130 | 7000 | 17 000 | 800 | 25 820 | 12 | 98 |
110 | 9160 | 20 270 | 1000 | 29 215 | 12 | 82 |
90 | 7150 | 15100 | 750 | 19 100 | 8 | — |
80 | 7000 | 13 600 | 795 | 17 970 | 6 | 43 |
Краткие технические характеристики масляных трансформаторов, применяемых на газопроводах
По прибытии трансформатора на место необходимо проверить по железнодорожной (или автотранспортной) накладной и демонтажной ведомости, которая отправляется отдельно заводом-изготовителем в адрес получателя вместе с технической документацией, наличие всех мест с деталями и способ их отправки (с маслом или без него), о чем указывается в заводской демонтажной ведомости.
Затем осматривают трансформатор и его крепления на транспортере. Неисправность креплений указывает на возможность резких толчков при транспортировке, что может повлечь за собой деформацию бака, обмоток и других частей. Проверяется наличие и исправность пломб на кранах, что указывает на сохранение необходимого уровня масла и отсутствие влаги внутри трансформатора.
Если трансформатор прибыл с установленными вводами, но без упаковки их в деревянных ящиках, необходимо проверить состояние вводов, а также установить ящики, покрытые внутри специальной битумированной бумагой.
По прибытии трансформаторов на место монтажа, если монтажные работы не производятся сразу, необходимо обеспечить правильное хранение трансформаторов.
Трансформаторы мощностью до 2500 кВ-A, отправляемые с завода с расширителем и заполненные маслом, нужно до монтажа проверять на сохранение номинального уровня масла в расширителе, при понижении его масло доливается. Периодически (не реже 1 раза в 3 месяца) необходимо через пробку грязевика выпускать скопившиеся в нем осадки. Проверяется также периодически электрическая прочность масла: если качество масла не соответствует нормам, необходимо восстановить его.
Трансформаторы, прибывшие на место монтажа без расширителя, но заполненные маслом, должны храниться с расширителем, устанавливаемым в короткий срок (не позднее чем через 6 месяцев) и с полным объемом качественного масла.
Трансформаторы, транспортируемые с завода-изготовителя без масла, должны на месте заполняться маслом в самые короткие сроки, но не позднее, чем через 6 месяцев после их отгрузки.
Основные параметры силовых трансформаторов приведены в табл. 20—21.
Таблица 21
Техническая характеристика масляных однофазных трансформаторов для питания станций катодной защиты